Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Поклонение

(Worship)

Поклонение – это дань уважения; это отношение и действия, призванные признать и описать достоинство человека. В иудейской и христианской практике поклоняться следует только Богу, о чем говорится в каноническом Писании. Однако поклонение Богу, явленному в еврейском Писании, – непростое дело. Бог трансцендентен и незрим (Исх.33:17–23); у Него нет формы, которую можно было воспроизвести физически (Втор.4:11–19), а Его величие таково, что никто не может приблизиться к Нему (Исх.19:12–13, 21–22, 24). Но этот трансцендентный Бог желает поддерживать близкие отношения со Своим народом, как со всем коллективом, так и с отдельными личностями. Для поклонения такому Богу следует понимать, каким образом можно приблизиться к Нему; сама суть богословия – познание Бога, а формы и действия поклонения этому Богу – проявления данного богословия. Образ поклонения связан одновременно с идеями святости и близости. Для выполнения такой сложной задачи образы включают в себя действия людей и утверждение условия поклонения.

Задача освобождения. У образов поклонения есть и другая сложная сторона: противопоставление поклонения истинному Богу идолопоклонству, или поклонению ложных богов. Формы поклонения в обоих случаях одни и те же, и мы могли бы сказать, что желание поклоняться исходит из общих убеждений о силе форм поклонения. Но поклонение истинному Богу требует, чтобы человек не зависел от других богов. Для того чтобы служить Богу в поклонении, надо быть свободным от служения другим вещам.

Этот мотив можно проследить, если мы обратим внимание на использование еврейских слов ʻabad/ʻaboda или «поклоняться»/«служить» в Библии. Тема ухода Израиля в пустыню для поклонения (ʻabad) Богу в той или иной форме появляется в Исх.3:12; 4:23; 7:16; 8:1, 20; 9:1, 13; 10:3, 7, 11, 24, 26; 12:31). Уход в пустыню противопоставляется положению израильтян в Египте – рабству (ʻaboda, Исх.2:23) в «доме рабства» (betʻaboda, Исх.13:3, 14; 20:2). Этот небольшой пример показывает связь между свободой от рабства и способностью к поклонению. В большем масштабе свобода обещана в Духе Господнем (2Кор.3:17), так что верующие свободно могут посвятить себя служению Богу (Рим.12:1). Поэтому свободы следует желать как необходимого условия для поклонения Богу.

Действия поклонения. Поклоняться – это прежде всего глагол, действие. Оно мотивируется желанием почтить кого-либо. В Библии перечислено множество физических движений и проявлений поклонения, включая поклоны, размахивание руками, хлопанье в ладоши, танцы, процессии и пение.

В соответствии с представлением о поклонении как о почитании, мы обнаруживаем, что низкий поклон – подобающее проявление поклонения. Поклон связывается с поклонением в десяти заповедях и других местах (Исх.20:5; 23:24; Лев. 26:1; Втор.5:9). Кланяться другим богам, природе или «изделиям рук своих» значит предаваться идолопоклонству (Мих.5:13; Соф.1:5). Поклоны были частью обряда жертвоприношения (Втор.26:10; 4Цар.17:36). Это положение свидетельствует о послушании, готовности повиноваться. Святые склоняются у ног Бога и получают наставления (Втор.33:3). Поклон, предваряющий общение с Богом (Пс.95:9), – уместное поведение для вошедшего в дом Божий (Пс.5:8; 137:2). Отрывки-наставления в Писании настоятельно рекомендуют эту позу.

В историях преклонение колен тесно связано со словесными выражениями поклонения. Узнав, что Соломон стал царем, Давид в благодарности «поклонился... на ложе своем» (3Цар.1:47). Иов откликается на весть о смерти своей семьи тем, что «пал на землю, и поклонился», признавая власть Бога давать и забирать (Иов.1:20). Даниилу и трем его друзьям велено «пасть и поклониться» образу Навуходоносора; отказ кланяться угрожает казнью в огненной печи, которая, однако, не была успешной (Дан.3:11). Апостол Павел сочетает словесную исповедь с преклонением колен в поклонении (Рим.14:11; Флп. 2:10). Наконец, в Библии рассказывается о будущем дне, когда все народы мира признают Божье правление; в это время «поклонятся» все племена (Пс.21:28; 71:9, 11; Ис.45:14, 23; 46:2, 6–7; Рим.14:11; Флп. 2:10). В этом действии выражается уважение к величию Бога.

В других действиях поклонения уважение сочетается с ликованием. Мариамь и израильтянки поклонялись Богу после избавления на Чермном море, танцуя перед Ним (Исх.15:20); Давид так же празднует возвращение ковчега (2Цар.6:16). Автор псалма руководит поклонением, веля людям: «Да хвалят имя Его с ликами» (Пс.149:3); «Хвалите Его с тимпаном и ликами» (Пс.150:4). Хлопанье в ладоши указывает на великую радость по причине Божьих благословений и Его заботы (Пс.46:2; 97:8; Ис.55:12). Поднимать вверх руки тоже рекомендуется при поклонении Богу: «Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа» (Пс.133:2; см. также Пс.27:2; 118:48; Плч.2:19; 1Тим.2:8). В песнях восхождения (Пс.119–133) перечислены и другие особенности процессий поклонения (Неем.12; Пс.23; 67). Музыканты, певцы и хор также вносили вклад в поклонение Богу (Неем.12; Пс.150). Даже еда может быть частью выражения уважения к Богу, как в случае с пасхой (Исх.12:18). Эти действия были частью поклонения Богу; они символизируют внешнее и внутреннее поклонение и энтузиазм в почитании Бога.

Наконец, жертвоприношения и воскурения тоже неразрывно связаны с поклонением. При освящении храма в жертву Богу приносятся «двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота» (3Цар.8:63). Много наставлений дано по поводу символических жертвоприношений животных в скинии Ветхого Завета, а также постоянного сожжения ароматного ладана.

Но главное в поклонении посредством жертвы – это повиновение людей Божьим заповедям. Авраам предвещает Божью жертву, когда готов принести в жертву своего сына Исаака, чтобы почтить Бога; ему вменяется это в веру (Евр.11:17). Новозаветные верующие должны составить идеальный храм, пожертвовав себя в качестве акта поклонения живому Богу (Рим.12:1). Но в этом они лишь следуют примеру Христа, образцовой Жертвы; Его необычная жертва – главная тема всего Нового Завета (Еф.3:2; Евр.9:26; 10:5–10; 1Ин. 2:2; 4:10). Павел радуется тому, что сделался «жертвою за жертву» Христа (Флп.2:17). В поклонение церкви также входит жертва, «жертва хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его» (Евр.13:15). Жертва занимает важное место между действиями поклонения и его условиями, так как относится и к тому, и к другому. Как и другие действия, она указывает на готовность сердца, а вместе с другими обрядами храма является образом активного послушания.

Условия поклонения: храм и жертвоприношение. Существует центральный образ поклонения в рамках развития поклонения в еврейском Писании. Этот образ касается восприятия присутствия Бога и того, как к Нему приблизиться. Основное откровение о правильном поклонении Богу – это теофания на горе Синай; здесь отношения с Богом установлены в завете, показывающем, как познается присутствие Бога и каким образом можно приближаться к Нему в поклонении. Это откровение Бога предвосхищается в истории патриархов; присутствие Бога ощущается в теофаниях, когда Бог делает Свои обетования завета (Быт.15:1–21) или подтверждает их (Быт.18:1–18; 28:10–21), а жертвенник служит средством поклонения Богу (Быт.12:7–8; 13:3–4; 26:24–25; 35:1–7).

Теофания на горе Синай становится исполнением обещания, данного Богом патриархам, и раскрывает богословское значение имени Яхве (Исх.6:3–4). Основное значение этого имени заключается в постоянном присутствии Бога, определенном в завете горы Синай (Исх.3:12–14). Завет дает возможность постоянно ощущать присутствие Бога и разрабатывает формы поклонения, в частности, значение жертвенника. Далее это ведет к строительству храма как постоянного строения, символизирующего присутствие Бога среди народа. Позже, в период после изгнания, храм восстанавливается и функционирует в совершенно иной общественной и политической обстановке. Большие различия в обстоятельствах поклонения представлены в Писании как обладающие богословской преемственностью, поскольку правила приближения к святому Богу едины.

Теофания на горе Синай проявляется в виде облака славы, появляющегося как буря, с громом и молнией (Исх.19:16). Это событие откровения и церемония завета связаны между собой в Исх.19:1–24:8; однако откровение продолжается и делаются указания о постоянных символах, зримо отражающих присутствие Бога. Это присутствие представлено скинией. Наставления для священников (Исх.25:1–31:11) включают правила о субботе как знаке завета (Исх.31:12–17) и утверждение, что все это было написано Богом на каменных скрижалях (Исх.31:18).

Строительство скинии было произведено согласно указаниям Бога (Исх.35:1– 40:33), и на нее сошло облако славы, которое видели на горе (Исх.40:34–35); это был знак постоянного присутствия Бога с Его народом (Исх.40:36–38). Далее описывается порядок принесения жертвоприношений в скинии (Лев.1:1–7:38), и в завершении отмечается, что это – часть откровения, данного Богом на Синае (Лев.7:37–38). В Книге Левит описаны и другие функции скинии, такие как рукоположение и обязанности священников (Лев.8:1–10:20), символическое значение святости в законах о чистоте (Лев.11:1–16:34) и указания по поводу практического соблюдения святости (Лев.17:1–27:34). В каждом из этих законов, «которые дал Господь Моисею» (см. Лев. 7:38), упоминания об их происхождении произносятся как рефрен, в особенности в начале и завершении каждого из разделов (Лев.8:4–5, 36; 16:34; 17:2). Левит завершается упоминанием о сорока днях на горе Синай и указаниям по соблюдению субботы (Лев.25:1–55), перечислением заветных благословений и проклятий (Лев.26:1–46) и даров при принесении обета (Лев.27:1–34).

В целом скиния со своими функциями, формами и временем поклонения относится к завету горы Синай как место, где предписано поклоняться Богу. Все части образа имеют значение только как части единого целого; целое – это выражение присутствия Бога, явленного на горе Синай. Он выражает Свое величие и могущество в образе бури на Синае и тем самым свидетельствует о Своем присутствии среди несвятого народа.

Скиния и обряды поклонения выражают святую трансцендентность Бога и потребность в очищении у тех, кто поклоняется Ему. Значение этого скрыто присутствует в длинных описаниях указаний завета. Строение скинии или храма имеет общие особенности с храмами Египта, Месопотамии и Ханаана. Например, храмы в Араде (X – VIII в. до Р. Х.) похожи на храмы периода Ура III в Месопотамии (ок. 2050–1950 г. до P. X.). Они состоят из внутреннего двора и широкого помещения. Внутри последнего находилась ниша, служившая Святым-святых, где хранился символ божества. К такому типу относится храм Навуходоносора Нинмах в Вавилоне (604–562 г. до P. X.). В храме Иерусалима двор находился перед собственно храмом и делился на несколько частей, святость которых увеличивалась по мере приближения к храму. В этом отношении он имеет некоторое сходство с египетскими храмами, такими как храм Аменхотепа III (1404–1366 г. до Р. Х.), состоящий из открытого двора, крытого портика и Святого-святых, окруженного разными часовнями. Храм Ваала в Угарите обладал теми же особенностями, но отличался тем, что внутреннее помещение не находилось на одной линии с двором и притвором. Основным предметом во дворе был жертвенник, что облегчало жертвоприношения богам. Храмы были дворцами богов-правителей, а обряды – частью служения богу. Строение должно было служить как для создания дистанции между человеком и божеством, так и для предоставления доступа к нему.

Скиния или храм – дворец Яхве. Еврейское слово, которое переводится как «храм» (hekal), означает «дворец»; значение «храм» определяется указанием на обитателя. Дворец Яхве – это прежде всего Святое-святых, закрытый куб в дальнем конце главного помещения. В нем находился царский престол Бога, на котором, как на царском престоле Ханаана и Финикии в конце бронзового – начале железного века, были изображены херувимы. Херувимы образовывали основание и спинку престола, и даже весь престол; они обладали телами львов, крыльями орлов и человеческими головами, что указывало на слияние высших сил. В Библии говорится, что Яхве восседает на херувимах (4Цар.19:14–15; Пс.79:1; 98), символизировавших трон не имеющего формы Бога. Однако Святое-святых было покрыто полнейшей тьмой, чтобы верующих не ослепила слава Царя (3Цар.8:10–13).

Ковчег завета образует подножие престола (1Пар.28:2; Пс.98:5; 131:7–8) и постоянно напоминает, что доступ к Божьему присутствию для поклонения возможен только при условии исполнения завета. На святость Бога указывает также строение скинии, в которой соблюдается тщательная градация материалов по стоимости, и самые дорогие используются в Святом-святых. Убранство тронного зала сделано из самых ценных металлов, а херувимы на завесе вытканы самой дорогой нитью. Эти уникальные особенности данного места свидетельствовали о святости и величии Бога, явленных на горе Синай.

Жертвоприношение – основной обряд, связанный с храмом. В других древних храмах жертвоприношение представляло собой пищу или дар для божества, так что жертвенник был в некотором роде столом. В Израиле жертвоприношение призвано восстановить подобающий порядок внутри творения и сделать поклонение возможным. Храм символизирует Бога и жизнь, а язычники живут вне его, в области смерти и пустоты. Народ завета, который соблюдает правила чистоты, символизирующие жизнь и порядок (Лев.11:1–15:33), может приблизиться к Богу. Но они не смогут приблизиться к Нему, если не признают, что также принадлежат царству смерти. Основной момент жертвоприношения – пролитие крови, посредством которого совершается искупление (kipper) жизни верующих (Лев.1:4; 4:20); выкуп (koper) уплачивается за жизнь, находящуюся в опасности (см. Исх.21:30). Жертвоприношение – это средство движения к жизни и святости из царства смерти; оно символизирует возрождение, возвращение к подобающему состоянию упования на Бога. Непосредственный контакт смертного со святым приводит к смерти; при посредничестве священника и жертвоприношения человек может сохранить жизнь. Как часть акта поклонения, жертвоприношение указывает на святость и благодать животворящего Бога.

В Ветхом Завете ясно указано, что храм, жертвоприношения и поклонение в храме, которые свидетельствуют об искупительных событиях (Исх.23:14–19), – образы, выражающие веру людей, воздающих почести Богу-Владыке. Для поклонения необходима не столько жертва, сколько повиновение, исполнение воли Бога (Пс.39:7–9), правильные отношения людей с Ним. Повиновение необходимо для правильного поклонения, но не заменяет его, так как обряды говорят об отношениях людей с Богом.

Поклонение через воплощение. Иисус объявляет, что Он – это воплощение божественного присутствия, замещающее символику храма. Говоря о Своей власти над храмом, Он заявляет тем, кто бросает Ему вызов: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2:19). Это загадочное высказывание было понято после Его воскресения: храмом Он называл Свое Тело (Ин.2:20–22). Потом Иисус призвал Своих учеников к поклонению (Ин.20:28–29). Настанет время, когда ни Самария, ни Иерусалим не будут подобающим местом для поклонения, но подобающее поклонение трансцендентному Богу будет совершаться «в духе и истине» (Ин.4:23–24).

Иисус одновременно и Священник, и Жертва (Евр.4:14–16; 10:1–10). Через «покров» плоти мы входим в само присутствие Бога, Его тронный зал, посредством Его животворящей Крови (Евр.10:19–22). Это поклонение нового завета, которое делает завет Синая устаревшим и ветхим (Евр.8:7–13). Христианское поклонение – не от горы Синай, но от горы Сион, города живого Бога, небесного Иерусалима (Евр.12:18–24). Личность Христа, искупление Его смертью и поклонение Ему – все это описывается с помощью знакомых образов, связанных с заветом Синая; с помощью этого подчеркивается значение личности и служения Христа, искупление Которого дает людям доступ к поклонению Богу, Которого никто не видел и не может видеть.

Христианское поклонение выражает уважение к Богу в терминах искупления и божественного присутствия Христа, крещение, вечеря Господня и молитва – основные средства выражения общения с Богом. Все они основаны на более раннем поклонении Ветхого Завета, но приобретают иное значение. Вода очищения уже символизировала у Иезекииля освобождение от греха и смерти, а также знамение, посредством которого Бог внушит людям Свою волю (Иез.36:25–27). Для христианина крещение становится символом очищения и рождения свыше, дающих возможность поклоняться Богу (Рим.6:3–9). Причастие не только напоминает о пасхальном искуплении, но и свидетельствует о жизни под новым заветом (Лк.22:19–20). Молитва теперь обращена к Иисусу, так как Он един с Отцом и делает Его дело (Ин.14:9–12). Он учит Своих учеников просить во имя Его (Ин.14:13–14). Присутствие Иисуса пребудет с Его последователями в Духе, Который продолжит дело Иисуса в новом веке (Ин.14:25–26; 16:12–14). Присутствие Бога пребывает, но это не отменяет старых символов; теперь поклонение Богу происходит в духе и истине.

Элементы поклонения, такие как литургии крещения, причастие, гимны и молитвы, сохранились в Новом Завете, но на их литургический контекст – то есть на то, как из них складывается поклонение, – указывается редко. У ранних христиан не было общего единого образца поклонения. Представление о Теле Иисуса Христа как храме и символе Божьего присутствия распространилось на Церковь как тело и храм Божий. Мы – живые камни, созидающие духовный дом, святое священство, приносящие духовные жертвы, угодные Богу (1Пет.2:4–5). Собрания для поклонения составляют саму суть христианской веры и представляют присутствие Бога. Те, кто может смело войти в Святое-святых через плоть Христову (Евр.10:20), не должны пренебрегать собраниями, но собираться вместе для поклонения, ожидая совершения надежды на то, что они будут когда-нибудь со Христом навеки, в славе (Евр.10:24–25). Тогда поклонение достигнет своей окончательной цели.

Поклонение на небесах. Последние образы поклонения в Библии находятся в Книге Откровение, где поклонение, вероятно, занимает центральное место в небесных обрядах. Откр.4 – целая глава, посвященная описанию поклонения. Особое внимание уделяется трансцендентному контексту поклонения и странным существам, которые участвуют в нем. Поклонение происходит вокруг Божьего престола, и его основная тема – восхваление Бога. Далее мы встречаем в тексте и другие эпизоды, перекликающиеся с этой главой (Откр.5:6–14; 7:9–12; 11:16–19; 15:2–8). Многие из образов поклонения в Апокалипсисе основаны на ветхозаветных упоминаниях о поклонении в храме и теофаниях Бога (напр., образы грома и молнии).

См. также: БОГ; ВОСПЕВАНИЕ ХРИСТА; ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ; ЖЕРТВЕННИК; ИДОЛЫ, ИДОЛОПОКЛОНСТВО; КОЛЕНО, КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ; МОЛИТВА; МУЗЫКА; ПОКЛОН, ПРЕКЛОНЕНИЕ, КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ; ПРИНОШЕНИЕ; ПСАЛМЫ ПОКЛОНЕНИЯ; ПСАЛМЫ ХВАЛЫ; СВЕТИЛЬНИК, ЛАМПАДА, СВЕЧА; СВЯТОЕ МЕСТО; СВЯЩЕННИК; СКИНИЯ; СТРАХ БОЖИЙ ; СУББОТА; ТЕОФАНИЯ, БОГОЯВЛЕНИЕ; ТОРЖЕСТВА; ФИМИАМ, КАЖДЕНИЕ ФИМИАМА; ХРАМ; ЧИСТОТА.

Библиография:

D. Davies. «Ап Interpretation of Sacrifice in Leviticus», ZAW 89 (1977) 387–99;

M. Douglas, Purity and Danger: An Analysis of the Concepts of Pollution and Taboo (London: Ark, 1984) 7–57;

M. Haran, Temples and Temple-Service in Ancient Israel (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1985);

O. Keel, The Symbolism of the Biblical World: Ancient Near Eastern Iconography and the Book of Psalms (New York: Crossroad, 1985) 111–356;

R. P. Martin, Worship in the Early Church (Grand Rapids: Eerdmans, 1975).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle