Шлегель Уильям

Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном

Происхождение патриархов 2100–1950 до Рождества Христова

Библия – это повествование о прикосновении Божественного к человеческому, о сверхъестественном Божьем участии в мире людей. Это описание событий, произошедших с реальными людьми в реальных местах на нашей реальной земле. В отличие от других религиозных произведений, описывающих богословские размышления и наставления, Библия – это, главным образом, описание исторических событий, которые можно отметить на карте. В Библии есть сотни, даже тысячи, ссылок на те или иные географические места. Географические подробности в Писании – это уже подтверждение того, что записанные факты происходили с реальными людьми в реальных местах. Библия утверждает, что записанные в ней события действительно происходили на земле – на той самой земле, снимки которой сегодня делаются спутниками из открытого космоса.

Бог Библии взаимодействовал с конкретным народом (евреями) в конкретных географических местах. Действуя через этот конкретный народ (Иисус был евреем) и в конкретном месте (Иерусалиме), Бог для блага человечества разрушил власть греха и смерти – явное участие Божественного в человеческом.

ПЛОДОРОДНЫЙ ПОЛУМЕСЯЦ: МЕСОПОТАМИЯ И ЛЕВАНТ

Плодородный полумесяц, где возникла цивилизация, – это территория в форме полумесяца от Персидского залива до Средиземного моря. С севера она ограничена горами Тавр, Курдистан и Загрос, а с юга – Сирийской/Аравийской пустыней. Плодородный полумесяц состоит из двух частей: Месопотамия и Левант. Месопотамия – это греческое слово, означающее «междуречье», в данном случае местность, расположенную между реками Тигр и Евфрат. Левант (от французского слова lever, «возвышать») означает Средиземноморское побережье, включающее современные Ливан, Иорданию и Израиль. Рельеф Левант включает горные хребты, идущие с севера на юг параллельно Средиземноморскому побережью. В Ливане некоторые горы достигают в высоту более 3000 метров.

ХАНААН-ИЗРАИЛЬ: ЗЕМЛЯ МЕЖДУ КОНТИНЕНТАМИ

Устами пророка Иезекииля Бог сказал: «Это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него – земли» (Иез. 5:5). Хотя Ханаан-Израиль – это узкая полоска земли от Средиземного моря до реки Иордан шириной всего в 70 км, он находится на стыке трёх континентов: Азии, Африки и Европы. Ханаан-Израиль играет важную роль моста между этими континентами, в частности между двумя древними колыбелями цивилизации – Месопотамской низменностью и бассейном реки Нил. Пустыни на востоке и Средиземное море на западе способствовали путешествиям между Месопотамией и Египтом именно через Ханаан. По причине своей геополитической значимости как коммерческого и военного центра, соединяющего континенты, Ханаан исторически был вожделенным объектом для империй Азии, Африки и Европы. И в этой земле «среди народов» (Иез. 5:5) полновластный Бог осуществляет Свои замыслы в отношении человечества.

ИСТОРИЯ СЕМЬИ АВРААМА – БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ ИСКУПЛЕНИЯ

От 12-й главы книги Бытие до книги Деяний в Новом Завете в Библии прослеживается история одной семьи. Патриархом этой семьи является еврей Авраам, чьи физические потомки стали известны как народ израильский. Как Бог приготовил землю, так Он избрал и народ, потомков Авраама, через которых решил действовать для блага всего человечества. История семьи Авраама – это «богословский трактат, цель которого – показать, что через избранный народ Израиля Бог Творец полновластно достигнет Своих творческих и искупительных целей в отношении всего человечества» (Merrill 25; Быт. 22:18; Иоан. 4:22–26; Тал. 3:16). Божий план благословить человечество через Авраама и его потомков достигает кульминации в потомке Авраама, Мессии Иисусе. Согласно Новому Завету, язычники могут получить усыновление в семью Авраама (Рим. 4:16). Через Авраама «благословятся... все племена земные» (Быт. 12:3; 18:18; Тал. 3:6–9). Так, для язычника, верой ставшего дитём Авраама, семейная история этого патриарха становится историей и его семьи. Язычник, как и еврей, находит свои корни в семейной истории Авраама.

ФАРРА И АВРАМ УХОДЯТ ИЗ УРА В ХАРРАН, Бытие 11:24–32

В качестве Ура Халдейского, из которого вышли Фарра и его сын Аврам, рассматриваются два места: одно на юге, а другое – на севере. С конца XIX столетия Ур отождествлялся со знаменитой столицей шумеров, расположенной вблизи реки Евфрат, на полпути (230 км) между Вавилоном и Персидским заливом. Возможно также, что Ур Халдейский находился намного дальше на север в плодородном Полумесяце, у Ургая (Эдесса), возле города Харрана.

Название «Халдейский» в Писании предполагает попытку провести в пользу северного Ура различие между библейским Уром и знаменитым Уром на юго-восток от Вавилона. К тому же, у Фарры кроме Аврама было ещё два сына: Нахор и Аран. Аран умер в Уре Халдейском. Нахор же, очевидно, остался в Уре, когда Фарра и Аврам ушли (Быт. 11:29–32). Если Нахор остался в Уре, то город следует искать на севере, поскольку область, в которой жил Нахор, является северной областью под названием Арам-Нахараим (Быт. 24:4, 10; 25:20).

В любом случае, и регион «южного Ура» (Шумер), и регион «северного Ура» (Ургай), расположенного возле Харрана, в дни Аврама были высокоразвитыми цивилизациями и были центрами поклонения Сину, богу Луны. Фарра и его семья участвовали в этом идолопоклонстве (Нав.24:2). Фарра взял своего сына Аврама и внука Лота и ушёл из Ура Халдейского. Они дошли до города Харрана и там поселились.

АВРАМ УХОДИТ ИЗ ХАРРАНА В ХАНААН Бытие 12:1–6

И сказал Господь Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1).

Бог вмешался в дела людей, избрав одного человека, – Аврама. Когда Аврам был в Харране, Яхве повелел ему оставить родину и семью и идти в чужую землю. Бог пообещал благословить Аврама, а через него все семьи земли. Послушание Аврама показывает, что он оставил идолопоклонство ради поклонения единому Богу Яхве. Аврам ушёл из Харрана в землю Ханаанскую, когда ему было 75 лет. Когда он прибыл в Сихем, находящийся в нагорной стране Ханаана, Господь пообещал ему, что эта земля будет принадлежать его потомкам.

Патриархи Авраам и Исаак 2100–1950 до Рождества Христова

«Посмотрите на Авраама, отца вашего, ... ибо Я призвал его одного и благословил его, и размножил его» (Ис. 51:2).

1. АВРАМ ВХОДИТ В ХАНААН, Бытие 12:6–7

Мы не знаем точно, в каком месте Аврам вошёл в землю Ханаанскую, выйдя из Харрана, но, вполне возможно, он шёл через Галаад и вади Фара (синяя стрелка). Путь через вади Фара в нагорную страну Ханаанскую ведёт прямо в Сихем. Впервые Бог пообещал эту землю потомству Аврама в Сихеме.

И прошёл Аврам по земле этой до места Сихем, до дубравы Море. В этой земле тогда жили хана- неи. И явился Господь Авраму и сказал: «Потомству твоему отдам Я землю эту». И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему (Быт. 12:6–7).

2. ПУТЬ АВРАМА В ЕГИПЕТ И ОБРАТНО, Бытие 12:1–20

Путь Аврама из Сихема на юг пролегал по водораздельному маршруту Нагорной местности, известному ещё как Дорога Патриархов. Аврам разбил свой шатёр на холме между Вефилем и Гаем, построил там жертвенник и призвал имя Господа. Затем он пошёл дальше на юг мимо Хеврона в область Негев, что означает «южная» и «сухая». Потом по причине голода Авраам пошёл в Египет и, там живя, разбогател.

3. ЛОТ Бытие 13:1–18

Аврам вышел из Египта в Негев, а затем вернулся в Нагорную страну близ Вефиля и Гая, где он и его племянник Лот разошлись. Лот направился в Иорданскую долину близ Содома (оранжевая стрелка), вероятно, находившуюся на южной оконечности Мёртвого моря. После его ухода Бог повторил и более подробно изложил Авраму Своё обещание (Быт. 13:14–18).

4. МЕСОПОТАМСКИЕ ЦАРИ, Бытие 14; Второзаконие 2:9–12

Могущественная коалиция месопотамских царей поработила заиорданские племена рефаимов, зумимов, эмимов и хорреев, а также юго-восток Ханаана (чёрные стрелки и красные знаки мест боевых действий). Это завоевание привело к восстанию и повторному покорению местных царей на южной оконечности Мёртвого моря (долина Сиддим), включая Содом и Гоморру. Аврам был в шатре в Хевроне, когда узнал, что его племянника Лота вместе с трофеями Содома взяли в плен. Всего лишь с 318 рабами Аврам преследовал месопотамские армии и поразил их севернее Дамаска. Патриарх, как и его потомки Гедеон (Суд. 7:7) и Ионафан, знал, что «для Господа нетрудно спасти через многих или немногих» (1Цар. 14:6).

После победы над месопотамскими царями Аврам встретил Мелхиседека, чьё имя означает «царь праведности». Мелхиседек был царём Салима (вероятно, Иерусалима, но, возможно, Сихема; Быт. 33:18) и священником Бога Всевышнего. Вскоре после этого Бог пообещал даровать Авраму физического наследника и множество потомков. Аврам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Быт. 15). Позже у Аврама от Сариной рабыни-египтянки Агари родился Измаил (Быт. 16). Но когда Авраму было 99 лет, Бог дал обещание, что через Сару Аврам станет отцом множества народов. Цари произойдут от Аврама и Сары – обещание, исполнившееся в Давиде и его сыновьях, и в конечном счёте в Мессии Иисусе (Быт. 17:6, 16; Матф. 1:1). Имя Аврам («превознесённый отец») было изменено на Авраам («отец множества народов»; Быт. 17).

5. СОДОМ И ГОМОРРА Бытие 18–19

В Хевроне Авраама посетили трое «мужчин». Они повторили 99-летнему Аврааму и 90-летней Сарре, что у них будет сын. Сразу же за этим обещанием праведнику следует описание истребления нечестивых. «Мужчины» пришли в Содом и Гоморру. Эти города были уничтожены огнём и серой с неба, очевидно в соединении с геологическими катаклизмами на земле. Еврейский текст описывает эти города как «перевёрнутые» («ниспроверг», Быт. 19:25). При раскопках в этой местности было обнаружено как минимум пять городских поселений (Баб эд-Дра, Ну- мейра, эс-Сафи, Фейфа и Ханазир). Некоторые отождествляют эти места с пятью городами долины (Быт. 14:2), но вряд ли какие-либо из этих руин являются Содомом или Гоморрой. Скорее всего, это руины близлежащих городов (возможно, одним из них был Сигор), которые постиг Божий суд. Возможно, они были покинуты после разрушения Содома и Гоморры (Merrill 40).

Лот и его семья бежали в Сигор, который, должно быть, находился на восточной стороне рифтовой долины, поскольку именно там поселились его потомки, моавитяне и аммонитяне. Жена Лота замешкалась и, вероятно, была покрыта солёным веществом, падавшим с неба или исходившим из-под земли.

Иуда говорит, что Содом и Гоморра служат примером того, каким будет «суд великого дня» (Иуд. 6–7). Иисус сказал, что некоторых ожидает наказание страшнее, чем то, что постигло Содом и Гоморру (Матф. 10:14–15; 11:24).

6. АГАРЬ И ИЗМАИЛ Бытие 20–21

Авраам странствовал в Гераре, в Западном Негеве. Возможно, там родился Исаак. Оранжевая стрелка от Герара к Египту показывает изгнание Агари и Измаила в пустыню Вирсавию. Впоследствии Авраам и царь Герара заключили союз в Вирсавии («колодец семи/клятвы»).

7. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИСААКА Бытие 22

Бог велел Аврааму пойти в землю Мориа и там принести своего сына Исаака во всесожжение. Авраам вышел из Вирсавии и через три дня пришёл к горе Мориа (красная стрелка от Вирсавии к Иерусалиму). Впоследствии на этой горе в Иерусалиме Соломон построил храм (2Пар. 3:1).

Когда Авраам умер, его похоронили в гробнице, в пещере Махпеле, в Мамре-Хевроне, которую он приобрёл для захоронения своей жены Сарры (Быт. 25:9–10). По причине голода в земле Исаак хотел идти в Египет, но потом отправился в Герар, где на следующий год собрал урожай во сто крат. Свои права на владение территорией и колодцами Исаак подтвердил союзом с филистимлянами в Вирсавии.

Иаков и Иосиф 1930–1876 до Рождества Христова

1. ИАКОВ ИДЁТ В АРАМ, Бытие 27–28

Хитрость Иакова и его матери Ревекки, как и последующее благословение Иакова Исааком, произошли в районе Вирсавии (Быт. 28:10). В страхе за свою жизнь и в поисках жены для себя Иаков вышел по Дороге Патриархов в Месопотамию (или Паддан-Арам, см. оранжевые стрелки). Путешествуя по главной дороге горного водораздела, он остановился на ночлег и во сне увидел ангелов, восходящих и нисходящих по лестнице, соединяющей небо и землю. Как и в случае с Авраамом и Исааком, Господь пообещал Иакову потомков, земли и благословения, которые получат народы, благословляющие его (Быт. 28:13–14; 22:17–18; 26:3– 4). Иаков назвал это место Вефиль, «дом Божий». Здесь призывал Господа и дедушка Иакова, Аврам (Быт. 12:8).

В Паддан-Араме (на границе современных Сирии и Турции) Иаков на протяжении 20 лет служил у своего дяди Лавана (Быт. 29–30). Его семья и скот умножались. В Обетованную Землю он вернулся с двумя жёнами, двумя наложницами, 12 детьми и множеством скота.

2. ИАКОВ ВОЗВРАЩАЕТСЯ, Бытие 31:17–33:19

Иаков убежал от Лавана через Галаад (пунктирная и непрерывная синяя стрелка). Когда Лаван догнал его, они заключили союз, отразив его в названии региона – Галаад (Гал-эд, «груда свидетелей») и этого места – Мицпа («сторожевой столб», Быт. 31:46–50). Иаков, по-видимому, повернул на юг от каньона реки Иавок и перешёл реку вброд у холмов-близнецов, руин Тулул Дахаба («золотые холмы»). Между руинами этих холмов течёт река Иавок. В Маха- наиме («станы»), на южной стороне Иавока, Иаков видел Божьих ангелов. Там он узнал, что его брат Исав идёт навстречу ему, и с ним четыреста человек (красная стрелка). Иаков думал, что Исав вышёл, дабы воспрепятствовать его возвращению в Обетованную Землю, поэтому, чтобы задобрить брата, в качестве подарков послал ему стада.

В ту ночь Иаков перешёл вброд реку Иавок, отправив семью вперёд (Быт. 32:22–23). Оставшись один, он встретил «человека», который боролся с ним до рассвета. Иаков понимал, насколько отчаянным было его положение, и не отпускал «человека» (т.е. Бога), пока Тот не благословил его. Как итог этого поединка, Иаков получил новое имя – Израиль. Это событие, похоже, было для него наподобие обращения, поскольку теперь Иаков («хитрец») стал называться Израилем («правящий с Богом» или «Бог правит»). Он назвал это место Пенуэл («лицо Бога», Быт. 32:31).

За время разлуки Иакова с Исавом в сердцах братьев произошли перемены. Раньше братья были в ссоре, но теперь между ними был мир. Божье благословение Иакова принесло пользу и его брату (Быт. 33:11). Затем Исав вер нулся на гору Сеир, где его потомки впоследствии создали Едомское царство. Иаков остался у Сокхофа («шалаши»), где построил себе дом и шалаши для стад (Быт. 33:17).

Позже Иаков переселился в Сихем, в нагорной части Обетованной Земли. Самый удобный путь туда – через долину вади Фара, простирающуюся от Рифтовой долины до холмов близ Фирцы и Сихема. Большая часть вади Фары – широкая, плодородная долина, через которую открывается удобный путь в нагорную местность (впоследствии ставшую известной как Самария). В одном месте долина сужается не более чем на 50 метров в ширину. Именно этим маршрутом шёл Иаков. Этот важный маршрут, соединяющий Галаад с Самарией, использовался в более поздние периоды библейской истории (напр., 3Цар. 12:25).

Какое-то время Иаков оставался в Сихеме. Там он приобрёл участок земли (Быт. 33:19; Нав.24:32; Иоан. 4:5– 6), но после событий, связанных с его дочерью Диной и сыновьями Симеоном и Левием, ушёл оттуда (Быт. 34). Иаков вернулся в Вефиль, где Бог подтвердил Свой завет с ним (Быт. 35:9–15). По пути в Ефрафу/Вифлеем во время родов Вениамина умерла Рахиль. Традиционно считается, что Рахиль похоронена возле Вифлеема Иудейского. Однако Библия повествует, что Рахиль была похоронена на территории Вениамина, севернее Иерусалима (1Цар. 10:2; Иер. 31:15). Ефрафа/Вифлеем, связанный с погребением Рахили, должен быть Вифлеемом Вениаминовым, а не Иудиным (Быт. 35:21; Езд. 2:21). Лингвистически название «Ефрафа» сохранилось в источнике Парат/Паратон, к которому, возможно, направлялся Иаков, чтобы обойти ханаанские города и напоить свои стада. Чёрная точка на карте предположительно является местом погребения Рахили. Там были найдены гробницы периода хананеев, известные как «гробницы сынов Израилевых».

Похоронив Рахиль, Иаков продолжил идти на юг вдоль водораздела в нагорной местности. Он прошёл возле Мигдал Эдера (Иерусалим; Быт. 35:21; ср. Мих. 4:8), что является дополнительным подтверждением захоронения Рахили на территории, впоследствии ставшей частью земель Вениамина. Иаков вернулся к отцу Исааку в Мамре- Хеврон, который там умер и был похоронен (Быт. 35:27–29).

3. ИОСИФ ИДЁТ В ЕГИПЕТ, Бытие 37

Сыновья Иакова пасли стада возле Сихема. Из Хеврона Иаков послал Иосифа узнать, как идут дела у его братьев (Быт. 37:14). Иосиф шёл из Хеврона в Сихем по маршруту Центрального хребта (Дорога Патриархов). Из Сихема Иосифа направили в Дофан, где братья бросили его в ров, чтобы затем избавиться от него. Город Дофан находится на пути, связывающем долину Изреель с равниной Шарон. Иосифа продали измаильтянским купцам, шедшим по Прибрежному пути в Египет. Прибрежный путь, также называвшийся путём Приморским, проходил через города Афек и Газа (зелёная стрелка).

4. ИАКОВ И ЕГО СЕМЬЯ ИДУТ В ЕГИПЕТ, Бытие 45:25–46:7

В Египте Иосиф прошёл путь от раба до вице-премьера (Быт. 39–45). Голод в Ханаане вынудил его братьев отправиться в поисках пищи в Египет. Иаков/Израиль узнал, что Иосиф не только жив, но и управляет всем Египтом. По пути в Египет Израиль остановился в Вирсавии, где Бог вновь подтвердил ему Свои обещания (коричневая стрелка). Израиль пришёл в Египет в 1876 году до Р.Х. (Merrill 31, 49–55). За 430 лет пребывания там семья Израиля стала народом (Быт. 15:13; Исх. 12:40–41).

Тутмос III 18_я египетская династия в Ханаане 1480 до Рождества Христова

Взаимосвязь египетской и библейской хронологии

2200–1550 года до Р.Х., названные Средним бронзовым (Ханаанским) веком, – это эпоха Патриархов и странствований Израиля в Египте, соответствующая периоду Среднего царства и времени правления гиксо- сов в Египте.

1550–1200 года до Р.Х., названные Поздним бронзовым (Ханаанским) веком, – это время исхода из Египта, завоевания Ханаана и правления первых судей, соответствующее периоду Нового царства в Египте (18-я и 19-я династии).

Похоже, что Иосиф служил при дворе фараона Среднего царства, а не во время правления гиксосов (Merrill 49–55). О периоде времени от смерти Иосифа и до рождения Моисея длиной в почти 300 лет (1806–1526 гг. до Р.Х.) Библия хранит молчание. В этот период Египет был завоёван и находился под властью гиксосов – пришедших в Египет западно-семитских азиатов. И только приблизительно в 1560 году до Р.Х. восход Нового царства привёл к изгнанию семитов-гиксосов из Египта.

1. ВОЙНА С ГИКСОСАМИ, прибл. 1560 г. до Р.Х.

Заслуги в изгнании гиксосов из Египта принадлежат фараону Яхмосу I, основателю 18-й египетской династии. Яхмос завершил трёхгодичную осаду крепости Шарухен (оранжевая стрелка в левом нижнем углу карты), но затем обратил свои войска на юг, чтобы захватить Нижнюю Нубию (ANET 233–234). Свидетельств о том, что войска Яхмоса продолжали идти дальше на север в Ханаан или разрушили важные города гиксосов Среднего бронзового века в Ханаане приблизительно в 1550 году до Р.Х., нет. Наоборот, многие укрепления Среднего бронзового века продолжали существовать и в период Позднего бронзового века (Brinson 124–126; ср. Числ. 13:28).

2. ТУТМОС III, 1504–1450 гг. до Р.Х.

Большой международный путь

Военная кампания фараона Тутмоса III приблизительно в 1480 году до Р.Х. – хороший пример использования Большого международного пути, который соединяет Египет с Месопотамией. Важность этого пути нельзя переоценить, поскольку он является естественным мостом между тремя континентами: Европой, Азией и Африкой. Характерные особенности и населённые пункты этого пути отмечены вдоль чёрных стрелок, которыми обозначена на карте кампания Тутмоса III (ANET 234–244).

Прибрежная равнина

Большой международный путь обходит труднопроходимые районы Нагорной местности и пролегает вдоль Прибрежной равнины. Не считая немногих препятствий, путь Прибрежной равнины довольно несложный для путешествий. Тутмос завоевал прибрежный город Газу и направился на север, чтобы укрепить стратегический треугольник, состоящий из городов Лод, Иоппия и Афек. Иоппия является важным портом на скалистом побережье, во многих местах непригодном для стоянки судов или мореплавания. Естественным препятствием для путешествий здесь служит река Яркон, которая протекает через Афек и впадает в Средиземное море близ Иоппии. Всё передвижение на международном пути уходит вглубь суши и проходит через Афек, расположенный вдоль границы между Прибрежной равниной и Нагорной местностью. Таким образом, Афек служит стратегическим форпостом на международном пути. Тутмос также осадил Газер и Равву – сторожевые города на главной дороге от Прибрежной равнины в Нагорную местность, которая вела к Иерусалиму.

Перевалы через Кармил

Из Афека Большой международный путь пролегает на север по равнине Шарон в Сохо, Яхам и Геф, все из которых расположены близ подножия горы Кармил. Гора Кармил (высота 528 м) служит значительным препятствием для путешествия по Большому международному пути, заграждая проход в долину Изреель, где пересекаются все международные маршруты в регионе. Однако равнину Шарон с долиной Изреель соединяют три перевала через Кармил: 1) Иокнеам, 2) Мегиддо-Аруна и 3) Дофан. Эти перевалы будут подробно исследоваться при объяснении карты 2–5. Обратите внимание на расположение Мегиддо как стража, стерегущего центральный перевал через горную цепь Кармила.

Долина Изреель, пересечение международных маршрутов

Долина Изреель – широкая, плоская равнина в форме треугольника (ср. карту 1–4). Каждая из её сторон имеет около 30 км в длину. Она возвышается над уровнем моря всего на 60 метров и является одной из житниц региона. Долина разделяет центральные горы Обетованной Земли, отделяя горную Иудею и Самарию на юге от Галилеи на севере. Маршруты обходят высокогорные районы и идут через долину Изреель. Джордж Адам Смит, шотландский богослов и географ XIX столетия, чья книга «Историческая география Святой Земли» переиздавалась много раз, описывает маршруты, проходившие через долину Изреель:

Перевалы к морю и в пустыню – ворота на великом пути между империями Евфрата и Нила, между континентами Азии и Африки... огромное место действия с чётко обозначенной сценой, с характерными входами и выходами (Smith 254).

Чёрные стрелки, отмечающие кампанию Тутмоса III, указывают на входы и выходы из долины Изреель. Один маршрут идёт от Мегиддо мимо подножия горы Кармил на северо-запад, доходя до Акко и дальше по Средиземно- морскому побережью; другой – через долину Харод (юго- восточная часть долины Изреель) к Беф-Сану и дальше через Иордан к Галааду. Третья и, возможно, самая важная ветка Большого международного пути идёт на северо- восток к морю Галилейскому, затем на север мимо Асора и Лаиса в Ливан, Сирию и дальше. Тутмос использовал этот путь в войне со своим главным противником в то время – царством Митанни в северной Месопотамии.

Фараон Аменхотеп II, 1450–1425 гг. до Р.Х.

Фараон Аменхотеп II, сын Тутмоса III, писал о своих двух походах в Ханаан.” Упомянутые им города подчёркнуты жёлтым цветом.

Имена Тутмоса III и Аменхотепа II, отмеченные на карте, хотя и не упоминаются в Библии, могут быть связаны с исходом Израиля из Египта. Если сопоставить хронологические данные Библии с египетской историей, то Тутмос III является весьма вероятным кандидатом на фараона, от которого сорокалетний Моисей убежал в пустыню Мадиамскую (Исх. 2:15, 23). Если это так, то фараон Аменхотеп II мог быть фараоном во время исхода евреев (Merrill 74–80).

Завоевание Мегиддо Тутмосом III 1480 до Рождества Христова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕОГРАФИИ С ИСТОРИЕЙ

Эта карта подробно описывает завоевание Мегиддо Тутмосом III – событие, иллюстрирующее взаимосвязь между географией и историей. Этому историческому событию способствовало географическое расположение региона. Географические факторы обусловили, как, где и почему происходили отдельные события. Эти события не записаны в Библии, однако то же самое можно сказать и о библейских событиях. География подчас формировала и определяла библейские события. Тесная взаимосвязь библейских событий с географией, существующей сегодня, является доказательством, что библейские события происходили на самом деле.

ПЕРЕВАЛЫ ГОРЫ КАРМИЛ

Горная цепь Кармил на карте 2–5 – это не один пик, а целая гряда гор, простирающихся на расстояние 50 км от Дофана в Самарии до Средиземного моря (почти вся территория от нижнего правого до верхнего левого угла этой карты). Современный город Хайфа прижался к склонам Кармила в том месте, где гора выступает в Средиземное море.

Три перевала Кармила, входящие в Большой международный путь, справа налево от Яхама: 1) Дофан и Гинея, 2) Аруна и Мегиддо, и 3) Иокнеам.

Как отмечено на карте 2–4, высота горной гряды Кармила (450–550 м) является естественным препятствием для путешествий по Большому международному пути между долиной Изреель и равниной Шарон. Маршруты, делая многочисленные повороты, пролегают в горной гряде Кармила через этих три перевала, образованные долинами, которые по высоте ниже, чем окружающие холмы.

Перевал Дофан своим рельефом отличается от двух других. Он начинается возле Яхама на равнине Шарон, поднимается вверх до широкой долины возле Дофана, а затем спускается в долину Изреель возле Ивлеама и Гинеи. Измаильтяне, купившие Иосифа, шли в Египет, вероятно, как раз этим путём (карта 2–3).

Два других перевала Кармила: Мегиддо-Аруна и Иокнеам, – это относительно узкие долины, возникшие в результате смещения и складывания этой горной цепи. Когда твёрдый известняк выталкивался наверх, более мягкий мел открывался и вымывался, создавая долинообразные проходы через горы. Исторически важным такое место как Мегиддо сделало геологическое образование.

ЗНАЧИМОСТЬ МЕГИДДО

Эта карта отражает геополитическую значимость расположения Мещддо (ср. карту 2–4). Своё стратегическое значение Мегиддо приобрёл в результате удачного географического расположения данной местности. Город стоит подобно часовому на Большом международном пути, охраняя перевал через Кармил, соединяющий долину Изреель с Прибрежной равниной. Поэтому во все времена страны региона стремились к захвату контроля над Мегиддо. Археологические находки в Мегиддо подтверждают географическую значимость его местонахождения с самых ранних ханаанских времён и до дней римлян. Военная же значимость этой местности показана в ссылке на неё как на пункт сбора армий в книге Откровение, так как Армагеддон обозначает «холм Мегиддо» (Откр. 16:16). См. фотографию телля Мегиддо с воздуха (раздел 1–17).

Поэтому хананеи, противостоявшие Тутмосу III, собрали свои войска в Мегиддо. Они знали, что если смогут остановить Тутмоса там, то сохранят свободу от египетского контроля над Большим международным путём, и таким образом фараон Тутмос не сможет продолжать свою экспедицию дальше на север.

1. РЕШЕНИЕ ВОЕННОГО СОВЕТА О ПУТИ НАПАДЕНИЯ

Тутмос III эффективно воевал на побережье, а затем сделал паузу, чтобы собрать своих советников в Яхаме. Здесь ему нужно было решить, какой из трёх перевалов через Кармил использовать, чтобы попасть в долину Изреель. Разведчики доложили, что перевал Аруна-Мегиддо настолько узок, что египетские войска смогли бы перейти его только колонной по одному, а следовательно, их могли бы легко перебить. Советники фараона предлагали использовать перевал Дофан или перевал Иокнеам:

Два других пути есть здесь. Один из них на восток от нас, и он выходит возле Фаанаха. Другой – на север... и мы выйдем севернее Мегиддо. Пусть наш господин-победитель пойдёт по тому пути, по какому ему угодно, но не заставляет нас идти по этому трудному пути! (ANET 235)

2. ЗАВОЕВАНИЕ МЕГИДДО

Тутмос не послушал своих советников и послал небольшой отряд своих войск через перевалы Дофан и Иокнеам, чтобы отвлечь внимание хананеев. Позже он хвастался, что лично провёл армию через узкий перевал Мегиддо-Аруна в долину Изреель (чёрные стрелки), успешно напав на хананеев (оранжевые стрелки от Иок- неама и Фаанаха). Тутмос выстроил свои войска против Мегиддо. При подготовке к штурму укреплённого города Тутмос произнёс перед своей армией ободряющую речь, сказав:

«Захват Мегиддо – это как захват тысячи городов! Захватите его! Захватите его!» (ANET 236–237).

Очевидно, что слова «тысяча городов» были преувеличением, но Тутмос хорошо понимал важность завоевания Мегиддо.


Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Ваал профессор Александр Павлович Лопухин 72K 

2. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля – Книга четырнадцатая блаженный Иероним Стридонский 41,6K 

3. Библейская энциклопедия – Вааса архимандрит Никифор (Бажанов) 3085,1K 

4. Об устроении человека святитель Григорий Нисский 41K 

5. Библейская энциклопедия – Ахирам архимандрит Никифор (Бажанов) 3085,1K 

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Варак профессор Александр Павлович Лопухин 72K 

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том II. Археология - Бюхнер – Афанасий, ученик преп. Сергия Радонеж. профессор Александр Павлович Лопухин 74,9K 

8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иоас, сын Шемаи, из Гивы Вениаминовой профессор Александр Павлович Лопухин 80,5K 

9. О покаянии две книги святитель Амвросий Медиоланский 17,5K 

10. Письма – 174. Поздравление с новолетием преподобный Антоний Оптинский (Путилов) 18,3K 

Комментарии для сайта Cackle