Библиотеке требуются волонтёры
Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Суд, наказание, правосудие

(Judgment)

В Библии показан как человеческий, так и Божий суд. Суд выражается в стремлении отделить правое от неправого и принять в результате решение, в котором учитываются практический опыт и приоритет закона. Судья принимает решение, определяя справедливое воздаяние за совершенные человеком дела.

Земные судьи как миротворцы. В Библии первостепенная роль судей заключается в поддержании общественного порядка посредством улаживания конфликтов между людьми. Моисей поддерживал порядок в пустыне, выполняя функцию первого судьи в Израиле и поручая другим разбирать конфликтные ситуации повседневной жизни во время исхода (Исх.18:2–24; Втор.1:16). По Моисееву закону, судья надзирал за каждым поселением (Втор.16:18), отправляя наиболее трудные дела на рассмотрение высшей инстанции (Втор.17:8–9). Принимая правильные решения, эти судьи поддерживали атмосферу сотрудничества в пустыне.

В результате «судьи», как это слово переведено на русский язык, в Книге Судей по общепринятым представлениям занимались правовыми делами. Однако эти судьи, в основном, исполняли роль освободителей: «И воздвигал им Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их» (Суд.2:16). Девора была единственным лидером в книге, к которому израильтяне «приходили на суд» (Суд.4:5). В домонархическом обществе функцию судей выполняли, как правило, священники и пророки (1Цар.7:15–8:1). Впоследствии, как мы видим из исторических хроник, к решению правовых вопросов привлекались цари: Нафан представил гражданское дело на рассмотрение Давида (2Цар.12:1–6), а Соломону пришлось вынести решение в споре двух женщин по поводу ребенка (3Цар.3:16–28). В Притч.20:8 сказано, что «царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое». Авессалом «вкрадывался в сердце Израильтян» обещаниями обеспечить им справедливый суд, говоря: «О, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде» (2Цар.15:4–6).

Идеальный земной судья следует Божьей праведности (Лк.12:57; Ин.7:24), но не пытается подменить собой Бога как конечного Судью (Втор.1:17). Справедливый судья со смирением демонстрирует зрелость в различении нравственных вопросов, памятуя о совершенном Божьем законе (Лк.12:57; Ин.7:24; 1Ин. 4:1; Рим.15:14; 1Кор.2:15; 6:1–6; 10:15; 2Кор.13:5; Флп. 1:9 и далее; Кол.1:9). Образам суда в Писании придается величие и завершенность, поскольку выразителем верховной власти и высшей справедливости предстает Бог. Псалмопевец пишет: «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых» (Пс.18:8). Библейские образы суда основываются на предпосылке, что Божий суд абсолютно справедлив и что, несмотря на всю его тайну, он служит образцом для любого другого справедливого суда.

Проблема несправедливого судьи. Другая группа образов и картин земных судей основывается на представлении о «судье с дурными мотивациями». Люди проявляют склонность отдавать предпочтение собственному пониманию мудрости, и в словах «каждый делал то, что ему казалось справедливым», выражается суть эпохи разложения и упадка Израиля (Суд.21:25). Нежелание признать нравственный суд исходит из предпосылки, что судья не заслуживает занимаемого им положения, поскольку ему, как и любому другому человеку, свойственно ошибаться. Еще до образования Израиля попытка Лота оказать нравственное давление была с презрением отвергнута жителями Содома. Когда Лот воспротивился их похотливым намерениям в отношении его гостей, они сказали: «Пойди сюда... вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними» (Быт.19:9). В их насмешках нашла выражение трудность положения судьи, которого обвиняют в несправедливости.

Хотя многих судей воздвигал Бог, не все они придерживались Его критериев справедливости. В Библии мы видим целый ряд примеров лицеприятия и пристрастного отношения как распространенного порока судей. Лицеприятие представлено искажением справедливости закона (Лев.19:15). Бог хвалит не берущих взяток и оправдывающих истинно невиновного (3Цар.8:32) и осуждает тех, кто берет взятки (Мих.3:11; 7:3). Судьи постоянно наставляются не поддаваться искушению взяточничества (2Пар.19:7) и в то же время проявлять милость (Лк.18:6). За библейской заповедью не судить других несправедливо (Мф.7:1; Лк.6:41–42; Ин.8:7; Иак.4:1; Рим.2:1; 14:4) стоит извечная склонность земных судей злоупотреблять своей властью.

Земной судья как литературный персонаж. В Библии, как и в литературе в целом, образ судьи вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, судья представляет собой властную фигуру, олицетворяющую гражданский порядок, без которого общество не может существовать. Мы видим, например, Моисея (Исх.18:13) и Девору (Суд.4:5), совершающих правосудие по гражданским делам (см. также Втор.17:9; Езд.7:25). Удовлетворение, которое доставляет мысль о справедливом судье, основывается, в частности, на том, что он защищает права бедных и неимущих (Притч.31:9).

Но образ судьи внушает чувство не только удовлетворения, но и страха. Поскольку судья надзирает за наложением наказания на преступников (Втор.25:2), виновный в чем-то человек может бояться предстать перед судьей (Мф.5:25). Самые негативные ассоциации вызывает образ лжесудьи (Иер.5:28; Мих.7:3). Есть также упоминания о безразличных судьях, которых надо понуждать даже выслушать дело (Лк.18:2–6); такая ситуация подразумевается в псалмах плача, в которых молящиеся обращаются к Богу как к Судье с просьбой предпринять какие-либо действия.

Истории судебных разбирательств. Тема суда может также служить основанием повествовательного жанра, известного как рассказы о судебном разбирательстве. Именно такой характер имеет рассказ о непослушании Адама и Евы (Быт.3) – Бог входит в сад в качестве Судьи, чтобы добиться от непослушных детей правды и затем объявить приговор виновным. Рассказ о совершенном Каином братоубийстве (Быт.4:1–16) от начала до конца построен на динамике судебного разбирательства – мы последовательно читаем о семье преступника, профессиональном и религиозном окружении, мотиве преступления и рассмотрении дела. Читаем далее об аресте, судебном процессе, вынесении приговора, апелляции, изменении приговора и отбывании наказания. В число других рассказов Бытия, подпадающих под категорию судебных разбирательств, входят рассказы о потопе и о Вавилонской башне. В отдельных эпизодах жизни патриархов тоже есть сцены суда, когда, например, раскрылся обман, совершенный Авраамом и Исааком в отношении египетских царей, или когда Аврааму пришлось столкнуться с последствиями неблагоразумного решения получить сына от Агари.

Эпическое повествование Книги Исход представляет собой антологию историй судебных разбирательств, начиная с казней, которые Бог послал на фараона за его упрямство. Когда странствующие израильтяне роптали или бунтовали, их действия заканчивались судом, и наказание выражалось в смерти, временных болезнях, нашествии ядовитых змей или поглощении людей землей. Кульминационная сцена суда показана в Чис. 14, когда после пораженческого доклада соглядатаев Бог приговорил народ к сорока годам странствия в пустыне. Последующая история народа Израиля представляет собой регулярно повторяющийся цикл Отступничества, суда, покаяния и освобождения. Ветхозаветные пророческие книги тоже содержат рассказы о суде над народом, в ряде случаев подкрепленные символикой судебного процесса, когда Бог призывает своенравный народ к ответу.

К ответу привлекаются не только народ в целом, но и отдельные люди – мы видим памятные сцены суда над такими персонажами, как Надав и Авиуд (Лев.10:1–7), Мариамь (Чис.12), Корей, Дафан и Авирон (Чис.16), Оза (2Цар. 6:6–7; 1Пар.13:6–10), Ахан, Самсон, Саул, Давид и Вирсавия. К суду привлекаются и языческие цари (напр., Навуходоносор, Валтасар). Новозаветными аналогами служат наказания Анании и Сапфиры (Деян.5:1–11) и Ирода Агриппы (Деян.12:21–23).

Болезни и смерть. В дополнение к изображению архетипа судьи и историям судебных разбирательств тема суда раскрывается в Библии с помощью ряда характерных тематических образов. В отличие от праведников, которым обещаны долгие дни жизни, нечестивцы в Писании подвергаются суду посредством разного рода болезней. Проказа поразила Мариамь, когда она возроптала на Моисея (Чис.12:4–10), и Озию, когда он принес беззаконную жертву (2Пар.26:16–21). Иеровоам устроил личного идола, и в результате его рука одеревенела (3Цар.12:25–13:6). Бесплодными стали женщины в доме Авимелеха (Быт.20:17–18) и жена Давида Мелхола (2Цар.6:23).

Столь же быстро приходит наказание смертью. Пророк солгал и был убит львом (3Цар.13:7–32). Оза прикоснулся к ковчегу (1Пар.13:6–14), а Иосия нарушил повеление не вступать в войну (2Пар.35:20–24), и оба получили смертный приговор. Кровожадному выносится приговор, соответствующий его греху (Пс.5). Смертью караются целые группы людей: пятьдесят тысяч за неподобающее жертвоприношение (1Цар.6:19) и еще одна большая группа за браки с иноземными женщинами вопреки повелению Бога (Чис.25:1–10). В число наиболее известных примеров входят Давид и Вирсавия, чей первый сын умер в наказание за прелюбодеяние родителей (2Цар.12:15–23), Анания и Сапфира, умерщвленные за совершенный ими обман (Деян.5:1–11), и, разумеется, Адам и Ева, вкусившие плодов дерева познания добра и зла и наказанные смертью за непослушание (Быт.3). Но даже смерть служит временным наказанием, ибо в судный день пред Богом предстанет всякий человек. А в случае с Адамом и Евой смерть можно считать в широком смысле милосердным наказанием – наказанием, предотвратившим более тяжелые страдания.

Политический крах. Автор Притчей отмечает: «Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним» (Притч.16:7). Благословенные Богом добиваются успеха, а те, кого Он судит, в стремлении действовать по своему усмотрению обрекают себя на множество тщетных попыток. Их усилия чаще всего приводят к суду за неповиновение заповедям: Израиль проигнорировал запрет Иисуса Навина брать добычу и проиграл битву, которую легко мог бы выиграть (Нав.7); Миха решил заиметь собственных идолов и священников и в результате подвергся внезапному нападению (Суд.17–18); ассирийское и другие пленения Израиля произошли вследствие Божьего суда за его непослушание (4Цар.17:1–23). О Рувиме, старшем сыне Иакова, сказано, что он не будет больше «преимуществовать» из-за греха, совершенного с наложницей отца (Быт.35:22; 49:4). Моисею не было позволено ввести народ в Ханаан из-за проявленного им непослушания (Чис.20:9–13; 27:12–14). Царствования Саула (1Цар.13:11–14) и Иеровоама (3Цар.14:1–20) прервались из-за их пренебрежения повелениями Бога. Политический крах часто наступает в результате Божьего суда.

Природные катаклизмы. Самые, пожалуй, потрясающие образы суда связаны с так называемыми природными катаклизмами, когда на нечестивцев обрушиваются стихии земли: наводнения, неурожай, землетрясения, пожары, различные бедствия и эпидемии. Такие катаклизмы не обязательно служат выражением суда. Но в Писании приведено множество примеров, когда эти катастрофы со всей очевидностью происходят вследствие Божьего суда. После рассказа о всемирном потопе в Быт.6–9 (ср. 2Пет. 2:5) мы видим и другие образы истребления нечестивцев наводнениями (Иов.20:28; 22:16; Наум.1:8). Яркими образами суда служат непреодолимая сила наводнения (Дан.9:26; Ос.5:10) и его внезапный всепоглощающий характер (Мф.24:38).

Вторую группу образов природных катаклизмов составляют казни, которые Бог послал на Египет перед исходом (Исх.5 –10). Божьего суда не избежал и ни воздух, ни вода, ни земля. В других случаях Бог поражал израильтян болезнями за жадность (Чис.11:33–35) или за ропот (Чис.16:42–46). Он наказал их также нашествием на стан змей (Чис.21:4–9).

Еще одним образом суда служит огонь. Огонь уничтожает, появляясь внезапно и не давая никому пощады, как наводнение. Мы помним Божье благословение жертвоприношения Илии, когда огонь пожрал жертвенник (3Цар.18:38), но в других случаях огонь уничтожал не жертвоприношение, а священников за принесение жертвы неподобающим образом (Лев.10:1–6; Чис. 16:35). «Огонь Господень» сжег край стана израильтян, когда народ начал жаловаться на трудности (Чис.11:1–3; Пс.77:21–22); «огнь поядающий» был известным способом наказания Господнего за неподчинение Его власти (Втор.9:3; Нав.7:15; 4Цар.1:10–12; Иез.20:47–48). Из рассказа Даниила мы знаем, что огнем наказывали и люди (Дан.3). Метафорический огонь занимает важное место у пророков, возвещавших грядущий Божий суд (Ис.31:9; Иер.43:12; Плч.4:11; Ам.1:7; Мих.1:7; Зах.9:4). В день конечного Божьего суда на землю изольется огонь (Откр.16:8; 2Пет. 3:10) и в огонь отправятся непокаявшиеся (Мф.3:12; 25:41; Откр.20:14–15).

Конец времен будет отмечен нарастанием числа природных катаклизмов вследствие Божьего суда над землей. Провидец Иоанн пишет: «За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее» (Откр.18:8). В исторических, пророческих и поэтических книгах Библии показаны картины неотвратимого суда, воздействующие на наши чувства, когда с такими же картинами мы сталкиваемся на личном опыте. Вместе с тем, общим контекстом этих образов суда служит непрестанный показ в Библии Бога как совершенного Судьи.

Бог как совершенный Судья. Гораздо более значительное место по сравнению с человеческим судом в Библии занимает тема Божьего суда. Библия свидетельствует, что исполнение Божьего суда происходит с вознесением хвалы и поклонения со стороны как людей, так и сотворенного порядка (Иер.51:48; Откр.19:1–2). Последствия зла столь разрушительны для людей и природы, что в веке нынешнем «вся тварь совокупно стенает и мучится» (Рим.8:22). С другой стороны, когда для исправления положения вмешивается Бог, небеса, море и его обитатели, поля и их обитатели, а также деревья в лесу изображаются радующимися и прославляющими Божий эсхатологический суд: «Ликуют все... пред лицом Господа; ибо идет, ибо идет судить землю» (Пс.95:11–13; 97:8).

Бог как терпеливый Судья. Божий суд показан результатом законного гнева. Некоторые яркие образы силы Божьего гнева могут создать ложное впечатление, что в Божьем суде выражается неуправляемый взрыв эмоций. Но Писание свидетельствует о Божьей милости и благодати, которые противостоят человеческому греху до наступления «полноты времени» (Гал.4:4). Бог выступает против зла. В Божьем суде проявляются святая своевременность и пропорциональность (Быт.18:16–33; Ис.65:1–7).

Библейские авторы изображают Бога терпеливым и сдержанным по отношению к человечеству, которое продолжает упорствовать, несмотря на Его непрекращающиеся призывы и предупреждения (Рим.2:5). При заключении завета с Авраамом о Ханаане Бог предупредил, что его потомки получат землю только через четыреста лет. Бог объяснил причину отсрочки: «Ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт.15:16). Еще один пример терпения Бога – пленение Израиля. Изгнание Израиля с земли с сопутствующими ужасами было следствием нарушения завета, причем о последствиях непослушания народ предупреждался заранее (Лев.26:14–39; Втор.28:15–68; Иез.14:21–23). Суд над израильским народом откладывался раз за разом (4Цар.17:13–14; 2Пар.36:15–16), доколе, по словам летописца, «не было ему спасения».

Суд как образ сцен в зале судебных заседаний Бога. Терпение Бога способствует также сбору достаточного числа свидетельств, делающих осуждение зла и оправдание праведности неизбежными и неотвратимыми. Промежуточные и окончательный судебные процессы изображаются в виде сцен в зале судебных заседаний Бога. Ветхозаветные пророки выступают в роли прокуроров на судебном процессе против Божьего народа по делу о нарушении завета (Иер.2:4–9; Ос.4; Мих.6:1–6; ср. Мф.21:33–46). В Ис.1:2 свидетелями вызываются небеса и земля, как и во Второзаконии, где те же природные стихии свидетельствовали о завете Бога с народом (Втор.4:26; 30:19; 31:28–29; 32:1). Теперь они свидетельствуют о справедливости суда, который возвещает Исаия.

На окончательном суде Бог выступает одновременно Прокурором и Судьей нечестивых. Открываются книги, свидетельствующие об их сознательном бунте. Грешники сгибаются под тяжестью проклятия, которое сами на себя наложили (Пс.1:5; 5:6). В результате отсутствия у них какой бы то ни было обоснованной линии защиты они низвергаются в озеро огненное (Откр.20:11–15).

В случае с верующими ход и исход судебного процесса иной. Судьей остается Бог. В роли прокурора выступает сатана. Его обвинения получают достойный ответ и опровергаются, а сам сатана обличается защитой в лице Иисуса (Зах.3:1–5; 1Ин. 2:1; Откр.12:10–12). Праведники тоже падают, но в вознесении хвалы и поклонении с осознанием, что они находятся в присутствии Судьи Вселенной (Откр.4:10–11; 19:4).

Суд как нарастающий процесс. В Писании проявления Божьего суда в ходе истории изображаются как предвосхищающие конечный суд. Божий суд показан развивающимся поэтапно, как при выплате взносов в рассрочку. В определенном смысле неверующие уже осуждены (Ин.3:18), но в то же время частичное осуждение общества и отдельных людей служит милостивым предупреждением о необходимости отойти от зла и подчиниться Богу (Ам.4:6–13; Рим.1:18–25; 2:1–4. См. также неоднократно повторяющийся у Иезекииля рефрен «и узнают/узнаешь, что Я – Господь» [Иез. 5:8–13; 6:8–10; 16:59–63]). Число взносов ограничено. О дне последнего платежа в Писании говорится как о «будущем гневе» (Лк.3:7; 1Фес. 1:10). Для непокаявшихся день суда будет днем страха и ужаса.

Божий суд как изгнание. Суд часто изображается как изгнание из Божьего присутствия. Бог свят и не может допускать грех в Свое присутствие. Едемский сад был Божьим святилищем на земле, поэтому после грехопадения Адама и Еву следовало изгнать из него (Быт.3:23–24). Позднее, когда символами пребывания Бога среди греховного народа стали скиния и храм, были установлены правила поддержания святости в обители Бога. Для обеспечения надлежащего приближения к Нему было создано священство, но все происходило в рамках сохранения чистоты места пребывания Бога (Лев.1–10). Нечистые изгонялись из стана (Лев.13–14). Игнорирование израильтянами неоднократных пророческих предупреждений относительно их религиозной самонадеянности вылилось в изгнание из обетованной земли, на которой Бог обещал жить со Своим народом (Иер.7:15).

В новозаветный период такое наказание выражается в отлучении грешника от тела церкви (1Кор.5:1–5). В этих случаях в изгнании подразумевается элемент милосердия для приведения согрешившего к покаянию. Но на милосердное предоставление «второй попытки» особо рассчитывать не следует, ибо грядет день, когда такой возможности больше не будет.

Суд как публичное разоблачение. Популярность публичных разоблачений в средствах массовой информации объясняется отчасти возможностью читателям или слушателям анонимно принимать участие в суде над обвиняемым. Мало что может сравниться с подробным рассмотрением грехов другого человека для успокоения собственной совести и приглушения чувства греховности. В ходе конечного разоблачения покров анонимности будет сброшен, ибо всякий человек предстанет обнаженным пред Судьей Вселенной (Мф.12:36–37; 1Кор.4:5; Евр.4:12–13).

Реакция людей на грядущее разоблачение в Библии изображается двоякой. Предстоящий суд в 1 Петра назван «днем посещения» (1Пет.2:12). Бог держится на удалении от непокаявшихся, пока не наступит время суда Пс.13:5; 26:21; 30:27–33; 64:1; Мих.1:3). При Его пришествии нечестивые будут прятаться от страха (Ис.2:19–21; 26:20; Ос.10:8; Откр.6:15–17). Прямо противоположным показано поведение праведников, которые с нетерпением ожидают дня Божьего суда ((Рим.8:23–25; 1Кор.1:7; Флп. 3:20–21; 2Тим.4:8; Откр.6:9–10) и даже молятся о его приближении (Откр.22:20).

Суд как разделение. Результатом суда будет великое разделение. Предстанут две группы людей, символизирующие двухполюсный характер всей человеческой истории (Иез.20:33–38; Мф.13:24–30, 47–50). Августин удачно охарактеризовал драму человеческой истории как противостояние «града Божьего» и «града земного».

Производимое судом разделение служит предупреждением для непокаявшихся. В рассказе о потопе Бог перед исполнением суда (Быт.6–7) отделил праведных (Ноя и его семью). Во время десяти казней египетских такое отделение Бог произвел перед нашествием песьих мух (Исх.8:22–23). Кульминации разделение достигло в десятой казни, когда выполнившие указания Моисея избежали потери первенцев (Исх.11–12).

Разделение на нечестивых и праведных происходило и в народе Израиля. Среди двенадцати представителей колен, отправленных на разведку обетованной земли, только Халев и Иисус Навин вернулись с уверенностью, что Господь проявит верность и даст Ханаан израильтянам. Когда колена последовали совету десяти остальных лазутчиков и выступили против Моисея и Господа, вход в землю был запрещен всему поколению, за исключением Халева и Иисуса Навина (Чис.14:30).

Суд через разделение выражается также в образах, связанных с жатвой, – в контексте, подчеркивающем мысль об окончательном и полном отделении (Мф.13:36–43; Иоил.3:12–13; Откр.14:14–20). Иисус изображается с лопатой в руке, Он «собирает пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк.3:17). В Откр.14:14–20 описывается сбор двух урожаев – зерна и винограда. В обоих случаях Божий заветный народ навсегда отделяется от своих врагов. Эти две группы никогда не соединятся вновь – между ними непреодолимая пропасть (Лк.16:26).

Как ни парадоксально это выглядит, каждая группа получает то, чего она хотела. Нечестивые навсегда изгоняются из Божьего присутствия (Откр.21:27; 22:15), а праведные навеки входят в Божье присутствие (Откр.21:3–4; 22:14). Как хорошо показал К. С. Льюис в художественном видении ада под заглавием «Великое разделение», Судный день – это время, когда Бог говорит непокаявшимся грешникам: «Да исполнится воля ваша». А по словам англиканца XVII века Джереми Тейлора, людям, не желающим стать счастливыми, Бог грозит ужасными вещами.

Образ суда как призыва к подготовке. В Библии суд представлен побуждением к праведной жизни. Эта готовность выражается не просто в рациональном знании, но и в отклике с верой на Божью благодать. Бог по Своей благодати предупредил Ноя о грядущем суде и раскрыл план спасения: строительство ковчега. Ной с послушанием готовился к суду (Быт.6:13–22), в буквальном смысле созидая собственное спасение. Подобным же образом перед истреблением первенцев в Египте Господь милостиво раскрыл Моисею условия подготовки к пасхе. Подготовка израильтян в соответствии с данными Богом указаниями и избавление их от опасности (Исх.12:1–28) изображаются в выражениях, напоминающих описание послушания Ноя.

Акцент на духовной готовности делается и в Новом Завете. В рассказе Матфея о рождении Младенца содержится описание посещения волхвов и последующего разговора Ирода с иудейскими начальниками о месте рождения Мессии (Мф.2:1–6). Этот эпизод, связанный с первым явлением Иисуса, служит предварительным указанием на неспособность иудейских начальников приготовиться к пришествию Бога. Как ни странно это выглядит, религиозные лидеры направили волхвов (пришедших из земли исторических врагов Израиля) ко Христу, так как точно знали место, где должен родиться Христос (они даже процитировали Мих.5:2), но сами не пошли воздать хвалу Мессии. Совершенно ясно, что такое их поведение было вызвано не отсутствием знания, а неверием.

В 1Фес. 5:1–9, отрывке, основывающемся на темах и образах Апокалиптической речи Иисуса, Павел говорит о необходимости подготовки церкви. Он призывает читателей готовиться к пришествию Христа. Учитывая внезапность и неизбежность суда, церкви необходимо проявлять самообладание и демонстрировать веру, любовь и надежду. Именно эти добродетели свидетельствуют о бодрствовании. Внешних, упорствующих в своих злых делах, возвращение Христа застанет врасплох.

Неожиданная сторона суда. Процесс отделения спасенных от проклятых принесет некоторые неожиданности. Писание свидетельствует, что многие будут потрясены, узнав о своем исключении из списка допущенных до вхождения в славу. Самоуверенность сменится изумлением и непониманием, когда Господь остановит их резкими словами: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:23).

Эта неприятная истина подчеркивается в нескольких притчах Христа о Царстве, где показаны группы или отдельные люди, находившиеся изначально в привилегированном положении, но в конце утратившие его (Мф.25:1–13, 14–30; Лк.19:11–27). Делая упор на отсеивании во время суда, Христос предупреждал изначальную иудейскую аудиторию и христианских читателей евангелий о недопустимости самодовольства во взаимоотношениях с Богом.

Тот факт, что многие будут потрясены конечным решением Бога, служит мрачным свидетельством, до какой степени сатана добивается успеха, выдавая фальшивку за истину. В притче о десяти девах (Мф.25:1–13) привычное обращение («Господи! Господи») неразумных дев с просьбой допустить их на брачный пир указывает на полную уверенность, что их примут. Но Жених (олицетворяющий Иисуса при втором пришествии) ответил резким отказом: «Истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф.25:12).

Суд как Божья война и как чаша гнева. Писание наглядно изображает Бога Воином, творящим безжалостный суд (Втор.32:40–42; Ис.13:4; 34:5–6; 63:1–6; см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ). День Божьего возмездия приносит крайнее опустошение (Ис.34:1–4; 59:15–20; ср. 65:17–25).

Один из самых ярких образов – принуждение испить чашу такого сильнодействующего вина, что оно приводит к безумию и смерти. В поэтических и пророческих книгах этот образ относится как к Израилю, так и к его врагам (Иов.21:20; Пс.74:9; Ис.51:17, 21–23; Иер.25:15–29; Иез.23:31–34; Авд.1:15–16). В евангелиях кульминацией Божьего суда изображается момент, когда Христос добровольно пьет эту чашу гнева (Мф.26:42) для удовлетворения Божьего суда над нашими грехами. Приняв суд на Себя, Христос затем предлагает чашу нового вина, символизирующего новый завет (Лк.22:20; 1Кор.11:25–26).

При возвращении Христа для суда чаша Божьей ярости из образа превращается в грозную реальность, ожидающую тех, кто не откликнулся на Его призыв. То, что Христос пережил на Голгофе, испив из этой чаши за верующих, в судный день предстоит испытать неверующим (Откр.14:9–10).

Заключение. Образ суда в Библии строится на серии противоположных понятий. Например, суд может быть человеческим и Божьим. Земные судьи могут быть либо хорошими (выразителями общественного порядка и справедливости), либо плохими (эгоистичными и пристрастными пособниками нравственного упадка общества). Божий суд представляет собой Благую Весть для угнетенных, которые в конечном счете получают спасение, и дурную весть для беззаконников, которые в конечном счете несут наказание.

См. также: АД, ГЕЕННА; АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО; ГРЕХ; ДЕНЬ, ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ; ЗАВЕТ; ИЗГНАНИЕ, ССЫЛКА, ПЛЕН; ИСПЫТАНИЕ, СУД; КНИГА СУДЕЙ ИЗРАИЛЕВЫХ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ОТСТУПНИЧЕСТВО; ПОСЛЕДНИЕ ДНИ; ПРАВОВЫЕ ОБРАЗЫ; ПРОКЛЯТИЕ; СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПРАВДА, ПРАВОСУДИЕ; ЧАША.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle