Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Зубы

(Teeth)

Зубы прежде всего символизируют потребление неправедно заработанного богатства, силой отнятого у слабейших. Но зубы также символизируют потребление в хорошем смысле, как в случае, когда возлюбленный поглощает любовь возлюбленной в Песни песней, или когда Господь превращает раскаявшихся израильтян в борону со множеством зубцов, сокрушающую горы.

Зубы – образ могущества, в положительном или отрицательном смысле, и государства, которое кажется непобедимым. От могучего левиафана, зубы которого внушают ужас (Иов.41:14; см. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ) до небольшой, но губительной саранчи из первой казни Откровения (Откр.9:8), у которой зубы «как у львов», зубы символизируют завоевания и непреодолимую силу. В видении Даниила второму зверю, у которого «три клыка во рту... между зубами его», велено есть символическую плоть (Дан.7:5). Четвертый зверь из видения Даниила, «страшный и ужасный», обладает железными зубами, которые позволяют ему сокрушать и пожирать нападающих (Дан.7:7). Губительные зубы – образ, связанный с атакующими врагами Израиля. У Иоиля, когда в Израиль вторгаются враги и опустошают его, разрушение сравнивается с результатом воздействия львиных зубов.

Еще один яркий образ Писания – «скрежет зубов». В Ветхом Завете акцент ставится на образе врагов, которые скрипят зубами в насмешке, издевательски. Нечестивые скрежещут зубами, насмехаясь над оступившимися и беззащитными (Пс.34:16), включая израильтян во время разрушения Иерусалима (Плч.2:16), но Господь рано или поздно спасет беззащитных и пострадавших. Скрежет зубов – выражение сильного и яростного гнева, возмущения или злобы, которые в любой момент могут проявиться внешне, обычно в виде физического нападения. Охваченные гневом толпы скрежещут зубами при виде Стефана (Деян.7:54), а затем вытаскивают его за пределы города и побивают камнями. Однако пример со Стефаном – исключение из общего новозаветного образца, где скрежет зубов – отличительный признак горюющих. В семи случаях он упоминается в фиксированном выражении «плач и скрежет зубов» (напр., Мф.8:12). Следовательно, плач и скрежет зубов становится описанием ада, места осуждения тех, кто не войдет в Царство. Там будет огонь (Мф.13:42) и тьма (Мф.8:12), и осужденных будут резать на части (Мф.24:51). Здесь образы Ветхого и Нового Заветов сливаются: грешники, которые скрежетали зубами от гнева на протяжении жизни, будут продолжать скрежетать зубами в аду, но на этот раз по желанию Бога.

Выбить кому-то зубы значит нанести ему поражение. Зубы грешников выбиты; им не позволено пользоваться зубами для поглощения слабых/праведников, верящих в Бога. Злодеи могут рычать и бродить вокруг, как львы, но Господь выбьет им зубы. Вырвать у льва клыки значит смертельно ранить его. Теперь он «погибает без добычи» (Иов.4:11). Здесь зубы символизируют власть злодеев поглощать беззащитных и даже их возможность заботиться о себе и себе подобных. Когда справедливость восторжествует, зубы у зла будут вырваны, то есть оно потерпит поражение. Одним из праведных деяний Иова было сокрушение зубов и челюстей грешникам (Иов.29:17). Бог, защищая автора псалма, сокрушает зубы грешников, «у которых зубы – копья и стрелы» (Пс.56:5), пытающихся поглотить беззащитных (Пс.3:8; 36:12–13; 56:5; 57:7; 111:10; 123:6).

Способность только чувствовать вкус пищи, но не переваривать ее – яркое описание наказания Израиля и врагов Израиля. Когда израильтяне, которым надоела манна, стали роптать из-за отсутствия мяса, им были посланы перепела. И когда «мясо еще было в зубах их», Господь поразил израильтян язвой (Чис.11:33). Подобным образом, Господь обещает забрать запретную пищу изо рта врагов Израиля (Зах.9:7). Пища, полученная грешным способом, может быть испробована, но никогда не достигает желудка.

Наконец, существует ряд достаточно обычных упоминаний о зубах. Здоровые белые зубы – символ красоты. В Песни песней прославляется красота возлюбленной и говорится, что зубы ее – «как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни» (Песн.4:2; 6:6), и что у них по паре ягнят (они расположены равномерно, Песн.4:2; 6:6). Красота зубов отчасти связана с их хрупкостью, которая в древние времена усугублялась отсутствием возможностей, существующих в современной стоматологии. Ценность зубов отражена в законе, где говорится о наказании для тех, кто выбьет другому зубы (Исх.21:23; Лев.24:20). Иов указывает на зубы как первооснову организма, описывая свое состояние так: «Остался только с кожею около зубов моих», – то есть, только это и осталось от его тела (Иов.19:20).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle