Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Мститель

(Avenger)

Слово мститель ассоциируется с идеей о мщении или восстановлении справедливости. Оно встречается в Библии как в правовом или гражданском смысле, связанном с кодексом, регулирующим человеческие взаимоотношения, так и в богословском смысле, связанном с понятиями о Божьем суде и Спасении. У виновного и преследуемого человека образ мстителя вызывает ужас, а в глазах обиженного его образ олицетворяет правосудие и тем самым несет в себе ободрение, будучи выражением человеческого протеста против ненаказанного зла. В обоих случаях в образе мстителя присутствует элемент, внушающий трепет и страх.

На человеческом и гражданском уровне институт мстителей существовал в древнем или первобытном обществе как замена еще не сформировавшейся судебной системы. В таких условиях исполнение правосудия было долгом семьи, а основная обязанность лежала на ближайшем родственнике мужского пола потерпевшей стороны. Мститель был назначенным и беспристрастным представителем правосудия – человеком, осуществлявшим расплату, равнозначную нанесенной обиде (отсюда принцип «глаз за глаз», выраженный в Моисеевом законе). Разумеется, всегда существовала возможность, что мститель превысит норму справедливого воздаяния, как это произошло в случае с Ламехом, похвалявшимся своим женам, что он отомстил всемеро (Быт.4:23–24).

Наиболее конкретное выражение образ мстителя находит в обычае кровной мести. Согласно этому обычаю, распространенному на древнем Ближнем Востоке, кровный родственник убитого мстил за его смерть. В Израиле на этот счет существовали определенные ограничения: умышленное убийство каралось смертью, а человек, совершивший непреднамеренное убийство, мог найти убежище у жертвенника (Исх.21:13) или в некоторых предназначенных для этого городах (Чис.35:11–28; Втор.4:41–43; Нав.20:1–9), где он освобождался от кровной мести.

Ссылка на кодекс мести содержится, возможно, в Пс.22:5, где показан стол с трапезой, приготовленной на виду у врагов. Согласно этому кодексу, связанному с существовавшим в пустыне законом о гостеприимстве, человек, бежавший от мстителей, освобождался от мести на два дня и одну ночь между ними («пока во внутренностях остается еда»), если ему удавалось дотронуться до веревок палатки или броситься на землю у входа в нее. По истечении этого срока неприкосновенности виновный должен был пойти навстречу судьбе и принять кровную месть.

В Ветхом Завете роль мстителя в разных ситуациях исполняли различные видные его персонажи. Самсон отомстил филистимлянам, которые сожгли его жену и ее отца (Суд.15:6–7) и лишили его зрения (Суд.16:28). Саул грозился отомстить своим врагам (1Цар.14:24; 18:25). Давид счел Иоава достойным осуждения за то, что тот отомстил за смерть своего брата во время перемирия (3Цар.2:5). В других случаях мстителем выступал весь народ Израиля, как, например, при разгроме мадианитян (Чис.31:2) или когда во времена Есфири иудеи получили разрешение мстить тем, кто замышлял их истребление (Есф.8:13).

В Библии мститель (goʾelhaddam) выполнял, по сути, функцию «искупителя» или «восстановителя» похищенной крови (= жизни). Убийство родственника понималось членами семьи как похищение крови, которая принадлежала всему роду и, следовательно, должна была быть возвращена. Такое представление ассоциировалось с праздником пасхи, во время которой истребитель взыскал кровь (жизнь) египтян, которые обратили в рабство жизнь (кровь) народа Господнего. В этом случае мститель проходил мимо, только когда видел кровь агнца на косяках дверей.

Наиболее полное выражение образ мстителя находит в Боге, ибо в конечном счете отмщение (ʾekdikesis) принадлежит Богу (Рим.12:19; Евр.10:30). Образ мстителя впервые появляется в Быт.3, где пламенный меч Божьего херувима охранял святой Божий сад от вторжения в него падших смертных.

Как мститель Бог действует в разных ситуациях. Иногда Он совершает отмщение за людей их врагам (Суд.11:36; 1Цар.24:13; 25:39; 2Цар.4:8; 16:8). Он защищает от врагов народ Израиля (Иоил.3:21; Наум.1:2; Ис.1:24; Иер.46:10). Но Бог действует также как мститель против Израиля: Он обещает отомстить за кровь рабов Своих и пророков тем, кто убивает или угнетает их (Втор.32:43; 4Цар.9:7; Пс.9:10), и совершает отмщение, когда Его народ нарушает завет (Лев.26:25; Пс.98:8). Важное место занимает также тема «дня мщения» Бога (Ис.34:8; 61:2; 63:4).

В Новом Завете Бог тоже показан как мститель (ekdikos) во всех вопросах, касающихся Его народа (1Сол.4:6). Иисус задал риторический вопрос: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь?» (Лк.18:7). Сам Христос изображен мстителем в самом высоком смысле.

Будучи закланным Агнцем, Он совершает отмщение за собственную кровь (Откр.5:6–9) и ведет священную войну против Своих врагов (Откр.19:11–15). В это время необузданного насилия (Откр.19:15) единственный достойный Мститель одерживает полную победу над Своим главным врагом Сатаной и над его последователями (Откр.20:10–14; см. также притчу о хозяине в Мф.21:33–45).

Учитывая важную роль, которую Бог играет в Библии как мститель, не удивительно, что сопутствующей темой являются молитвы о мщении, возносимые Его гонимыми последователями. Такие молитвы мы видим в личных и совместных псалмах плача (Пс.7:7; 78:10; 93:1–2). В апокалиптическом видении мучеников под жертвенником они возопили: «Доколе, Владыка святой и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр.6:10). Эти отрывки послужили библейским основанием для трогательного сонета Джона Мильтона, написанного после расправы над вальденсами и начинающегося со слов: «Отомсти, Господи, за Твоих погубленных святых».

См. также: ВИНА; КРОВЬ; НАСИЛИЕ; ПРАВОВЫЕ ОБРАЗЫ; УБИЙСТВО.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle