Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Роса

(Dew)

Роса – это влага, осаждающаяся из теплого воздуха на холодной поверхности земли. В Палестине и Сирии она имеет важное значение для урожайности посевов и растительности в целом. С апреля по октябрь дождей мало, поэтому роса крайне необходима для поддержания роста растений. В некоторых засушливых районах обильная роса служит основным источником воды для естественной растительности, зерновых, виноградников и даже небольших животных. В Ветхом Завете под упоминаниями о росе имеются в виду как роса на земле, так и ночной и утренний туман (Исх.16:13; Чис. 11:9; 2Цар.17:12). Ночной воздух покрывает росой (Суд.6:37–40; Песн.5:2; Дан.4:12).

Роса в буквальном смысле представляет собой часть творческой работы Бога в природе. Наряду с дождем, льдом, инеем и морем, роса указывает на славу Божьей творческой силы (Иов.38:28–30; Притч.3:20). Она связывается с дождем как явление, от которого зависит жизнь в природе и которое само зависит от слова Божьего (3Цар.17:1).

Символическое значение росы основывается на ее физических свойствах. Будучи по своей сути водой, роса символизирует благословение, милость или благосостояние. Благословляя Иакова, Исаак попросил Бога дать ему «от росы небесной», наряду с «туком земли» и «множеством хлеба и вина» (Быт.27:28). В одном из обещаний благословения Бог назвал Себя «росою для Израиля» (Ос.14:6). Роса ассоциируется с ниспосланием манны в пустыне (Исх.16:13–14; Чис. 11:9). Обетования благословения, будь то Исаву (Быт.27:39), заветному Израилю (Втор.33:13) или восстановленному Израилю в будущем (Зах.8:12), сопровождаются образами росы с неба, наряду с картинами земли, обильной хлебом и вином (Втор.33:28). В конце благословение и благополучие восстановленного остатка Иакова между народами будет «как роса от Господа» (Мих.5:7). Благоволение царя сравнивается с росой на траве в противоположность его гневу, подобному реву льва (Притч.19:12). С другой стороны, отсутствие росы считалось признаком проклятия, лишения благословения (2Цар.1:21; 3Цар.17:1; Агг. 1:10).

Благодаря ассоциативной связи росы с утром этот образ служит также выражением жизни, молодости и воскресения. Иов печалился о тщетности своих мыслей, что он проживет долгую и полноценную жизнь, как роса, лежащая на ветвях всю ночь (Иов.29:19). В Пс.109:3 псалмопевец использует образ росы, наряду с чревом и утренней зарей, при описании рождения. В день спасения мертвые, поверженные в прахе земли, оживут подобно тому, как роса возрождает жизнь на земле (Ис.26:19).

Физические свойства росы породили также множество конкретных образов. Способность росы, сходящей с горы Ермон, покрывать всю землю и оживлять ее послужила образом кровного родства верующих в Бога и соединяющихся в паломничестве к храму (Пс.132:3). В другом месте в образе росы, падающей на любой открытый участок, выразилось представление о том, как войско может подавить преследуемого им противника (2Цар.17:12). Тот факт, что роса быстро испаряется на солнечном свете, делает ее символом чего-то мимолетного и эфемерного, подобно мякине или дыму, выходящему через окно (Ос.6:4, 13:3; ср. Исх.16:13–14; Ис.18:4).

Роса – многогранный образ, использование которого в Библии неразрывно связано с климатическими условиями региона, где роса выполняет жизненно важную функцию, относительно малознакомую в западном мире.

См. также: БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ; БРЕННОСТЬ, МИМОЛЕТНОСТЬ; ВОДА; ДОЖДЬ; УТРО, ЗАРЯ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle