Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Муж

(Husband)

Муж – по определению человек, связанный с женой. Прототипом мужа в роде человеческом был Адам. В Библии показаны многие его сыновья, и в число особенно запоминающихся мужей, входят Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Вооз, Давид, Соломон, Ахав и Иосиф, муж Марии. Среди них Вооз и Иосиф выделяются как идеал. Сразу же можно отметить, что в Библии лишь немногие мужчины достаточно подробно показаны в роли мужей.

В Книге Руфь Вооз являет собой развернутый образ того, каким должен быть муж. Будучи благочестивым хозяином и зажиточным земледельцем (Руф.2:3–4), он доброжелательно и великодушно относился к своей будущей невесте задолго до того, как узнал, что ему предстоит жениться на ней. Он ценил Руфь за ее благочестие и добродетельность (Руф.3:10–11). Когда Руфь дала понять, что хотела бы выйти за него замуж, он действовал решительно и благородно. Вооз выступил в роли родственника-защитника, заботившегося о материальных потребностях Руфи и ее свекрови и стал отцом ребенка Руфи.

Аналогичный образ мы видим в лице Иосифа, мужа Марии. Когда его невеста забеременела до брака, он, «будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф.1:19). В дальнейшем Иосиф стал спутником Марии на жизненном пути, в почитании Бога и в воспитании Ребенка.

Роль мужа. Роль мужа определена в рассказе о творении. На физическом уровне Адам предоставил свою плоть для сотворения жены, ставшей в определенном смысле его вторым «я» (как на это указывают сами слова на еврейском языке – ʾis, «мужчина», и ʾissa «женщина»). Таким образом, муж и жена выступают пред Богом как одна человеческая личность. Они также «одна плоть» (Быт.2:24), что означает половой союз (1Кор.6:16) и близость. В этом выражается основной смысл положения мужа: его неполнота самого по себе и необходимость союза с женой, чтобы найти утешение, без которого жизнь превращается в неутолимый поиск подруги (Быт.2:18–23). Следовательно, взаимодействие двух частей, составляющих единое целое, – одна из основных характеристик роли мужа. В Библии мы практически не видим развернутых картин взаимоотношений между мужем и женой, тем не менее можно себе представить мужа и жену, делящих радости и печали жизни, вместе выполняющих обязанности по работе, воспитанию детей и участию в религиозной жизни.

Как подразумевается в Быт.2, важная роль мужа состоит в том, чтобы быть возлюбленным и половым партнером жены. В Библии идеальным возлюбленным показан герой Песни песней – идеально пылкий и преданный своей невесте, идеально привлекательный для нее и для других женщин, уверенный в себе, физически сильный и подлинный поэт в ухаживании за своей возлюбленной. В повествовательных местах тональность в изображении мужей как любовников понижается – говорится, в основном, что они «познали» своих жен, то есть используется выразительный эвфемизм, в котором подразумевается тайна и близость супругов в половом союзе. В 1Кор.7:1–7 половая роль мужа возводится до уровня супружеского долга. Любовь мужа к жене рассматривается в Еф.5:1–33 как естественное влечение (Еф.5:28–29), как нравственный императив (Еф.5:33) и как аналогия любви Христа к Своей Церкви. С помощью образа воды, текущей из источника, в Притч.5:15–19 стремление к удовлетворению полового аппетита изображается естественной склонностью, требующей удовлетворения, и мужу рекомендуется «услаждаться постоянно» с «женою юности твоей».

Еще одна роль мужа заключается в обеспечении потребностей семьи. Эта заповедь не высказывается прямо, но, тем не менее, со всей очевидностью подразумевается в библейских рассказах о семейных отношениях. Мужья несли ответственность за обеспечение пропитанием (в библейском мире она почти всегда связывалась с той или иной формой сельскохозяйственной деятельности), а жены – за поддержание порядка в доме. Такое распределение обязанностей восходит, возможно, к проклятию в Быт.3, когда Еве была отведена роль матери (Быт.3:16), а Адаму – земледельца и кормильца семьи (Быт.3:17–19).

Наконец, муж выполняет роль главы семьи. Окончательный вид этот образ принимает в Новом Завете, где муж прямо называется «главой жены», которому жена должна повиноваться во всем (Еф.5:23–24; см. также 1Пет.3:1–6; 1Кор.11:3; 14:34; Кол.3:18; ср. 1Тим.2:11–14). Вполне логично сделать вывод, что в Ветхом Завете главенство мужа тоже понимается как само собой разумеющееся. Даже в рассказах о выдающихся героинях (Руфи, Есфири) мужья выступают авторитетными фигурами, от которых в первую очередь зависит само развитие рассказа.

Другая сторона взаимоотношений между мужем и женой – религиозная сфера, в которой наблюдается одновременно равенство и иерархия. Хотя во Христе «нет мужеского пола, ни женского» (Гал.3:28) и хотя жены – «сонаследницы благодатной жизни» (1Пет.3:7), есть другие признаки, указывающие на главенство мужа. В Ветхом Завете Бог иногда является женам (Суд.13:2–7), но в подавляющем большинстве случаев Он все же является мужьям. Рассматривая вопросы, связанные с поклонением, Павел проводит различие между мужчинами и женщинами, подчеркивая, что «жене глава – муж» (1Кор.11:3), а в другом месте указывая женщинам, что в церквах им надо хранить молчание и спрашивать у мужей дома, если у них возникают вопросы (1Кор.14:34–35). Хотя исторические и общественные условия, в которых Павел давал эти наставления, изменились, образ сохраняется.

Добродетели и пороки мужей. Вырисовывается также картина нравственных добродетелей идеального мужа. Главная среди них – горячая любовь к жене. В Песни песней она изображена как бьющая через край романтическая страсть, а в нескольких местах новозаветных посланий эта любовь показана в виде более осознанного нравственного обязательства (Еф.5:25, 28–29, 33; Кол.3:18). Преданность мужа жене изображается как отказ от первоочередных отношений сына с родителями, чтобы прилепиться к жене (Быт.2:24; Мф.19:5; Мк.10:7–8). От мужей требуется супружеская верность (Притч.5:15–23) и верность брачному завету (Мал.2:13–16). Еще одна добродетель мужа – забота о питании жены (Еф.5:29) с кротостью как сопутствующей чертой (Кол.3:19). Мужьям предписывается также обращаться «благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь» (1Пет.3:7). Аналогичные образы используются в наставлении, чтобы муж «умел соблюдать свой сосуд в святости и чести» (1Сол.4:4).

Если это идеал, то пороки мужей прямо противоположны. Золотая середина выражается в воздержании от крайностей тиранического и безвольного поведения. Одна недопустимая крайность – чрезмерная властность (см. ТИРАНИЧЕСКИЙ ОТЕЦ ИЛИ МУЖ), но возможна и противоположная крайность, ярким примером которой служит Ахав, инфантильный царь, подчинявшийся своей жене Иезавели. Даже мужчины, которые в наших глазах выглядят, в основном, хорошими мужьями, такие как Авраам и Иаков, предстают в дурном свете, когда они отрекаются от своей роли ответственного главы семьи, на которого возложена обязанность поддержания гармоничных отношений в семье (Быт.16:1–6; 29:31–30:24). Кроме того, если супружеская верность – требующаяся от мужа добродетель, внебрачная связь бесчестит мужа, как показывает случай с Давидом и Вирсавией. Грубый Навал был просто глупым мужем, нелепые ошибки которого требовали тонкого дипломатичного вмешательства со стороны его жены Авигеи (1Цар.25).

Бог как Муж. Самый главный образ мужа в Библии относится не к человеческой, а к небесной сфере – Бог выступает здесь в роли Мужа искупленных, которые метафорически изображаются Его невестой и женой. «Ибо твой Творец есть супруг твой», – сказал Исаия о Боге (Ис.54:5; см. также Иер.31:32 {«Я оставался в союзе (= мужем)»}). Тема о Боге как Муже включает в себя несколько образов.

Один из них – Бог как любящий Жених. Этот образ берет начало с объявления Бога о помолвке, когда Он сказал об Израиле: «Это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя... и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, – и ты стала Моею» (Иез.16:8). В качестве небесного Жениха Бог обещал любить Свой народ по благодати (Ос.14:5). В отношении Израиля к Богу на начальном этапе тоже выражается любовь невесты (Иер.2:2).

Второй образ – Бог как брошенный Муж, ставший жертвой супружеской неверности жены. Развернутая картина на эту тему дается в Книге Осии, где Израиль изображен неверной женой, от которой Бог требует возвращения к исполнению своего долга. Образными средствами Осия рисует портрет Израиля как жены, увешанной серьгами и ожерельями и ходящей за любовниками (Ос.2:13). В ветхозаветных пророческих книгах идолопоклонство действительно часто изображается как прелюбодеяние (Исх.34:15–16; Лев. 17:7; Иер.3:6). Предательство было столь вопиющим, что Бог заявил об Израиле, что «она не жена Моя, и Я не муж ее» (Ос.2:2). Он даже написал разводное письмо (Ис.50:1).

Образ Бога как Мужа получает третье измерение, когда Он изображается долготерпимым и верным Мужем, возвращающим неверную жену. В этом случае основным текстом опять же служит Книга Осии, где взаимоотношения Бога с Израилем отображаются на примере истории брака Осии с Гомерью. Несмотря на первоначальное побуждение отказаться от жены-идолопоклонницы, Бог обращается к ней как к жене, «оставленной и скорбящей духом», как к жене «юности, которая была отвержена», и выражает желание принять ее «с великою милостию» (Ис.54:6–7). Аналогичные образы романтической любви мы видим в Книге Осии, где Бог говорит, что у Него «возгорелась вся жалость» к непостоянной жене (Ос.11:8) и что Он «уврачует» ее отпадение (Ос.14:5).

В Новом Завете метафора Небесного Мужа принимает специфически христоцентрическую окраску. В Еф.5:21–33 Павел проводит аналогию между человеческим мужем и Христом. Оба – главы жены. Мужья наставляются любить, направлять, питать и согревать своих жен, как Христос делает это в отношении Церкви. В Откровении Христос тоже показан Мужем Церкви, Его невесты (Откр.19:7–9; 21:2).

См. также: БРАК; ЖЕНА; ЖЕНЩИНА; ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ; МАТЬ, МАТЕРИНСТВО; МУЖЧИНА; ОТЕЦ, ОТЦОВСТВО; ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СЕКС; СЕМЬЯ; ТИРАНИЧЕСКИЙ ОТЕЦ ИЛИ МУЖ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle