Шлегель Уильям

Исход и завоевание Обетованной Земли

Исход и путешествие через Синай 1446 до Рождества Христова

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20:2–3).

Значение исхода

Исход из египетского рабства и заключение завета с Яхве на горе Синай – два самых значимых события в истории Израиля. Они обусловили взаимоотношения израильтян с Яхве и сформировали их как народ. Эти события народ должен был постоянно хранить в памяти и вспоминать во время празднования Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Они снова и снова упоминаются и в Ветхом, и в Новом Завете, служа прообразом великого искупления, совершённого Богом через Мессию, Иисуса (Лук. 22:19; Евр. 12:18–24).

Дельта Нила

В Гесеме, находящемся в восточной дельте Нила, народ израильский жил и умножался (Быт. 47:6, 27). В этом регионе был город Раамсес (телль эд-Даб’а, называемый в период гиксосов Аварисом; Быт. 47:11; Исх. 1:11; 12:37). Он располагался у Пелузийского рукава Нила, ныне пересохшего.

География полуострова Синай

Полуостров Синай по форме напоминает треугольник, длиной около 400 км с севера на юг и шириной 240 км на севере. Его треугольное очертание сформировали два залива Красного моря. На западе Синай от Египта отделяет Суэцкий залив, а на востоке от Аравийского полуострова его отделяет Акабский залив.

Синайский полуостров имеет три основные географические зоны:

1. 30-километровая песчаная полоса вдоль Средиземно- морского побережья.

2. Известняковое плоскогорье в центральной части Синая. Большая его часть изрезана вади эль-Ариш и его притоками, несущими воду в Средиземное море. Место, где эль-Ариш впадает в Средиземное море, в Библии названо рекой Египетской. Эта река была частью южной границы Обетованной Земли (Быт. 15:18; Числ. 34:5; 3Цар. 8:65).

3. Высокие гранитные горы на юге Синая, разрезанные сухими руслами из песка и гравия. Горы здесь достигают 2500 метров в высоту. Высохшие русла служат дорогами для путешествий через горы. Одна из гор в регионе (гора Синай, традиционное месторасположение) сегодня называется Джабал Муса (гора Моисея). Она достигает 2285 метров в высоту.

Маршруты через Синай

Через Синай шли четыре основных маршрута, и все они пересекали полуостров с востока на запад:

1. Дорога земли филистимской (Исх. 13:17–18) шла прямо из Египта вдоль Средиземноморского побережья в Ханаан. На этом маршруте стояли египетские форты. Поэтому «Бог не повёл его по дороге земли филистимской, хотя она была ближе; ибо сказал Бог: „Чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет“» (ст. 17). Бог повёл народ пустынной дорогой к Красному (или Тростниковому) морю.

2. Дорога Сура (Быт. 16:7; Исх. 15:22) шла параллельно дороге земли филистимской, но почти на 50 км южнее её. Одно ответвление её проходило возле Кадес- Варни; другое – возле источника (Беэр-лахай-рои), где беременная Агарь нашла Божье расположение. Оба ответвления соединялись близ Вирсавии.

3. Дорога Хадж идёт прямо через центральный Синай, соединяя северную оконечность Суэцкого залива с северной бухтой Акабского залива.

4. Горнорудный маршрут шёл вдоль восточной стороны Суэцкого залива к высоким гранитным горам в центре южного Синая. Египтяне использовали данный маршрут, когда добывали бирюзу и медь в горах. Это традиционный маршрут Израиля к горе Синай.

Маршрут исхода

О маршруте исхода и местонахождении горы Синай идёт немало споров. Библия говорит, что Господь повёл народ израильский «дорогой пустынной к Красному (или Тростниковому) морю» (Исх. 13:17–18). Это могла быть дорога Хадж, бирюзовый горнорудный маршрут (№3 и №4 выше) или же просто путь, подходящий к Суэцкому заливу с севера. Точно данный маршрут, как и многие из мест, упоминаемых в странствованиях Израиля, определить невозможно.

Местонахождение горы Синай

В качестве вариантов библейской горы Синай предлагались как минимум 12 гор. Большинство из них находятся в одной из четырёх географических зон:

1. Северо-запад Саудовской Аравии или юг Иордании, восточнее Акабского залива. Сторонники этой теории утверждают, что чудесное пересечение Красного (Тростникового) моря произошло где-то в Акабском заливе. Однако сразу же после этого чудесного перехода Израиля через Красное море народ шёл по пустыне Сур. Это опровергает теорию Саудовской Аравии/Иордании, поскольку пустыня Сур находится в северо-западной части Синайского полуострова (Быт. 16:7; 20:1; 25:18;'Исх. 15:22; 1Цар. 27:8), а не на востоке от Акабского залива.

2. Известняковое плато на севере Синая (т.е. гора Кар- ком). Однако если считать, что гора Синай находится в данном регионе, тогда нельзя объяснить последнюю остановку Израиля у Тростникового моря (Числ. 33:10) и его прибытие в Ецион-Гавер (Числ. 33:35).

3. Вблизи дороги Хадж (т.е. Джабал Син Бишер или Джа бал Хатттм эт-Тариф). Гора, находящаяся близ данного маршрута, подходит к библейскому описанию странствований между Египтом и Мадиамом (Исх. 3:12; 4:27; 18:5) и нападения амаликитян (Исх. 17:8), и согласовывается с путешествием длиной в «одиннадцать дней» между Хоривом (г. Синай) и Кадес-Варни (Втор. 1:2). Этот маршрут помечен как альтернативно возможный (пунктирная синяя стрелка).

4. Гранитные горы на юге Синая, где и размещает данную гору 1500-летнее предание.

События на традиционном маршруте исхода

Перечисленные события возле синих стрелок отмечают предполагаемые места и важные события, произошедшие на традиционном маршруте исхода Израиля из Египта и его путешествия через Синай. В книге Исход описываются места и события, которые произошли между Египтом и горой Синай. В книге Чисел (гл. 10– 12) описаны места и события, имевшие место между горой Синай и Кадес-Варни. В 33-й главе книги Чисел производится обзор всего странствования. Другие комментарии о каждом этапе исхода см. в TLB (карта 3–1).

Израиль в пустыне 1445–1406 до Рождества Христова

1. Разведчики посланы из Кадес-Варни, Числа 13–14

Израильтяне прибыли в Кадес-Варни на границу Обетованной Земли где-то спустя 14 месяцев после исхода из Египта. Местность вокруг Кадес-Варни – высокая, каменистая пустыня (местами возвышающаяся приблизительно на 1000 метров над уровнем моря), где сходятся пустыни Син и Фаран. Двенадцать израильтян были посланы разведать Обетованную Землю, расположенную к северу.

На протяжении сорока дней разведчики исследовали землю Ханаанскую вдоль и поперёк (Числ. 13:21, 25). Они вернулись с образцами плодов: гранатов, смокв и огромными гроздьями винограда, сорванными в долине Есхол («гроздь винограда») близ Хеврона, что в Нагорной местности. Однако своими рассказами о хананеях и их укреплённых городах все они, кроме Халева и Иисуса Навина, запугали народ. Люди думали, что Господь привёл их туда, чтобы поразить мечом. За этот «десятый» акт неверности Господу (Числ. 14:22) всё взрослое поколение было осуждено на смерть в пустыне в последующие 40 лет. Когда люди услышали эту весть, они передумали. Некоторые даже попытались напасть на хананеев в Нагорной местности, но в своей самонадеянности пошли без Моисея и ковчега завета, а потому были разбиты и преследуемы до Хормы (Числ. 14:39–45).

2. Блуждания в пустыне, Числа 15–20

В продолжение 38 лет главный стан израильтян был в Кадес-Варни (Втор. 1:46). Несомненно, люди удалялись от него в поисках пастбищ для скота. В Писании есть несколько историй о том, что происходило в эти десятилетия. Когда Корей возглавил мятеж против Моисея и Аарона, земля поглотила его вместе с семьёй (Числ. 16). За одну ночь чудесным образом расцвёл и принёс плоды жезл Аарона, став Божьим подтверждением избрания Аарона священником (Числ. 17). В конце периода странствования в Кадес-Варни умерла Мариам (Числ. 20:1). Там же Бог велел Моисею сказать скале, чтобы она дала воду, а Моисей дважды ударил по ней жезлом и таким образом лишился права войти в Обетованную Землю. Эта местность была названа Мерива («раздор»), как и идентичное ему название места на Синае, где Моисей извёл воду из скалы почти сорока годами ранее (Числ. 20:8–14; Исх. 17).

3. Из Кадес-Варни в Пунон, Числа 20:14–29

К концу сорокалетнего периода скитания по пустыне, вместо того чтобы подойти к Обетованной Земле прямо с юга, Моисей провёл израильтян в обход к её восточной границе. Путешествие на восточную границу Ханаана потребовало прохода через Араву и земли Едома и Моава.

Синие стрелки, идущие по направлению от Кадес- Варни к Хорме и Пунону, отмечают первый этап путешествия Израиля в обход Едома. Из Кадес-Варни Моисей отправил послов с просьбой к царю Едома, чтобы тот разрешил Израилю пройти по его территории. Моисей заверил его, что Израиль не собирается оккупировать земли едомлян, а только хочет пройти по Царской дороге (Числ. 20:17–19). Однако царь Едома ответил отказом Израилю. Моисей проигнорировал отказ Едома и направился из Кадеса в сторону территории Едома. В пути на горе Ор умер Аарон (Числ. 20:22–24).

Числа 21:1–3: когда ханаанский царь Арада услышал, что Израиль идёт по афаримской дороге (маршрут, который соединяет Кадес-Варни с восточным Негевом), он выступил против Израиля и взял немного пленных. Ответное нападение израильтян стало возмездием за потери предыдущего поколения в этом же регионе. В обоих случаях это место было названо Хормой («уничтожение», Числ. 14:45; 21:3).

Числа 33:37–43: маршрут в Числ. 33:42 показывает, что Израиль прибыл в Пунон вскоре после осуществлённого им рейда возмездия в Негеве. Очевидно, Израиль всё ещё надеялся, что Едом разрешит им пройти по Царской дороге. Из Пунона есть маршрут через вади Дана, который открывает путь на плоскогорье. Но Едом был непреклонен и вторично ответил «нет» (Числ. 20:18–21). Едомляне даже вышли с большим войском, возможно, разместившись на вершине плоскогорья в вади Дана, где открывается обзор местности на Пунон в Араве внизу. «Итак, не согласился Едом позволить Израилю пройти через его пределы, и Израиль пошёл в сторону от него» (Числ. 20:21).

4. Из Пунона через Араву в Ецион-Гавер, Елаф

«И обратились мы и отправились в пустыню к Красному морю, как говорил мне Господь, и много времени ходили вокруг горы Сеир (Едом)» (Втор. 2:1).

Поскольку Израилю было отказано в проходе по Царской дороге, ему предстояло идти в обход южнее Едома. В древности там не было места для маршрута вдоль Мёртвого моря. К тому же Господь не вёл Израиль в этом направлении. Израиль должен был идти далеко через Араву до Ецион-Гавера, а затем обратно на север на дорогу пустыни (Втор. 2:8).

Числа 21:4–10: люди, услышав о планах дальнего перехода, стали роптать. Господь послал им наказание в виде ядовитых змей. Моисей сделал медную змею, которая, будучи поднятой, стала средством спасения для каждого, посмотревшего на неё (ср. Иоан. 3:14). Местность вокруг Пунона в древности славилась добычей и выплавкой меди. Название города Ир-Нахаш возле Пунона означает «город змеи».

5. От Ецион-Гавера и Елафа по дороге пустыни, Второзаконие 2:1–23

Когда Израиль прошёл по Араве на юг от Пунона до Ецион-Гавера, Господь затем сказал народу: «Полно вам ходить вокруг этой горы, обратитесь к северу» (Втор. 2:3).

«И шли мы мимо братьев наших, сынов Исава, живущих на Сеире, от пути Аравы, от Елафа и Ецион-Гавера, и повернули, и шли дорогой пустыни к Моаву» (Втор. 2:8, перевод автора).

Господь конкретно предупредил, что Израиль не должен был воевать с Едомом, Моавом или Аммоном (ср. карту 3–3); эти территории были даны названным народам как наследие от Господа. Поэтому Израиль обошёл Едом с востока и стал станом у Ийе-Аварима, в верхней части каньона Заред. Тридцать восемь лет прошло с тех пор, как народ израильский вышел из Кадес-Варни (после неправдивого отчёта разведчиков). Израильтяне продолжали идти по пути пустыни мимо Моава и пересекли верховья реки Арнон, прибыв в пустыню Кедемоф. На север от реки Арнон было ещё одно плоскогорье – равнина, которую контролировали аморреи (Числ. 21:11–13).

Завоевания за Иорданом 1406 до Рождества Христова

Территория, которую Израиль заселил в Трансиордании, состоит из трёх географических регионов:

а. Равнина (или Плоскогорье, евр. «Мишор»), иногда называемая Медевой по названию города вблизи её центра, – ровное известняковое плато на север от реки Арнон. Крутые склоны его, спускающиеся к Мёртвому морю, – это горы Аварим; одна из вершин этого хребта – гора Нево/Фасга. С этой горы Моисей смотрел на Обетованную Землю, на ней он умер и был погребён (Втор. 34).

б. Галаад – гористая известняковая местность, лежащая к северу от равнины. Она изрезана многочисленными каньонами, ведущими к Иорданской долине. Самый большой из них – река Иавок, разделяющая Галаад пополам. Как видно на карте, топография Галаада очень схожа с нагорной местностью в Ханаане.

в. Васан, находящийся севернее (ср. карту 4–1), – это также высокое плато, но не известняковое, а из вулканического базальта. Область расположена между рекой Ярмук и горой Ермон.

Территория аммонитян между равниной и Галаадом поворачивала на восток. Столица Аммона, город Равва (Равва Аммонитская), расположена в изгибающихся верховьях реки Иавок, но большая часть земель Аммона уходила на восток в пустыню. Аммон, как и Моав, был потомком Лота, племянника Авраама. Поэтому Израиль не должен был нападать на аммонитян или захватывать их земли (Втор. 2:19).

Низкий уровень Иорданской рифтовой долины, включая Мёртвое море, которое на 420 м ниже уровня мирового океана, создаёт труднопреодолимую границу между возвышенностями на востоке и западе от Иордана.

1. Завоевание равнины и половины Галаада, Второзаконие 2:19–37 (ср. Числ. 21:13–33)

Израильтяне миновали Моав и перешли в восточных верховьях реку Арнон. Оттуда, из пустыни Кедемоф (Втор. 2:26), они обратились к Сигону, царю есевонскому, за разрешением мирно пройти через его земли. Сигон был аморреем, потомком Ханаана (Быт. 10:15–16, не путать с аммонитянами). Он взял равнину у первого царя Моава (Числ. 21:26). Моисей писал: «Но Сигон, царь есевон- ский, не согласился позволить пройти нам через свою землю, потому что Господь, Бог твой, ожесточил дух его и сердце его сделал упорным, чтобы предать его в руку твою, как это видно ныне» (Втор. 2:30). Сигон собрал войска против израильтян в Иааце, но Израиль полностью разбил его и захватил все земли между реками Арнон и Иавок (равнина и половина Галаада).

2. Завоевание Васана, территории Ога, Второзаконие 3:1–17

С равнины израильтяне двинулись на север и поразили аморреев в Иазере, близ границы с Аммоном (Числ. 21:32). Идя дальше на север по васанской дороге, они одержали победу в решающей битве с Огом, царём васанским, в Едрее. Как и Сигон, Ог был аморреем; он быт также последним из великанов-рефаимов, прежде обитавших в той местности. Израильтяне захватили все земли Ога, включая северную половину Галаада и весь Васан с 60 укреплёнными городами и многими неукреплёнными селениями (Втор. 3:5).

Теперь в руках израильтян быта территория Заиор- данья от реки Арнон до горы Ермон. Битвы на равнине, в Галааде и Васане стали первыми территориальными завоеваниями израильтян. В стане, наверное, царил восторг по поводу того, как легко всё пошло (Втор. 3:21–22).

3. События на равнинах Моава

После успешных битв в Заиорданье израильтяне стали станом на равнинах Моава на восток от Иордана, напротив Иерихона (Числ. 22:1; 25:1; ср. Числ. 33:48–49). Пока Израиль стоял станом на равнинах Моава, произошло несколько важных событий:

а. Валак, царь Моава, нанял нечестивого пророка Валаама из Сирии, чтобы тот пришёл и проклял Израиль. Благополучно прибыв на говорящем осле на место, Валаам осмотрел стан израильтян с вершины Фасги/Нево, но вместо проклятия смог только благословить Израиль (Числ. 22–24).

б. Не имея возможности причинить Израилю вреда с помощью волшебства, моавитяне объединились с мади- анитянами и по совету пророка Валаама (Числ. 31:16) придумали другой план. Женщины, моавитянки и мадиа- нитянки, соблазнили некоторых израильтян присоединиться к ним в поклонении Ваал-Фегору. Меч суда над Израилем забрал больше 20 тысяч жизней (Числ. 25; ср. 1Кор. 10:8). Это первый записанный в Библии случай поклонения Израиля Ваалу, но именно эта греховная тенденция в итоге привела к изгнанию народа из Обетованной Земли.

в. После этого суда, пока Израиль находился «на равнинах моавитских у Иордана, против Иерихона» (Числ. 26:3), была предпринята перепись населения по всем коленам. Количество народа, – очевидно, только боеспособных мужчин от 20 лет и выше, – составило 601730.

г. Господь повелел Моисею начать войну, чтобы отомстить мадианитянам за происшедшее у Ваал-Фегора. Израиль поразил мадианитян, включая пятерых царей и нечестивого пророка Валаама. Трофеи и пленники были доставлены в стан израильтян, находившийся на равнинах Моава (Числ. 31).

д. Колена Рувима, Гада и половина колена Манассии попросили разрешения поселиться на завоёванных территориях за Иорданом. Получив заверение от этих колен в том, что сначала они помогут всему Израилю завоевать земли на запад от Иордана, Моисей отдал территорию от реки Арнон до реки Иавок Рувиму и Гаду. Северная половина Галаада и Васан были отданы половине колена Манассии. Поэтому одним из итогов подхода Израиля к Обетованной Земле с востока стало добавление Богом к их наследию земель за Иорданом (Числ. 32; ср. Втор. 2:30–31).

е. Пока Израиль стоял станом на равнинах Моава, Моисей произнёс слова, которые записаны в книге Второзаконие.

ж. Моисей взошёл на вершину горы Фасги/Нево, досмотрел на Обетованную Землю, умер и был погребён (Втор. 32:44–52; 34:1–12).

Завоевания израильтян за Иорданом служили доказательством того, что с ними был Бог. Даже последующие поколения признавали молниеносные победы как свидетельство Божьего участия (Пс. 104:10–12; 135:18–21). Эти победы вселили уверенность в сердца израильтян и их нового вождя Иисуса Навина. Они были готовы идти на запад через Иордан в землю Ханаан.

Границы Обетованной Земли Ханаан 1400 до Рождества Христова

И явился Господь Авраму и сказал: «Потомству твоему отдам Я землю эту» (Быт. 12:7).

Концепция Обетованной Земли уходит вглубь времён к дням Патриархов. Бог обещал Аврааму, что его потомки наследуют землю Ханаанскую. Это обещание повторялось Исааку и Иакову (Быт. 26:3; 28:13). Божья история спасения включала в себя избранный народ и обещанную землю.

«Когда войдёте в землю ханаанскую, то вот земля, которая достанется вам в удел, земля ханаанская с её границами» (Числ. 34:2).

Границы Обетованной Земли описаны в 34-й главе книги Чисел (ср. Нав.15–19; Иез. 47:13–23). В это время израильтяне стояли станом на равнинах Моава, по другую сторону Иордана от Иерихона, готовые войти в Ханаан (Числ. 33:50–51; карта 3–5). Они вот-вот должны были войти в наследство землёй, обещанной их праотцам (Быт. 15:13–16). Хотя Божье обещание и его исполнение растянулись на несколько веков, на равнинах Моава израильтяне могли засвидетельствовать, что они стали тем поколением, которое увидело исполнение обещания. Уже сам факт, что обещание и его исполнение затянулись по времени, стал свидетельством божественного участия. Яхве, Богу времён и народов, можно было доверять. Моисеево описание границ Обетованной Земли показывает Божью способность исполнить Свои обещания.

Южная граница, Числа 34:1–5

Своё начало южная граница Обетованной Земли брала у южного края Мёртвого моря, шла вдоль пустыни Син, мимо возвышенности Акраввим («скорпионы») до Кадес-Варни, далее до реки Египетской и заканчивалась у Средиземного моря. Река Египетская – это не Нил, а современный вади эль-Ариш, представляющий собой большую систему сухих русел, которые разрезают центральный и северный Синай. Они соединяются в один канал, который впадает в Средиземное море в 65 км южнее Газы. Есть две основные причины считать, что река Египетская – это не Нил, а поток эль-Ариш. Во- первых, еврейское слово нагал, переводимое как «река» (или «поток») в описаниях границ, обозначает обычно пересохшее русло или каньон. Слово йаор для описания границы не употребляется в значении «текущих вод Нила». Во-вторых, в одну линию с руслом эль-Ариш выстраиваются географические места, связанные с южной границей (напр., Кадес-Варни и пустыня Син).

Стоит отметить и то, что Ецион-Гавер (Елаф), важный порт в Акабском заливе, построенный Соломоном и последующими царями Иудеи, формально находится за пределами Обетованной Земли.

Западная граница, Числа 34:6

Западную границу Обетованной Земли определить легко – она проходит по побережью Средиземного моря. Морское побережье Израиля, особенно от Газы до горы Кармил, характеризуется наличием песчаных дюн и известняковых утёсов. Не имея естественных волнорезов, выступающих в море, оно не благоприятно для мореплавания. Для древних израильтян море было препятствием и границей, которую они редко пересекали. Это была территория язычников, далёкая и чужая (Быт. 10:5; Ис. 24:15; 49:1; Иер. 5:22). Даже в период расцвета при Соломоне в морской торговле Израиль зависел от северных соседей- финикийцев (3Цар. 5:12; 9:26–27). Со своими многочисленными пристанями и волнорезами финикийское побережье намного лучше подходило для мореплавания. Финикия, хотя и включена в описание границ Обетованной Земли, никогда успешно не заселялась израильтянами.

Северная граница, Числа 34:7–9

Северная граница идёт от Средиземного моря по реке Кабир до горы Ор, скорее всего расположенной на одном из северных пиков горной гряды Ливана (Beitzel 24). Граница проходит по долине между Ливанской и Антиливанской горными грядами, включая Лево-Хамаф, место южнее Емафа (современная Хама в Сирии). Затем она идёт на восток до Садада и Гацар-Енана. Есть доказательства, что эта граница признавалась в древности (Нав.13:4); её частично повторяет современная граница между Ливаном и Сирией. Израильтяне так никогда и не заселили эти северные регионы, включающие в себя весь современный Ливан и территорию на 100 км севернее Дамаска. Только Давид, Соломон (2Цар. 8:5–6; 2Пар. 7:8) и Иеровоам II (4Цар. 14:25) достигли небольших успехов в покорении их. На северо-востоке Обетованная Земля простиралась «до великой реки, реки Евфрат» (Быт. 15:18; Втор. 1:7; 2Цар. 8:3). Здесь имеются в виду северо-западные притоки Евфрата в современной Сирии, а не Евфрат в современном Ираке.

Восточная граница, Числа 34:10–15

Две географические подробности на восточной границе – это море Киннереф (Галилейское) и река Иордан. Граница от Гацар-Енана до восточных высот («выступ») выше моря Киннереф включает Васан (современные Голанские высоты). От Галилейского до Мёртвого моря восточной границей служила река Иордан. Однако, когда под руководством Моисея Израиль начал завоевание, ещё два региона на восток от Иордана – плоскогорье и Галаад – были захвачены у двух аморрей- ских царей и по божественной инициативе включены в состав Обетованной Земли (фиолетовый цвет). Включая Васан (уже бывший частью обещания), Израиль захватил земли «от потока Арнона до горы Ермон» (карта 3–3; Втор. 2:25; 3:8; Пс. 135:19–22).

Окружающие народы

Жившие вдоль границ Обетованной Земли народности включали Египет на юго-западе; Моав и Едом – на юго-востоке; Аммон – на востоке; Сирию – на северо- востоке; и аморреев – на севере (Втор. 2:8, 9, 19; Числ. 23:7; Нав.13:4).

Вход в Ханаан Иерихон и Гай 1406 до Рождества Христова

1. ПЕРЕХОД ИЗРАИЛЯ ЧЕРЕЗ ИОРДАН, Иисуса Навина 3:7–17; 4:19–24

С равнин Моава Иисус Навин отправил двух разведчиков осмотреть Иерихон. После укрытия у блудницы Раав они, прежде чем вернуться назад, три дня прятались в нагорной местности на запад от Иерихона (Нав.2).

Когда народ стал переходить Иордан, вода остановилась севернее у города Адама. Иисус велел поставить два памятника из 12 камней в напоминание о том, что Господь иссушил воды Иордана, как Он сделал это с Красным морем (Нав.4:23). В Галгале было обрезано второе поколение. Была весна, прошло 40 лет с тех пор, как Израиль вышел из Египта. Народ праздновал Пасху. А уже на следующий день перестала падать манна, и Израиль ел плоды земли (Нав.5). Позже Галгал стал важным религиозным центром, особенно в дни Самуила и Саула (1Цар. 7:16; 11:15). Хотя есть несколько предполагаемых мест, ни одно из них не совпадает с описанием Галгала.

2. ЗАВОЕВАНИЕ ИЕРИХОНА, Иисуса Навина 6

Это одно из самых памятных событий Ветхого Завета. Иерихон является восточными воротами в Обетованную Землю, а потому естественно был первым шагом на пути завоевания. Пока священники трубили в трубы из бараньих рогов, народ в течение шести дней делал один круг вокруг города каждый день. На седьмой день город обошли семь раз, и когда священники затрубили в трубы, а народ воскликнул – стены Иерихона пали.

Телль Иерихон (эс-Султан) – небольшое место (около 2,5 га) рядом с сильно бьющим источником. Мнения археологов в отношении даты разрушения города разнятся. Наружная стена состояла из двух частей: 1) нижняя «подпорная» стенка из камня высотой почти в пять метров, и 2) верхняя стена из глины и кирпича, стоявшая на каменной стенке. Верхняя стена из глины и кирпича рухнула к подножию подпорной стенки. Некоторые археологи датируют разрушение стены и сожжение города 1550 годом до Р.Х. (конец Среднего бронзового века). Другие нашли доказательства того, что стена стояла в Поздний бронзовый век и была разрушена около 1400 года, в дни Иисуса Навина. Падение глиняно-кирпичной стены к подножию каменной подпорной стенки соответствует библейскому описанию падения стены «ниже себя» (букв, перевод ст. 19). Обломки глинянокирпичной стены создали пологий вход в город.

Город был сожжён. Спаслась только Раав и её семья. Иисус Навин предал заклятию любого, кто восстановит Иерихон, что и исполнилось спустя 550 лет, в дни царя Израиля Ахава (3Цар. 16:34).

3. ЗАВОЕВАНИЕ ГАЯ, Иисуса Навина 8:1–29

Завоевание Иерихона показало Израилю итог веры и послушания Богу. Сокрушительное поражение у Гая показало последствия греха. Иисус отправил людей на разведку в «Гай, что близ Беф-Авена, с восточной стороны Вефиля» (Нав.7:2). Они доложили, что Гай – маленький город, и достаточно «двух... или... трёх тысяч человек, и [они] поразят Гай» (ст. 3). Но из-за греха Ахана Израиль потерпел сокрушительное поражение. Долина Ахор («беда»), где был побит камнями Ахан, это, вероятно, вади Кельт – глубокий каньон в пустыне на юго- запад от Иерихона (Нав.7; ср. 15:7).

Вефиль расположен на Дороге Патриархов, водораздельном маршруте с севера на юг через Нагорную местность. Гай («руина») расположен восточнее, на пути из Иерихона. Хотя Гай дней Авраама (Быт. 12:8; 13:3) можно отождествить с ранней ханаанской руиной эт-Телль, там нет руин, датируемых до дней Иисуса Навина (Поздний бронзовый век). Вероятно, название Гай перешло к близлежащему селению. Поблизости обнаружены несколько мест с руинами Позднего бронзового века. Наилучшим кандидатом пока что является эль-Макатир в 1 км на запад от эт-Телля, где обнаружены руины Позднего бронзового века; другой кандидат – руина Нисия.

Описание завоевания Гая с точки зрения географии очень подробно. Иисус Навин устроил засаду между Вефилем и Гаем, возможно в верховьях вади Сувенита (каньон Шибана). Основной стан был севернее Гая, и от города его отделяла долина (\ал) (Нав.8:12). Если Гай расположен в Макатире, то стан израильтян был на той же горной гряде, что и эт-Телль, только западнее его, как и отмечено на карте. Если же Гай располагался в эт-Телле, то стан Иисуса Навина был севернее вади Гайа (см. также карту 1–9).

Из Галгала Иисус Навин мог попасть в Гай, поднимаясь по пути пустыни Цевоим или по маршруту Иери- хон-Офра. Синей стрелкой отмечен маршрут по пустыне Цевоим. Ночью Иисус Навин передислоцировал войска на более широкую долину (рагр) восточнее Гая (Нав.8:13). Царь Гайский увидел этот манёвр и перешёл в наступление. Израильтяне, сделав вид, что бегут на восток к пустыне, отвели хананеев от города. В нужный момент Иисус Навин поднял копьё, подав сигнал сидевшим в засаде позади Гая. Воины побежали, взяли Гай и подожгли его. Хананеи, оказавшись между засадой и основными силами израильтян, были уничтожены. Тело царя было повешено на дереве, а затем погребено под грудой камней у городских ворот. Эта первая победа в нагорной местности возле Вефиля и Гая была достигнута там, где за много лет до этого Бог заключил завет с праотцами Израиля (Быт. 13; 28:13–19).

Вопреки мнению критиков, что недостаток археологических свидетельств бросает тень сомнения на историчность повествования, географические подробности являются свидетельством его реальности. Библия определяет местонахождение Гая по отношению к двум другим городам (Нав.7:2), описывает долину и холм к северу (8:12), большую долину на восток от Гая (8:13) и маршрут, ведущий через пустыню к Иерихону (8:15).

4. УСТРОЕНИЕ ЖЕРТВЕННИКА, БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ПРОКЛЯТИЯ, Иисуса Навина 8:30–35

Любопытно, что в повествовании ничего не сказано о захвате Израилем Нагорной страны от центра к северу. Похоже, такие места как Сихем и Силом (Нав.18:1) достались Израилю относительно легко. Хананеи либо сбежали оттуда (Исх. 23:28; Втор. 7:20; Нав.2:24), либо сотрудничали с Израилем (ср. карта 3–8), либо же мы просто не имеем описания битв, происходивших там.

В послушание заповеди Моисея (Втор. 11:29–30; 27:1–5) народ построил на горе Гевал жертвенник и принёс жертвы Богу. Там на камнях был написан список из Закона Моисея и прочитаны благословения и проклятия из Закона, когда половина людей стояла у горы Гаризим, а половина – у горы Гевал. Церемония стала подтверждением заветных отношений Израиля с Господом, показав, что Бог верен Своим обещаниям. Не случайно она произошла в Сихеме, где Господь впервые пообещал Аврааму, что его потомки наследуют землю (Быт. 12:6–7).

Завоевание израильтян: Центральная и Южная кампании 1400 до Рождества Христова

1. НАПАДЕНИЕ ХАНАНЕЕВ НА ГАВАОН, Иисуса Навина 10:1–5

Гаваонитяне, жившие в центральной, нагорной части Ханаана, услышали о потрясающих территориальных завоеваниях Израиля. В. страхе за свою жизнь они хитростью вынудили Израиль заключить с ними пакт о ненападении (Нав.9). Завоевание Иисусом Навином Гая и гаваоно-израильский союз представляли реальную угрозу для аморрея Адониседека, царя Иерусалима. Теперь Иисус Навин контролировал не только восточный и западный подходы к Иерусалиму, но и самый уязвимый – северный. Адониседек был сильно напуган (Нав.10:2) и призвал хананейских царей из Шефелы и Нагорной страны наказать Гаваон за соглашательство с Иисусом Навином. Хеврон, Иармуф, Лахис и Еглон присоединились к наступлению. Присутствие израильтян в центральной части Нагорной страны было реальной угрозой и для них.

2. НОЧНОЙ МАРШ-БРОСОК ИЗ ГАЛГАЛА, Иисуса Навина 10:6–9

Когда Иисус Навин услышал, что аморреи напали на Гаваон, он всю ночь шёл с войсками из Галгала в Гаваон, преодолев около 30 км по дороге, поднимавшейся в гору на более чем 1000 м. Самый короткий маршрут между двумя местами идёт из Иерихона через долину Цевоим и пересекает стратегическую дорогу между Мих- масом и Гевой. В прохладе ночи воин мог осуществить переход приблизительно за семь часов. Ночной марш- бросок предоставил Иисусу Навину возможность неожиданно атаковать аморрев.

3. КАМНЕПАД В ВЕФОРОНЕ, Иисуса Навина 10:10–28

Иисус Навин одержал в Гаваоне блестящую победу и преследовал аморреев «по дороге к возвышенности Ве- форона, и поражали их до Азека и до Македа» (чёрные стрелки отступления, и синие – преследования). Возвышенность Вефорона – основной маршрут, пролегающий с запада в нагорную местность близ Иерусалима. Это непрерывная цепь холмов, в которой отсутствуют каньоны, характерные для нагорной местности. Позже в библейской и светской истории этот маршрут использовали армии и путешественники.

Когда аморреи убегали вниз с горной гряды Вефо- рон, «Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека» (Нав.10:11; красное затенение). Меткое попадание камней было свидетельством того, что в битве участвовал Бог Израиля. Израильтяне же невредимыми преследовали их по дороге. Больше аморреев погибло от камней, чем от меча. Следующим подтверждением того, что за Израиль сражался Господь, стало удивительное знамение. Иисус Навин помолился: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна – над долиной Аиалонской!» Солнце и луна находятся в этих точках через неделю после полнолуния приблизительно в 10 часов утра. «И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь так слушал бы гласа человеческого».

Спустившись с возвышенности Вефорона в Шефелу, аморреи повернули на юг. Их бегство в Азек и Макед открывает ещё два маршрута между севером и югом в этом регионе. Хотя местонахождение Македа неизвестно, скорее всего, он находился вдоль маршрута, который проходит по границе между Нагорной страной и Шефелой («маршрут мелового рва»), Азек же находится на пути, идущем по диагонали через Шефелу из Аиалона, мимо Вефсамиса, до Азека и дальше до Лахиса. Спасаясь бегством, аморреи искали пещеры, чтобы укрыться в них от падающих камней. На известняковых холмах Шефелы есть много пещер.

Иисус Навин повелел стеречь пятерых аморрейских царей, укрывшихся в пещере в Македе, но не терять возможности поразить как можно больше врагов, прежде чем те укроются в укреплённых городах. В итоге, эта стратегия дала возможность захватить укреплённые города, не разрушая их.

4. ЗАХВАТ ЮЖНЫХ ГОРОДОВ, Иисуса Навина 10:29–43

Иисус Навин привёл пятерых царей Македа в пример, сказав: «Так поступит Господь со всеми врагами вашими, с которыми будете воевать» (Нав.10:25). Затем он продолжил завоёвывать города в южной части Шефелы и в Нагорной местности. После Македа Иисус Навин взял Ливну. «Истребил её Иисус мечом и всё дышащее, что находилось в ней» (Нав.10:30). Эта метафора, повторяемая в течение всей кампании, означает, что Израиль убивал жителей, но оставлял целыми стены городов и их здания. Господь пообещал дать Израилю «ту землю... с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодцами, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться» (Втор. 6:10–11).

Таким образом, стратегия Иисуса Навина состояла в том, чтобы сохранить завоёванные города для Израиля. За немногим исключением (Иерихон, Гай, Асор) археологические свидетельства поджогов или разрушений, найденные при раскопках, не следует связывать с израильскими завоеваниями.

Из Ливны Иисус Навин пошёл в Лахис. После всего лишь двух дней осады он захватил и этот город. Это помогло сохранить его здания и имущество. Большинство воинов врага уже было убито камнями в Вефороне, а оставшиеся его жители пали от меча.

Во время завоевания Ханаана Израиль успешно захватил многие города, но захват, удержание и заселение каждого города отличались. Археологические свидетельства дают основания предполагать, что впоследствии после захвата Лахиса Иисусом Навином хананеи вновь смогли заселить его. В любом случае, Иисус Навин оставил город целым в надежде на его последующее заселение израильтянами.

На помощь Лахису пришёл царь Газера (оранжевая стрелка), но безуспешно. Иисус Навин разгромил и его. После Лахиса Иисус Навин взял Еглон (телль-Эйтун или телль-эль-Хеси?). Процесс был таким же – жители истреблялись, а город сохранялся. Затем Иисус Навин направился в Нагорную страну и взял Хеврон и Давир. Эти города в Нагорной местности захватили Халев и его племянник и зять Гофониил (Нав.14:6–15; Суд. 1:10– 15; ср. карту 4–3). Центральная и Южная кампания были завершены.

Поразил Иисус всю землю нагорную и южную (Негев), и низменные места (Шефела) и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и всё дышащее предал заклятию, как повелел Господь, Бог Израилев; поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона (Нав.10:40–41).

Завоевание израильтян: Северная кампания 1400 до Рождества Христова

1. МОБИЛИЗАЦИЯ ХАНАНЕЕВ, Иисуса Навина 11:1–5

Победы Иисуса Навина в центре и на юге Ханаана подтолкнули ханаанских царей на севере к решительным действиям. Руководителем северной коалиции был Иавин, царь Асора. Современный Асор – это самый большой телль в Израиле, размером более чем 80 гектаров. В ханаанский период Асор состоял из большого, ограждённого стеной нижнего города и ещё более укреплённого верхнего города. Выдающееся положение этого города за несколько столетий до его завоевания Иисусом Навином видно из месопотамских и египетских документов. Он упоминается как важное место в царских документах города Мари, датируемых XVIII столетием до Р.Х. (карта 2–1), а также в египетских записях (карта 2–4). Археологические раскопки в Асоре обнаружили большой город с развитой архитектурой и ханаанскими культовыми сооружениями. Геополитически расположение Асора в долине Хула давало ему контроль над северными воротами Большого международного пути.

Хананеи во главе с царём Асора Иавином запланировали объединённую атаку против Израиля. Хананейские цари пришли отовсюду: из Аравы, расположенной южнее Киннерефа, с побережья Дора, из долины Изреель, с Финикийского побережья и из Галилеи (чёрные пунктирные стрелки и квадраты). Они собрали свои войска у вод Ме- рома, местонахождение которого неизвестно. Этот топоним сохранился в названии источника и горы в Верхней Галилее. Если это его реальное местонахождение, то сбор войск хананейской коалиции – единственное значительное событие, описанное в Библии, которое произошло в Верхней Галилее. По причине труднодоступности этой местности её редко использовали путешественники, избегали торговцы и военные. Упоминание хананейских колесниц может означать, что воды Мерома покрывали более широкую равнину, возможно, вблизи озера Хула. Это событие отмечено на карте в Верхней Галилее, но нахождение колесниц хананеев там является весьма сомнительным. Возможно, хананеи, планируя оборону, собрались в более безопасной Верхней Галилее из страха. Однако, прежде, чем они смогли перебросить свои колесницы на стратегические места в долинах, Иисус Навин застал их врасплох.

2. НАПАДЕНИЕ ИЗРАИЛЬТЯН, Иисуса Навина 11:6–7

Иисус Навин неожиданно напал на войска хананеев при водах Мерома. Выражение «перерезать жилы у коней» («1 ?У) означало сделать коней неспособными к битве, годными только для пахоты земли или переноски грузов (др. перевод «сделать неспособными к воспроизведению»). Также Израиль должен был сжечь огнём их колесницы, потому что в вопросе победы народ Божий должен был зависеть не от последних разработок военной промышленности, а от Господа (Втор. 17:6; 2Цар. 8:4; Пс. 19:8).

3. БЕГСТВО ХАНАНЕЕВ, Иисуса Навина 11:8–9

Иисус Навин поразил хананеев и преследовал их далеко (чёрные стрелки отступления и синие – преследования). Великий Сидон находится на северо-западе, на Финикийском побережье. Мисрефоф-Маим – это, возможно, река Литани, протекающая в северной части Верхней Галилеи. Долина Мицфа была северной частью долины Хулы ниже горы Ермон (Нав.11:3).

4. УНИЧТОЖЕНИЕ АСОРА, Иисуса Навина 11:10–15

Вернувшись после преследования хананейской коалиции, Иисус Навин захватил Асор. Он побил «всё дышащее, что было в нём, мечом», однако затем, в отличие от других городов, «Асор сжёг он огнём» (Нав.11:10). Священное Писание очень ясно говорит об этом отличии:

Впрочем всех городов, лежавших на возвышенности (евр. телль), не жгли израильтяне, кроме одного Асора, который сжёг Иисус (Нав.11:13).

В отношении доказательств реального разрушения телля Асора огнём существует немало споров. Археологи, производившие раскопки Асора в наше время, приписывают окончательное разрушение ханаанского города в XIII веке до Р.Х. израильтянам (BAR 25/3, 1999: 22–39). Согласно Библии, заслуга в окончательном разрушении ханаанского Асора таки принадлежит израильтянам после победы Деворы и Барака (Суд. 4:24; карта 4–5). Свидетельство более раннего разрушения Асора огнём можно отнести к эпохе завоеваний Иисуса Навина. Библия показывает, что за 170 лет, разделяющих Иисуса Навина и Барака, хананеи вновь заселили Асор. То, что израильтяне в дни Иисуса Навина забрали «всю добычу городов этих и скот» (Нав.11:14), предполагает, что они не смогли сразу же заселить многие из завоёванных городов (ср. Нав.13:13; карта 4–2). В любом случае, разрушение хананейских городов израильтянами было скорее всего исключением, чем правилом. Во время Северной кампании был сожжён только Асор, как ранее Иерихон и Гай. Стратегия израильтян состояла в том, чтобы сохранить города с целью последующего их заселения.

Продолжительность завоевания

При беглом прочтении книги Иисуса Навина может создаться впечатление, что завоевание земли Иисусом было спонтанным событием, длившимся дни, недели или месяцы. Однако книга Иисуса Навина конкретно утверждает, что это не так, говоря: «Долгое время вёл Иисус войну со всеми этими царями» (Нав.11:18). Всё совершалось в соответствии с предыдущими предсказаниями Господа:

«Не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмёшь во владение землю эту» (Исх. 23:29–30).

«И будет Господь, Бог твой, изгонять пред тобою народы эти мало-помалу; не можешь ты истребить их скоро» (Втор. 7:22).

Свидетельство Халева показывает, что завоевания, описанные в книге Иисуса Навина, продолжались как минимум семь лет (Нав.14:7–10; 1406–1399 гг. до Р.Х.). Халеву было сорок лет, когда он ходил в разведку в Ханаан. Он провёл тридцать восемь лет в пустыне (до 78 лет), и в восемьдесят пять – получил свою землю у Хеврона (Нав.14:10). Таким образом взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал её Иисус в удел израильтянам, для разделения между коленами их. И успокоилась земля от войны (Нав.11:23).

Письма Амармы: ханаанского-египетского отношения 1380–1350 до Рождества Христова

На этой карте показан Ханаан первой половины XIV века (1400–1350 гг. до Р.Х.), – периода, отмеченного политическим хаосом. Беглый взгляд на жизнь в Ханаане того времени можно получить из писем, посланных князьями Ханаана египетским фараонам Аменхотепу III (1417–1379 гг. до Р.Х.) и Аменхотепу IV (1379–1362 гг. до Р.Х.). Эти письма известны в истории под названием – письма Амарны.

Фараон Аменхотеп IV, известный также в истории как Эхнатон, попытался сменить религию Египта и ввести по сути монотеистическое поклонение богу солнца Атону, изображённому в египетской мифологии в виде солнечного круга. Эхнатон построил город Ахетатон (телль эль-Амарна), где были найдены упоминавшиеся выше письма (карта 2–1), чтобы сосредоточить поклонение в нём.

Обратите внимание на следующие названия и знаки на карте:

1. Имена людей чёрно-красным текстом показывают хананеев и других в земле во время израильских завоеваний (Числ. 13:29).

2. Жёлтая рамка вокруг Газы, места дислокации египтян в регионе.

3. ЛАБАЙЯ и СЫНОВЬЯ возле Сихема и оранжевые стрелки, указывающие на север.

4. ЦАРЬ АБДУ-ХЕБА возле Иерусалима.

5. МИЛКИЛУ возле Газера.

6. АПИРУ с синими стрелками, направленными в разные стороны Нагорной страны.

Одной из тем переписки между царями Ханаана и египетскими фараонами является завоевание земли народом апиру. Это особенно заметно в письмах хананей- ского царя Иерусалима Абду-Хебы, который настойчиво утверждал:

Потеряны земли царя (фараона)! ... Апиру разграбили все земли царя... Все земли господина моего, царя, потеряны!

Земли царя потеряны; полностью они забраны от меня; против меня идёт война до Сеира и до Геф-Кармила... а сейчас апиру захватывают города царя! (El-Amarna [ЕА] #286 and #288, ANET 487–489).

Призывы хананеев о помощи остались без внимания. Фараон был или не способен, или не готов что-либо делать с апиру, захватывавшими Ханаан. Согласно консервативным подсчётам библейской хронологии, политическая ситуация, описанная в письмах Амарны, случилась через несколько десятилетий после израильского завоевания (1406–1399 гг. до Р.Х.). Хотя большинство упоминаний об апиру (хабиру) в древних источниках не относится к евреям, между именами есть лингвистическое сходство, и ханаанские цари, адресанты писем Амарны, вполне могли описывать перевороты, причиной которых был Израиль в первые десятилетия заселения земли (Merrill 117–125).

Ещё одной характерной чертой писем Амарны является упоминание имени местного царя Лабайи и его сыновей, которые правили из Сихема. Их обвиняли в захвате чужой территории и даже в сотрудничестве с ненавистными апиру:

Лабайя проявил враждебность ко мне... а сейчас его лицо обращено к тому, чтобы взять Мегиддо.

...двое сыновей Лабайи решили разрушить землю царя... говоря... «Геф-Падалла... город, который захватил Лабайя, наш отец...»

...сыновья Лабайи отдали землю царю апиру.

...поступим ли мы, как Лабайя, который отдал земли Сихема апиру? (ЕА #244, ANET 485; ЕА #250, ANET 485; ЕА #287, ANET 488; ЕА #289,

Интересно то, что Сихем играл важную роль как в переписке Амарны, так и в библейском описании заселения Израилем Ханаана (Нав.8:30–35; 24:1–27). Лёгкий доступ израильтян в Сихем – описаний завоевания ими этого города нет – является своеобразной параллелью сотрудничеству сынов Лабайи, князей Сихема, с народом апиру. Иисус Навин провёл в Сихеме два собрания с разницей приблизительно в сорок лет (1406 и 1366 гг. до Р.Х.).


Комментарии для сайта Cackle