Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Дождь

(Rain)

Дождь – один из самых позитивных образов природы в Библии, даже в большей степени позитивный, чем в литературе в целом. Объяснением тому служат два фактора. Во-первых, климат в библейском мире был засушливым (см. СУХОСТЬ, ЗАСУХА). Во-вторых, ветхозаветный мир был аграрным миром, в котором люди сознавали свою зависимость от погоды.

В аграрном мире образ дождя связывается прежде всего с жизнью и изобилием, поскольку от него зависят посевы и урожай. Рисуя картину богатства обетованной земли, Моисей охарактеризовал ее как «землю с горами и долинами», которая «от дождя небесного напояется водою» (Втор.11:11). Благополучие зависит от Бога, Который «дает дождь на лицо земли и... воды на лица полей» (Иов.5:10; ср. Иак.5:18). С другой стороны, неблагополучие изображается как время, когда нет «ни росы, ни дождя» (3Цар.17:1; ср. Ис.5:6; Иер.14:4; Ам.4:7). Таким образом, дождь занимает одно из главных мест в галерее Божьего обеспечения, и в псалме хвалы, например, говорится, что Бог «покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву» (Пс.146:8; ср. Ис.55:10). Павел даже приводит дождь в качестве доказательства бытия Бога, на котором он строит естественное богословие (Деян.14:17; ср. Мф.5:45). При описании освежающего воздействия дождя библейские авторы выражают такие трепетные чувства, что их можно было бы сравнить с чувствами растения, если бы оно обладало ими, например, когда мы читаем о земле, «пившей многократно сходящий на нее дождь» (Евр.6:7). В таких условиях появление облаков, не приносящих дождя, было одним из самых больших разочарований (Притч.25:14; Иуд.1:12).

В соответствии с общей направленностью Библии придавать сверхъестественный или духовный оттенок природным явлениям, жизнетворный дождь предстает чем-то большим, нежели простой силой природы: в нем выражается знамение Божьего благословения, понимаемого обычно как награда за послушание завету. Поэтому к Божьему обетованию дождя «в свое время», чтобы земля давала «произрастения свои» (Лев.26:4), израильтяне относились как к следствию соблюдения Божьего закона (см. также Втор.11:14; 28:12, 24; ср. 3Цар.8:36). В грядущем обновлении земли люди тоже будут просить «у Господа дождя... Господь блеснет молниею и даст вам обильный дождь, каждому злак на поле» (Зах.10:1).

Буквальные образы дождя в Библии основываются на реальных климатических условиях Палестины. Дожди в этом регионе выпадают в определенные времена года и связаны с циклами вегетативного развития, уборки урожая и состояния покоя. Коротко говоря, одна половина года – лето – сухая, а другая половина – зима (обычно начиная с октября) – дождливая. Хороший урожай требует выпадения дождя в начале цикла, чтобы семена могли прорасти и развиться, и дождя в более поздний период роста, чтобы посевы достигли зрелости. Отсюда упоминания в Библии о раннем и позднем дожде (Втор.11:14; Пс.83:7 {имеется в виду ранний дождь}; Иер.5:24; Иоил.2:23; Иак.5:7; ср. Иов.29:23; Ос.6:3; Зах.10:1). В идеале хорошие дожди должны идти в течение всего этого цикла – «во время свое» (Втор.28:12; ср. Лев.26:4; Иер.5:24).

Если дождь сам по себе и вода, которую он приносит, предстают обычно желанными образами, совершенно иначе в воображении библейских авторов дело обстоит с тем, каким бывает этот дождь. Самый приятный образ дождя – спокойный ливень. Мы встречаем описания моросящего дождя (Иов.36:27–28), «дождя на скошенный луг» (Пс.71:6), «ливня на траву» (Втор.32:2). Разумеется, после засухи приятен и шум сильного или обильного дождя (3Цар.18:41; Пс.67:10). Но на другом конце этого ряда дождь становится образом ужаса. Здесь он приобретает силу проливного дождя, размывающего землю и производящего наводнения. Читаем, например, об «излиянии воды» (Иов.38:25), «дожде, смывающем хлеб» (Притч.28:3), «проливном дожде» (Иез.13:11), «всепотопляющем дожде» (Иез.38:22) и дожде, заливающем дом (Мф.7:25, 27). По сути дождь иногда предстает подавляющей силой, от которой уязвимые люди ищут укрытия, образом враждебной стихии (Иов.24:8; Ис.4:6). Сорокадневный дождь во время потопа описывается в Библии как результат открытия небесных шлюзов: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Быт.7:11).

Той же схеме следуют метафорические образы дождя. В большинстве они положительные, но есть и существенное меньшинство, где различные злоключения изображаются как действие дождя. С одной стороны, благочестивое учение «польется, как дождь» (Втор.32:2) и праведность кропится с небес (Ис.45:8). У справедливого правителя как «от сияния после дождя вырастает трава из земли» (2Цар.23:4). С другой стороны, Бог посылает на нечестивых Свою ярость как дождь (Иов.20:23) и проливает на них дождем горящие угли, огонь и серу (Пс.10:6). Голос сварливой жены сравнивается со звуком падающих капель дождя (Притч.19:13 NRSV) – утомительным, монотонным и непрестанным. Правитель, «притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб» (Притч.28:3).

См. также: БУРЯ; ВОДА; ГРАД; ОБЛАКО; ПОГОДА; РОСА; СНЕГ; СУХОСТЬ, ЗАСУХА; ТУМАН.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle