Библиотеке требуются волонтёры
Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Скиния

(Tabernacle)

После храма, скиния – самое важное место поклонения в Библии. Библейские образы скинии естественным образом делятся на три категории: собственно скиния и ее убранство, последующие упоминания о скинии в Ветхом Завете и ее изображение в Новом Завете, у Иоанна, в Книге Деяний и особенно в Евреям и Откровении.

Скиния в Исходе. Один из двух основных образных рядов, связанных с собственно скинией, является художественным и архитектурным. Главы, в которых описаны материалы, использованные для строительства скинии, – наслаждение для художника: они полны цвета, текстуры и дизайна. Атмосфера тщательного планирования придает этим чувственным образам композиционное единство. Тема физических особенностей скинии переплетается с мотивом поклонения, и мы ни на мгновение не можем забыть о факте, что эта богато украшенная и разноцветная скиния существовала для выполнения религиозных обрядов и поклонения.

Так как физические особенности скинии отвечали задачам ее религиозного использования, мы можем наблюдать здесь действие зарождающегося символизма. Многие современные толкователи рассматривают скинию как собрание символов, относящихся ко Христу, – красный цвет обозначает Кровь Иисуса, голубой – небеса и так далее (см. ЦВЕТА). Проблема, связанная с такими толкованиями, заключается в том, что, насколько бы они ни опирались на более ранние толкования, это всего лишь догадки и произвольные ассоциации. Чтобы по-настоящему понять, что такое скиния, нужно изучить, что эти символы значили для древних израильтян.

Размеры и форма скинии. Скиния представляла собой шатер – украшенный, но все-таки шатер. Она была построена в период блужданий в пустыне, когда народ Божий путешествовал из Египта в землю обетованную и жил в переносных шатрах. Поэтому и скиния, место жительства Бога на земле, была сделана в форме шатра.

В Книге Исход говорится, что Бог дал указания по поводу строительства Своего жилища. Бог сообщил Моисею в подробностях, как построить скинию (см. повторяющиеся слова «сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе», Исх.25:40, ср. Исх.25:9). После того, как указания были даны, и до того, как они были выполнены, Израиль отошел от Бога и поклонялся золотому тельцу (Исх.32). Моисей выступил ходатаем за свой народ, и Бог простил израильтян. В последней части Книги Исход рассказывается, как Израиль в точности выполнил наставления Бога по поводу строительства (ср. Исх.35–38 с Исх.25–27). Когда строительство было завершено, Бог наполнил здание облаком Своей славы, символизировавшим Его святое присутствие среди Его народа (Исх.40:34–38).

Скиния состояла из трех частей: войдя во внешний двор, человек мог непосредственно направиться к святилищу, а прямо за святилищем находилось Святое-святых. В древности все египетские храмы, построенные по образцу личных домов, были трехчастными и вход в святилище был линейным; некоторые хананейские храмы (напр., в Угарите, Сихеме) тоже состояли из трех частей; месопотамские же храмы были построены совершенно иначе. Таким образом, некоторые особенности скинии были знакомы израильтянам как стандартные черты египетских храмов. Другие же особенности ее строения обладали ярко выраженным значением. Внутреннее святилище практически всех древних храмов содержало священное изображение божества; в египетских храмах иногда устраивались также святилища для дополнительных божеств по бокам Святого-святых. Архитектурное строение скинии провозглашает: существует только один Бог, и изображать Его запрещено.

По стандартам древних храмов, скиния была скромной; заметим для сравнения, что в фиванских храмах Рамзеса II ежедневно приносили в жертву пятьдесят пять буханок хлеба. Внешний двор имел длину сто локтей (45 м) и ширину пятьдесят локтей (22,5 м), но сама скиния имела длину всего тридцать локтей (13,5 м), а ширину и высоту – десять локтей (4,5 м). Некоторые другие храмы того периода были примерно такого же размера, но скиния была меньше большинства хананейских и намного меньше египетских, месопотамских и хеттских храмов. Однако египтяне тоже пользовались шатрами-святилищами, как и другие кочевые народы, а скиния, очевидно, была больше, чем большинство из них. Во время блужданий Израиля в пустыне скиния находилась в центре прямоугольного лагеря, как царский шатер Рамзеса II во время военных походов.

Содержимое скинии. Все краски и материалы, перечисленные в Исходе, были доступны в Египте во времена Моисея; строительство в Египте развивалось уже в течение полутора тысяч лет. Некоторые материалы не имеют символического значения, возможно, чтобы показать практичность Бога: израильтяне использовали древесину акации (которая часто применялась египтянами в строительстве) просто потому, что это единственное дерево, которое можно найти в Синайской пустыне! Оно также хорошо выдерживает жар. (Если бы израильтяне сочиняли историю о строительстве скинии в более поздний период, они, без сомнения, упомянули бы об использовании древесины кедра, по примеру храмов Ваала и храма Соломона).

Самые дорогие красители и материалы использовались для мест, близких к ковчегу; менее ценные материалы были удалены от ковчега. В древности на Ближнем Востоке уменьшение ценности указывало на уменьшение святости, так как к божеству следовало приближаться с великим почтением и трепетом.

Ковчег завета напоминал священные ковчеги, хранившиеся во внутренних святилищах древних храмов. Так как художники часто изображали херувимов на пьедесталах тронов, херувимы на крышке ковчега символизируют престол; таким образом, Бог сидит на престоле над херувимами (1Цар.4:4; 2Цар.6:2; 4Цар.19:15; Пс.79:2; 98:1; Ис.37:16; ср. с Чис. 7:89; Иез.9:3). В других ближневосточных храмах (напр., минойских, ассирийских, хеттских) были столы для приношений, но в скинии Израиля хлебом питались священники, а не божество (Лев.24:9). Жертвенники регулярно присутствуют в древних храмах, так же как и стандартные типы жертвоприношений: благодарственная жертва, жертва за грех, искупительная жертва. Но большинство древних народов приносило жертвы, чтобы убедить божество послать дождь или другие милости; Яхве обещал народу благословить его, если Израиль просто будет соблюдать завет. В храмах, где приносились жертвы, требовались также жертвенники для воскурений, чтобы заглушить вонь горящей плоти; такой жертвенник был и в скинии. В таких храмах также обязательно присутствовали светильники, чтобы священники могли видеть находящееся в святилище не при мирском свете.

Во многих храмах Ближнего Востока в древности находились престол, подножие, светильник, стол, сундук и постель божества. В скинии сундука и постели не было, что означало: у Бога нет телесных потребностей (см. Пс.49:8–14). Египетские, хананейские или хеттские священники будили божество по утрам, развлекали его танцами девушек и тому подобное; но Яхве не был богом из камня или дерева, как эти боги (Пс.134:15–18; Ис.46:5–11; см. СПЯЩИЙ БОГ).

Назначение скинии. Древние народы воспринимали храмы как дома богов. Таким образом, обычно люди считали, что храмы построены по планам богов (Тота в Египте; Нингирсу (Нинги́рсу, шумер. «Хозяин Гирсу» – бог в шумерской мифологии) в Гудее); поэтому древние проявляли больше интереса к рассказам об архитектуре подобных строений, чем мы сегодня (напр., эпос о Ваале). Люди также понимали, что земной храм – лишь слабое отражение славы небесного дома бога (вавилонский храмовый комплекс Эсагила, ср. также найденные при раскопках храмы Ваала с хананейским мифом о небесном доме). Земной образец должен был соответствовать небесному, чтобы божество комфортно чувствовало себя на земле; конкретные инструкции в Исходе (Исх.25:8–9; 29:45) могут отражать ту же идею. Как хананейские, египетские и месопотамские храмы часто указывали на космическое правление соответствующих божеств (напр., синие, усыпанные звездами потолки египетских храмов), так Израиль мог поклоняться Богу в Его скинии, но при этом признавать, что Он наполняет небо и землю (3Цар.8:27; Ис.66:1–2). Храм не заключает в себя божество; он просто является местом, где верующий может приблизиться к божеству с подобающим почтением.

Хотя скиния была жилищем Бога, Бог сходил на нее, чтобы встретиться с собранием (Исх.33:9). Таким образом, она просто символизировала понятие, представленное в Пятикнижии Моисея и книгах пророков: присутствие Бога доступно для Его народа (Исх.33:9–11). Скиния сообщала о святости Бога, Его единственности и Его присутствии среди Его народа.

В период блужданий по пустыне скиния означала присутствие Бога как божественного Воина. В Чис. 2 описывается лагерь израильтян на пути из Египта в землю обетованную. Скиния – шатер, стоящий среди колен. Иначе говоря, шатер Бога занимает место в военном лагере, которое обычно занимал шатер царя-воителя. Поэтому неудивительно, что, когда скинию сворачивали, ковчег, обычно находившийся во Святом-святых, несли во главе армии, с восклицанием: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» (Чис.10:35). Когда же ковчег приносили на место новой стоянки, возглас был таким: «Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» (Чис.10:36).

Скиния в других местах Ветхого Завета. Некоторые авторы утверждали, что скиния находилась в храме, но скорее всего филистимляне уничтожили ее в Силоме (1Цар.4:11–22; Пс.77:60; Иер.7:12–15), оставив только ковчег, хотя израильтяне построили для его хранения новую скинию, пока не был построен храм (2Цар.6:17; 3Цар.1:39; 2:28–30). Однако в поклонении израильтян скиния часто упоминается как место жительства Бога, иногда так образно называют храм (Пс.26:6; 75:3). Так было принято в Древнем мире; хананеи подобным образом говорили о «скинии» своего главного бога, Иля.

Верующий в Бога, таким образом, должен был жаждать Его «скинии», то есть пребывания в Его присутствии, как священники и левиты, несшие служение в храме (Пс.14:1; 26:5; 60:5; левиты были авторами многих псалмов – 1Пар.16:4–6, 41–42; 25:1–7; 2Пар.29:30). Бог обещал, что Его скиния пребудет с Его народом вечно, потому что Его завет гласит, что Он будет пребывать с ними и будет их Богом (Иез.37:27; ср. Иез.43:7, 9; Исх.29:45–46).

Образ скинии в Новом Завете. Ранние христиане иногда упоминали о скинии; самые известные упоминания о ней в Новом Завете встречаются у Иоанна, в Деяниях, а особенно – в Евреям и Откровении.

Иисус как скиния. Мы уже видели, что основная функция скинии заключалась в представлении святого Божьего присутствия на земле. Евангелие от Иоанна начинается с объявления о том, что само Слово Божье приняло человеческий облик. В Ин.1:14 сказано: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». По-гречески «обитало» (skenoo) – глагольная форма от слова, обозначающего скинию. Таким образом автор Евангелия хочет показать нам, что Иисус – исполнение скинии. Бог действительно присутствует среди людей!

Скиния в речи Стефана в Деян.7. Эллинизированные иудеи, не христиане, выдвинули против Стефана два обвинения: он выступал против Моисея или закона и против «святого места сего», храма (Деян.6:13–14). После разрушения храма в 70 г. по P. X. сохранилось много иудейских преданий, рассказывающих о ревностном отношении многих иудеев к храму и его особой святости, так что эти обвинения были серьезными. Стефан не соглашается с обвинением, что он – против закона Моисея, цитируя закон в свою защиту. Однако он не согласен с отношением его обвинителей к храму.

Стефан отвечает, что храм – не главное в Божьем откровении и что история показывает: Божий народ отвергает избавителей, которых Он посылает им (Деян.7:9, 27, 35–37). Стефан указывает, что Бог может явить Себя где угодно, в том числе в Месопотамии, в Египте или же на «святой земле», на горе в пустыне (Деян.7:2, 10–17, 33). Парафразируя Ам.5:25–27, Стефан предупреждает, что у Израиля в пустыне была скиния, но израильтяне и тогда нашли возможность для идолопоклонства (Деян.7:40–44); далее он напоминает своим слушателям, что Бог не позволил Давиду построить храм, но разрешил это Соломону (Деян.7:46–47), и что Богу вообще не нужен земной храм (Деян.7:48–49; Ис.66:1–2). Подобно Иисусу (Мк.12:10–11; Пс.117:19–27; Ин.14:23), Стефан, без сомнения, предвосхищал новый храм, который Иисус создаст среди Своего народа (Еф.2:19–22; Откр.21:3).

Скиния в Евреям. Как мы отмечали выше, скиния Книги Исход, вероятно, указывала на небесную скинию, подобно многим другим храмам Ближнего Востока в древности. Иудейский народ I в. по P. X. часто проводил параллели между небесным и земным (напр., небесный синедрион); естественно, раввины и авторы апокалиптической литературы описывали видения небесного храма. Премудрость Соломона (Прем.9:8) и Филон, явно основываясь на платоновском принципе идеальных прототипов и их земных теней, развили эту тему дальше.

Хотя автор Послания к евреям пользуется платоновской терминологией, говоря об образе и тени (Евр.8:5), изображение скинии у него ближе к тому, что представлено у провидцев-апокалиптиков того времени. Он подчеркивает реальность небесной скинии, чтобы указать на вторичность земной: теперь, когда у нас есть доступ к небесному дому Бога во Христе, земной дом нам больше не нужен. Такие авторы того периода, как Филон, превращали скинию в аллегорию: лен символизировал землю, пурпурный цвет – воздух, семисвечник – семь планет, и так далее. В Послании к евреям такой аллегорической типологии нет, и его автор ограничивается замечанием, что во Святое-святых мог входить только первосвященник раз в год (Евр.9:6–7), и что это условие соблюдалось до настоящего времени, пока Бог не явил Себя народу полностью (Евр.9:8–10; ср. Откр.11:2). Но Иисус как Первосвященник по чину Мелхиседека (Евр.5–7) открыл грядущую эпоху присутствия Бога (Пс.109:1, 4). Теперь все верующие имеют непосредственный доступ к Божьему присутствию (Евр.4:16), реальности, на которую всегда указывала скиния в среде израильтян (см. Исх.33:9–11, выше).

Скиния в Откровении. Образы небесного престола Бога перекликаются с образом скинии в пустыне. Здесь присутствует жертвенник для воскурений (Откр.5:8), жертвенник для жертвоприношений (Откр.6:9), ковчег (Откр.11:19; ср. Откр.15:5–8) и так далее. «Стеклянное море» (Откр.4:6–7; 15:2) напоминает море в храме Соломона (3Цар.7:23; 2Пар.4:2, 6), что подкрепляет мысль: Божество из этого храма правит всем творением. В еврейской Библии завет, включавший в себя требования и проклятия (казни) в адрес непокорных, находился в ковчеге; таким образом, Откр.11:19 может намекать на будущий суд. Некоторые иудейские пиетисты считали, что храм осквернен, и после его разрушения в 70 г. по Р. Х. иудейский народ мог только мечтать о небесном храме и будущем восстановлении земного в период царства. В Книге Откровение обещано, что небесный ковчег, некогда скрытый (как земной ковчег был скрыт за завесой), будет явлен народу (Откр.11:19).

Важнее всего, что Книга Откровение объявляет: скиния, долгое время символизировавшая пребывание Бога с Его народом, пребудет среди Своего народа вечно (Откр.21:3). Несмотря на видение эсхатологического храма у Иезекииля (Иез.40–46), Откровение касается только того, что в конечном итоге символизировал храм, а именно: пребывания Бога с Его народом (Иез.43:7–12; ср. Иез.11:16; 36:27; 37:14, 27–28; 39:29). В соответствии с богословием Иоанна (Ин.14:23; 15:1–6), Бог и Агнец будут храмом Своего народа, и другого им не нужно будет (Откр.21:22; ср. Откр.3:12).

См. также: ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ; ЖЕРТВЕННИК; КОВЧЕГ ЗАВЕТА; ПОКЛОНЕНИЕ; СВЕТИЛЬНИК, ЛАМПАДА, СВЕЧА; СВЯТОЕ МЕСТО; СВЯЩЕННИК; ХРАМ.

Библиография:

A. Badawy, A History of Egyptian Architecture: The Empire (1580–1085 b. c.) (Berkeley: University of California Press, 1968);

U. Cassuto, A Commentary on the Book of Exodus (Jerusalem: Magnes, 1967);

F. M. Cross Jr., «The Tabernacle: A Study from an Archaeological and Historical Approach» BA 10 (September 1947) 45–68;

R. J. Forbes, Studies in Ancient Technology, 9 vols. (Leiden: Brill, 1966);

M. Haran, Temples and Temple-Service in Ancient Israel (Oxford: Clarendon, 1978);

K. A. Kitchen, «Some Egyptian Background to the Old Testament», Tyndale Bulletin 516 (1960);

S. Lloyd, The Archaeology of Mesopotamia (London: Thames and Hudson, 1978);

A. Lucas, Ancient Egyptian Materials and Industries, J.R.Harris (London: Edward Arnold, 1962);

J. A. Scott, The Pattern of the Tabernacle (Ph. D. diss., University of Pennsylvania; Ann Arbor, MI: University Microfilms, 1978).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle