О.А. Седакова

Источник

Е

Е҆да̀

Е҆да̀ разве, или же, ли, μή, μήτι: є҆да̀ во вѣ́ки прогнѣ́ваешисѧ на ны̀; и҆лѝ простре́ши гнѣ́въ тво́й ѿ ро́да въ ро́дъ; вечно ли будешь Ты гневаться на нас и распространишь гнев Твой из поколения в поколение? (Пс 84,6); ѿвѣща̀ пїла́тъ: є҆да̀ а҆́зъ жидови́нъ є҆́смь; отвечал Пилат: «Разве я иудей?» (Ин 18,35).

Е҆динолѣ́тный

Е҆динолѣ́тный годовалый, ἐνιαύσιος: ꙗ҆́кѡ є҆динолѣ́тный а҆́гнецъ как годовалый ягненок (Пасх К, 4–2).

Е҆диномꙋ́дрїе

Е҆диномꙋ́дрїе единодушие, ὁμόνοια: сопрѧзѝ ѧ҆̀ въ є҆диномꙋ́дрїи соедини их в единодушии (Треб Венн млв 3). См. є҆диномы́слїе.

Е҆диномы́слїе

Е҆диномы́слїе ( внушреннее согласие, единодушие, ὁμόνοια: возлю́бимъ дрꙋ́гъ дрꙋ́га, да є҆диномы́слїемъ и҆сповѣ́мы будем любить друг друга, чтобы единодушно прославлять (Отца и Сына и Святого Духа) (Служ Лит вер).

Е҆диномышле́нїе

Е҆диномышле́нїе см. е҆диномы́слїе: сѐ ны́не что̀ добро̀, и҆лѝ что̀ красно̀, ꙗ҆́коже пи́шетъ, но то́кмѡ є҆́же жи́ти ны́нѣ бра́тїи въ є҆диномышле́нїи итак что же хорошо, и что прекрасно – как написано (у Псалмопевца) – как не жить братьям в согласии (ил. 1 К, 9–1).

Е҆диноѻбра́зный

Е҆диноѻбра́зный одного образа (жизни), обыкн. о монахах, ὁμότυπος: и҆ красотꙋ̀ и҆ хвалꙋ̀ є҆диноѻбра̑знымъ всѣ̑мъ, и҆ наста́вникѡмъ украшение и славу всех монахов и (монашеских) наставников (ил. 5, 2 стх лит 2); собо́ри є҆диноѻбра́зныхъ, насади́лъ є҆сѝ при и҆схо́дищахъ во́дъ бж҃їѧ дх҃а общины монахов ты посадил у источников вод Духа Божия (ил. 12, 2 стх Гв 6).

Е҆диноро́дный

Е҆диноро́дный единственный (о ребенке), μονογενής: благослове́нъ є҆сѝ, ꙗ҆́кѡ поми́ловалъ є҆сѝ двои́хъ є҆диноро́дныхъ благословен Ты, ибо помиловал двѵх единственных детей у своих родителей (Тов 8,17); и҆ сѐ, изноша́хꙋ оу҆ме́рша, сы́на є҆диноро́дна ма́тери свое́й своей и вот, выносили умершего, единственного сына у своей матери (Лк 7,12).

Е҆ди́нственъ

Е҆ди́нственъ единый (о Пресв. Троице): ты̀ дре́вле ꙗ҆́вѣ а҆враа́мꙋ ꙗ҆́кѡ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ трїѷпоста́сный, є҆ди́нственъ же є҆стество́мъ бж҃ества̀ Ты некогда въяве явил Себя Аврааму, Триипостасный, но Единый в божественном естестве (гл 1 Нед Пнщ К, 3–1); неизрѣче́ннѡ є҆ди́нственный бж҃е, ли́цы же трⷪ҇цы носѧ̀ число̀ Боже, неизреченно единый и в Лицах несущий число Троицы (гл 6 Heд Пнщ К, 7–2).

Е҆рѡ́дїй

Е҆рѡ́дїй аист, ἐρωδιός: та́мѡ пти̑цы возгнѣздѧ́тсѧ, є҆рѡді́ево жили́ще предводи́тельствꙋетъ и҆́ми там птицы будут гнездиться, и над всеми – жилище аиста (Пс 103,17).

Е҆стество̀

Е҆стество̀ природа, законы природы, φύσις: бг҃ъ бо бѣ̀ рожде́йсѧ, тѣ́мже и҆ є҆стєства̀ новопресѣчѐ ибо тот, кто рождался, был Бог, и потому Он пресек, обновляя (обычный порядок) природы (гл 1 Сб Веч стх ст бгр).

Е҆́сть

Е҆́сть 1. 3 л. наст. вр. ед. ч. от бы́ти (см.); 2. (с дат. п.) нужно, δεῖ: а҆́ще мѝ є҆́сть и҆ оу҆мре́ти съ тобо́ю, не ѿве́ргꙋсѧ тебє̀ если придется мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя (Мф 26,35); ♦ є҆́же є҆́сть что значит, τοῦτ’ ἐστί: глаго́лѧ: и҆лі̀, и҆лі̀, лїма̀ савахѳані̀; є҆́же є҆́сть, бж҃е мо́й, бж҃е мо́й, вскꙋ́ю мѧ̀ є҆сѝ ѡ҆ста́вилъ; говоря: Или, Или, лама савахфани? что значит: Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил? (Мф 27,46).


Источник: Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы – M.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2008.

Комментарии для сайта Cackle