Шлегель Уильям

Объединённая монархия

Служение Самуила; Битва у Афека 1100 до Рождества Христова

1. РОЖДЕНИЕ И ДЕТСТВО САМУИЛА, 1 Царств 1–3

Период Судей – когда «не было царя у Израиля» (Суд. 21:25) – завершился в дни Самуила. Он, как последний судья, помазал первых двух царей Израиля. 1-я книга Царств начинается с описания рождения Самуила. Его родители путешествовали из Рамы в Силом по дороге Патриархов (коричневая стрелка́, 1Цар. 1:1, 3, 19). Юный Самуил был посвящён на служение Господу при скинии, находившейся в Силоме.

2. БИТВА У АФЕКА, 1 Царств 4

Илий был первосвященником в скинии в Силоме. Его сыновья были «люди негодные; они не знали Господа» (1Цар. 2:12). Они отнимали жертвы и практиковали ханаанский культ безнравственности «с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания» (1Цар. 2:22). Сокрушительное поражение израильтян в битве у Афека отчасти стало справедливым судом над домом Илия.

Филистимляне использовали Афек в качестве плацдарма для последующих завоеваний (чёрная стрелка от ФИЛИСТИМЛЯН). Взяв этот стратегически важный пункт на Международном приморском пути, они получили возможность наносить удары в «сердце» Израиля и через равнину Шарон продвигаться на север в долину Изреель (ср. карту 5–2).

Попытка израильтян остановить филистимлян у Афека обернулась полным поражением. Израильтяне стали станом на холмах у Авен-Езера и думали, что смогут манипулировать Иеговой, чтобы осуществить свои планы. Они держались только формы религии, а не её силы. Их мысли и действия были далеки от Бога ковчега завета. Но «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6:7). Тысячи израильтян, включая сыновей Илия, пали на поле битвы. Ковчег завета был взят в плен, а Илий, получив новости из Силома, умер. Археологические раскопки подтверждают разрушение Силома в это время. Разрушение Силома стало легендой. Сотни лет спустя пророк Иеремия говорил от имени Господа тем, кто верил в храм больше, чем в Бога:

Пойдите же на место Моё в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля... Я так же поступлю с домом этим,, над которым наречено имя Моё, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом (Иер. 7:12–14; ср. Пс. 77:60; Иер. 26:6, 9).

Хотя Силом и впоследствии Иерусалим были разрушены, но Бог Израиля остался непоколебим.

3. ВОЗВРАЩЕНИЕ КОВЧЕГА ЗАВЕТА ИЗ ФИЛИСТИИ, 1 Царств 6:1–7:3

Филистимляне принесли захваченный ковчег завета в храм своего бога Дагона в Азоте (оранжевые стрелки; 1Цар. 5). Они думали, что захват ими ковчега подтверждал превосходство их богов. Однако Дагон был унижен и уничтожен в своём же доме. Кроме этого, азотяне были поражены болезненными наростами. Ковчег был отправлен в другие филистимские города, сначала в Геф, затем в Екрон, но результат был таким же. В отчаянии и с некоторым почтением филистимляне положили ковчег на повозку, запряженную двумя коровами, и отпустили их. Из Екрона коровы повезли ковчег через долину Сорек в израильский город Вефсамис. В тексте заметно, что Вефсамис и Екрон находились на достаточно близком расстоянии друт от друга (т.е. израильская культура была близко к филистимской), так как филистимские правители могли добраться туда и обратно меньше чем за день (1Цар. 6:16).

Ковчег завета прибыл в Вефсамис во время весенней жатвы. Некоторые жители Вефсамиса умерли за то, что дерзко заглядывали в ковчег (в греч. тексте в 1Цар. 6:19 сказано «70 человек», а в еврейском – «70 человек и 50 тысяч человек»), «И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: „Филистимляне возвратили ковчег Господа; придите, возьмите его к себе“» (1Цар. 6:21). Вефсамис находится в предгорье (Шефела) Иудеи на высоте 243 метров над уровнем моря. В 17 км на восток в Нагорной местности на высоте 756 метров находится Кириаф-Иарим. Чтобы взять ковчег, жители Кириаф-Иарима сошли вниз на 513 метров. Для этого они должны были пройти по маршруту горного хребта Нагорной местности, возможно, по тому же маршруту, где пролегает часть современной трассы из Тель-Авива в Иерусалим.

Семь месяцев (1Цар. 6:1) пребывания ковчега завета в Филистии были для Израиля временем смирения и искания, поскольку символ присутствия Иеговы был взят от них. Известия о проблемах с ковчегом у филистимлян и о его возвращении в Иудею, должно быть, вернули народу надежду на Божье расположение. Несомненно, юный Самуил извлёк из этого урок.

4. ПОБЕДА НАД ФИЛИСТИМЛЯНАМИ В МАССИФЕ (1084 г. до Р.Х.), 1 Царств 7:1–14

После того как ковчег завета пробыл в Кириаф- Иариме 20 лет, Самуил инициировал в Израиле религиозные и политические реформы. Он признал, что внешнее угнетение со стороны филистимлян было результатом внутренней духовной проблемы, и «удалили сыны Израилевы ваалов и астарт и стали служить одному Господу» (1Цар. 7:3–4). Важная битва произошла в Массифе, в центре земель Вениамина (чёрная и синяя стрелки). «Выступили израильтяне из Массифы, и преследовали филистимлян, и поражали их до места под Вефхором» (1Цар. 7:11). Если Вефхор – это Нижний Вефорон, то филистимляне бежали на запад вниз по Ве- форонскому хребту. Также не известно, где находился Сен и Авен-Езер («Камень помощи»; 1Цар. 7:12). Авен- Езер Самуила, похоже, отличается от места, где филистимляне захватили ковчег завета (1Цар. 4:1). Однако Самуил сознательно употребил то же название, как бы говоря: «Когда вы шли за другими богами и поступали, как вам нравилось, и думали, что можете использовать Яхве в угоду себе, вы крупно проиграли. Это не был Камень помощи. Но теперь, когда мы обратили свои сердца к Яхве, чтобы служить только Ему, мы одержали убедительную победу. Это наш Камень помощи (Авен-Езер)».

Победа у Массифы в дни служения Самуила была началом всеобщего временного облегчения от фили- стимского гнёта (1Цар. 7:13–14). Народ признал, что эти победы были одержаны благодаря не людям, а Господу (7:3, 8, 10).

5. СЛУЖЕНИЕ САМУИЛА, 1 Царств 7:14–17

Голубая пунктирная линия и подчёркнутые голубым Вефиль, Галгал, Массифа и Рама показывают, что руководство Самуила, в основном, осуществлялось в пределах колена Вениамина. После гражданской войны ситуация в этом колене изменилась в лучшую сторону.

Саул 1051–1011 до Рождества Христова

1. САУЛ – ИЗБРАННЫЙ ЦАРЬ В РАМЕ И МАССИФЕ, 1 ЦАРСТВ 10

Желание Израиля иметь царя означало отвержение Бога, ставшего их Царём через завет на Синае. Хотя сам завет допускал наличие царя (Втор. 17:14–20; Быт. 49:10; Числ. 24:7), этот царь должен был править в теократической зависимости от Бога. Писание предупреждает о крайне централизованной человеческой власти, непод- чиняющейся Богу. Желание Израиля было не в том, чтобы царь правил под Божьим руководством, а чтобы он был, как цари у других народов. Как сказал Самуилу Господь: «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними» (1Цар. 8:7–18).

В поисках ослиц отца Саул пришёл в Раму, где Самуил тайно помазал его на царство (1Цар. 9:1–10:16). Указания Самуила Саулу показывают, что могила Рахили находится на территории Вениамина, а не в традиционном месте близ Вифлеема Иудейского (1Цар. 10:2; ср. карту 2–3).

В Массифе Самуил публично объявил Саула царём (1Цар. 10:17–27). Народ, вероятно, ожидал, что первый царь будет избран из ведущих колен Иуды или Ефрема. Избрание Саула тем более примечательно, поскольку он был из колена Вениамина, чьи земли находились между землями Иуды и Ефрема (1Цар. 10:21).

2. ПОБЕДА САУЛА НАД АММОНОМ В ИАВИСЕ ГАЛААДСКОМ, 1 Царств 11

Аммонитский царь Наас угнетал Иавис Галаадский. Дух Божий сошёл на Саула (1Цар. 11:6) с такой же силой, какую испытывали и победоносные судьи Израиля (Суд. 6:34; 11:29; 15:14).. Саул собрал израильтян у Везека и смог быстро победить аммонитян (синие стрелки). Как вениаминитянин, он имел близких родственников в Иависе Галаадском (Суд. 21:11–13).

3. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЦАРСКОГО САНА В ГАЛГАЛЕ, 1 Царств 11:12–14

После победы в Галааде Саулу предложили истребить тех, кто ранее выразил презрение к его воцарению. Саул смиренно избрал другой путь, признав, что «Господь совершил спасение в Израиле». По инициативе Самуила весь Израиль собрался в Галгале и утвердил Саула царём.

4. БИТВА У ГИВЫ И МИХМАСА, ПЕРЕПРАВА, 1 Царств 13:1–14:31

Филистимляне, желая уничтожить зарождающуюся израильскую монархию, собрали у Михмаса огромную армию. Размер филистимских войск и их быстрое прибытие в Нагорную местность показывает, насколько трудной бьиа ситуация. Некоторые израильтяне прятались в пещерах и ущельях, другие бежали за Иордан. Ожидая в Галгале Самуила, Саул стал терять терпение и взял на себя роль священника. В итоге, за свою самонадеянность и неверие он был осуждён. Сразу после его проступка пришёл Самуил и сказал: «Теперь не устоять царствованию твоему». Это было начало конца Саула.

Самуил и Саул вернулись в Нагорную местность в Гиву и Геву с маленькой армией из 600 человек. Филистимляне послали войска из Михмаса в трёх направлениях: на север к Офре, на запад – к Вефоронскому хребту, и на восток – к Галгалу в долине Цевоим (чёрные стрелки с жёлтым краем). Передовой же отряд филистимлян «вышел... к переправе михмасской» (1Цар. 13:23). Это маршрут через вади Сувенит, соединяющий Михмас с Гевой (см. карту 1–8).

Пока Саул был в Гиве (1Цар. 14:2, 16), его сын Ионафан вышел из Гевы против филистимлян по другую сторону переправы, и с географической точки зрения здесь очень подробное описание:

У переходов, по которым Ионафан искал пробраться к отряду филистимскому, была острая скала с одной стороны и острая скала с другой: имя одной Бощц, а имя другой Сене; одна скала стояла с севера перед Михмаеом, другая – с юга перед Гевой (1Цар. 14:4–5; перевод автора).

Это подробности из уст очевидца. Автор 1-й книги Царств знал географические особенности переправы. 300 лет спустя пророк Исаия показал своё знание этой местности (Ис. 10:28–29). В обоих случаях географическая точность в тексте подтверждает историчность.

Ионафан не напал на передовой отряд филистимлян у переправы, а перешёл через скалы Боцец и Сене и атаковал восточный фланг филистимлян. Этого было достаточно, чтобы внести смятение в ряды противника. Землетрясение усилило хаос. Израиль поражал «филистимлян в тот день от Михмаса до Аиалона» (1Цар. 14:31). Их бегство отмечено на маршруте Вефоронского хребта.

5. ОТЧЁТ О ПОБЕДАХ, 1 Царств 14:47–48

Саул победил Моава, Аммона, Едома, Сову (арамеев), филистимлян и Амалика. То, что он «утвердил своё царствование» (1Цар. 14:47), показывает, что успех и власть усилили его тщеславие. Хотя начинал он как правитель, признававший полновластие Бога (1Цар. 11:13), вскоре он стал считать, что царство принадлежало ему.

6. БИТВА ПРОТИВ АМАЛИКА, 1 Царств 15

Саул воевал против амаликитян. Чтобы произвести впечатление на Иудею, он установил в честь победы памятник на Кармиле (карта 5–3). Однако, когда Саул с победой пришёл в Галгал, Самуил сказал ему, что по причине непослушания царство будет отнято от него:

«Послушание лучше жертвы... ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царём» (1Цар. 15:22, 23, 26).

Вскоре Самуил в Вифлееме помазал на царство Давида (1Цар. 16). Остаток жизни Саула большей частью прошёл в погонях за Давидом и войнах с филистимлянами.

7. СМЕРТЬ САУЛА, 1 Царств 31

Из Афека через равнину Шарон филистимляне вошли в долину Изреель и стали станом у подножия холма Море в Сонаме (чёрные стрелки). Чтобы остановить врага, Саул поставил стан на горе Гелвуй и в городе Изреель (1Цар. 28:4; 29:1). Риск был высок. Победа филистимлян в долине Изреель принесла бы контроль над главными маршрутами через царство Саула и вбила бы клин между северными и южными коленами Израиля.

Отчаянно нуждавшийся в совете Саул тайком обошёл стан филистимлян и холм Море, чтобы попасть к волшебнице в Аэндоре. Здесь Самуил сообщил ему, что всё шло под Божьим контролем. Господь отнимал царство у Саула и отдавал его Давиду (а не филистимлянам!).

На следующий день Саул был ранен и отступил к горе Гелвуй. Оруженосец отказался убить его, поэтому Саул упал на свой меч. Филистимляне нашли его тело и тела трёх его сыновей. Они отрезали его голову и показывали её как трофей по всей Филистии. Тела же Саула и его сыновей повесили на стене Беф-Сана. Но жители Иависа Галаадского – где Саул одержал первую победу в войнах – взяли тела и похоронили их в Иависе.

Давид и Саул (конец 11 столения до Рождества Христова)

ПОБЕДА ДАВИДА НАД ГОЛИАФОМ, 1 Царств 17

Шефела – это буферная зона между филистимской Прибрежной равниной и Нагорной местностью Иудеи. Поэтому не удивительно, что битва Давида с Голиафом произошла именно в Шефеле. Филистимляне развернулись у западного и южного краёв долины Эла в городах Азек, Ефес-Даммим и Сохо (чёрные стрелки, ср. карту 1–11). Победа филистимлян открыла бы им доступ к маршрутам Нагорной Иудеи, ведущим к Вифлеему и Хеврону. Филистимляне могли бы отрезать Иудею от царства Саула с центром в колене Вениамина. Успех Саула в этой битве полностью зависел от поддержки Иудеи.

Саул, должно быть, расположил свои станы на холме в Нагорной местности, что на северной стороне долины Эла. Давид с передачей для братьев шёл из Вифлеема вдоль хребта Хуша в долину Эла, преодолев 25 км, что занимало почти целый день ходьбы (синяя стрелка). Камнем, взятым из ручья в долине Эла, он победил Голиафа, вероятно, близ Сохо. Израильтяне преследовали филистимлян до Екрона и Газы. В этих местах при раскопках были найдены остатки филистимских городов. Из недавних находок в Гефе (телль эль-Сафи) особый интерес представляет филистимская надпись, в которой, по мнению археологов, упоминается имя Голиафа. Она датируется 900 годом до Р.Х., более чем 100 лет спустя после дней библейского Голиафа, но всё же она подтверждает реальность библейского описания.

БЕГСТВО ДАВИДА ОТ САУЛА

Вместо того чтобы заниматься царскими делами, Саул, полный зависти и страха, гонялся за Давидом (1Цар. 18:6–9). Числа в квадратах показывают места, в которые Давид убегал от Саула. Многие географические подробности служат свидетельством исторической реальности событий.

1. Гива, 1 Царств 18:10–19:17

Ведомый злым духом, Саул в безумстве метался между клятвами жизни и смерти в отношении Давида.

2. Рама, 1 Царств 19:18–24

Планы Саула настичь Давида в Раме, в доме Самуила, были разрушены Духом Божьим и притом весьма необычным способом.

3. Гива, 1 Царств 20

На полях близ Гивы Давид и Ионафан заключили завет дружбы.

4. Номва, 1 Царств 21:1–9

Давид вошёл в скинию в Номве, на горе Елеонской, ел там хлебы предложения (ср. Матф. 12:3–4) и взял меч Голиафа.

5. Геф, 1 Царств 21:10–15; Псалмы 55 и 33

План Давида получить убежище у филистимлян не сработал. Филистимляне поймали Давида, и он так сильно испугался за свою жизнь, что притворился безумным, дабы спастись. Псалом 55 был написан, «когда филистимляне захватили его в Гефе» (55:1). Он повествует о вере в Бога и в Его Слово в моменты страха (ср. Пс. 33).

6. Одоллам, 1 Царств 22:1–2

Давид убежал из Гефа в пещеру Одоллам, находившуюся между Нагорной местностью и Шефелой. Это нейтральная территория как географически, так и политически. На этой пограничной территории Давид нашёл убежище и от Саула, и от филистимлян. Вероятно, здесь были написаны Псалмы 33 и 56.

7. Моав, 1 Царств 22:3–4

Убежище для своих родителей Давид нашёл в Моаве, на родине своей прабабушки Руфи. Из Вифлеема Давид, наверняка, шёл по горному маршруту к Мёртвому морю и Эн-Геди и вошёл в Моав через полуостров Лисан.

8. Убежище, 1 Царств 22:4–5

Из Моава Давид пришёл в Убежище (Метсуда). Это могла быть крепость в пустыне, сегодня известная под именем Масада, представляющая собой каменистое плато размером 600 на 200 метров, возвышающееся на 300 метров над пустыней. Скалы, как Масада, стали вдохновением для слов Давида в Псалмах 17, 30, 60, 61 и 62: «Господь – твердыня моя и прибежище (метсуда) моё, Избавитель мой, Бог мой, скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище моё» (Пс. 17:3).

9. Лес Херет, 1 Царств 22:5–23

По совету пророка Гада Давид ушёл из Убежища и пришёл в лес Херет (местонахождение неизвестно). В это время Саул предположил, что первосвященник Ахимелех вступил в сговор с Давидом, поэтому он убил Ахимелеха и 85 других священников, а затем разрушил город Номву. Авиафар, сын Ахимелеха, бежал к Давиду.

10. Кеиль, 1 Царств 23:1–14

В Кеиле в Шефеле филистимляне грабили гумна. Давид спросил Господа, стоит ли ему вмешаться. До этого времени Давид не пытался самостоятельно защищать Израиль. Похоже, на его решение повлияло истребление Саулом Номвы и её священников. Давид оказал помощь Кеилю, и в то время, когда он был там, к нему присоединился священник Авиафар, который «принёс собой и ефод» (одеяние священника с уримом и тумми- мом?). Но жители Кеиля по-прежнему оставались верными Саулу. Давид спросил совета у Господа и, получив ответ, ушёл в пустыню Зиф юго-восточнее Хеврона.

11. Пустыня Зиф, 1 Царств 23:14–28

В пустыне Зиф Ионафан отыскал Давида и ободрял его там. Под Иесимоном («бесплодное место»), вероятно, имеется в виду восточная часть Иудейской пустыни, круто спускающаяся к Мёртвому морю. Из уважения к Саулу, либо из страха перед ним, зифеи (из Иудеи!) рассказали ему о местонахождении Давида. Описанию соответствует и география региона – хребты и горы, окружённые крутыми каньонами. Давид и его люди были с одной стороны горы, а Саул и его армия – с другой. В последний момент Саул прекратил погоню, чтобы остановить набег филистимлян на другом фронте. Гора была названа «Скала разделения», поскольку она отделяла войска Саула от Давида.

12. Эн-Геди, 1 Царств 24:1–25:1

Эн-Геди («источник козлёнка») – фактически единственный оазис на западном побережье Мёртвого моря. Возле нескольких источников свежей воды и у водопадов в районе Эн-Геди могут отдохнуть и люди, и животные. В поисках Давида Саул пришёл с 3 тысячами воинов к Камням горных козлов. Дикие козлы встречаются в оазисе и сегодня.

Давид на службе у филистимлян в Секелаге 1012 до Рождества Христова

Саул случайно зашёл в ту самую пещеру, где прятался Давид и его люди! Эпизод в пещере противопоставляет паранойю Саула терпеливому смирению Давида.

13. Рама, 1 Царств 25:1

Очевидно, в ненависти Саула наступил достаточный по времени перерыв, позволивший Давиду быть на похоронах Самуила в Раме. Но Давид знал, что вражда у Саула осталась. Поэтом он удалился в пустыню Фаран (отличную от пустыни на юге с таким же названием, ср. Быт. 21:21; Числ. 10:12). Это могла быть пустынная местность близ источника Фаран, восточнее Гивы и Ана- фофа, или же неизвестное место близ Маона.

14. Маон и Кармил, 1 Царств 25

Памятник на Кармиле, который Саул воздвиг в знак своих побед, был напоминанием о его стараниях в отношении жителей Иудеи. Возможно, Навал был верен Саулу из страха, благодарности или эгоизма. Однако его жена Авигея была совершенно другой. Эта скромная и дальновидная женщина (1Цар. 25:41) не только спасла жизнь своего мужа (по крайней мере, на время), но и удержала Давида от уничтожения людей Навала. Это произошло всего лишь в нескольких километрах от того места, где Давид был впоследствии коронован на царя.

15. Пустыня Зиф, 1 Царств 26

Давид перебрался в то же самое место в пустыне Зиф, где он скрывался прежде «на холме Гахила» (1Цар. 23:19; 26:1). Ранее Саулу помешали Скала разделения и набег филистимлян; теперь Давид сам вошёл в стан спящего Саула.

16. Геф, 1 Царств 27:1–5

Зная, что Саул не перестанет преследовать его, Давид снова ушёл в Геф. С того времени, как Давид последний раз был в Гефе, ситуация изменилась как для него, так и для филистимлян. Теперь у Давида был отряд из 600 воинов и репутация врага Саула.

17. Секелаг, 1 Царств 27:5–12

Анхус, царь Гефа, отдал Давиду город Секелаг на южной границе Филистии.

КАРТА 5–4, ДАВИД в СЕКЕЛАГЕ

События, отмеченные на карте, отражают образ жизни людей в Нагорной местности, Прибрежной равнине (Филистия), Негеве и Пустыне. Набеги из засушливого, однако заселённого аграрного Негева, а также в него, были в порядке вещей. Стоит отметить, что сельское хозяйство уменьшается в Западном Негеве, южнее Секелага и Герара, полностью исчезая южнее потока Восор.

1. Давид в Секелаге, 1 Царств 27

После многих лет преследований со стороны Саула Давид нашёл убежище у Анхуса, царя Гефа. Тот считал Давида надёжным союзником в борьбе с Саулом и даже выделил ему город Секелаг. 16 месяцев Анхус верил, что набеги Давида на селения южнее Негева были набегами на города колена Иудина.

2. Филистимляне собираются у Афека, 1 Царств 29

Филистимляне собрали свои войска севернее, у Афека на равнине Шарон, чтобы приготовиться к битве с Саулом (ср. карту 5–2). Анхус настаивал на верности Давида, но другие князья не были убеждены в этом. Давид отправился обратно в Секелаг.

3. Набег амаликитян на Секелаг, 1 Царств 30

Вернувшись, Давид и его люди нашли Секелаг сожжённым, а их семьи были уведены амаликитянами в плен. Моральный дух народа пал, назревал мятеж. Но Давид не следовал естественным побуждениям мести и, прежде чем преследовать амаликитян, обратился к Господу. В то время, как Саул спрашивал совета у волшебницы, Давид обратился к Богом назначенному священнику и ефоду (30:7). Саул потерял жизнь и сыновей. Давид обрёл семью. Дойдя до потока Восор, 200 воинов остались там с поклажей, а остальные продолжили преследование. Получив информацию о стане врага, Давид и 400 воинов истребили амаликитян и вернулись со своими семьями и с большой добычей в Секелаг. Те, кто остался с поклажей, получили столько же, сколько и воевавшие. В города Иуды, где росла поддержка Давида, старейшинам были посланы подарки.

4. Новость о смерти Саула, 2 Царств 1

Через три дня по возвращении в Секелаг к Давиду пришёл амаликитянин и сообщил о смерти Саула на горе Гелвуй (ср. карту 5–2). Думая угодить Давиду, он солгал, сказав, что поспособствовал смерти Саула. Давид велел убить амаликитянина. Вместо радости о смерти Саула и его сыновей Давид оплакал их в песне и велел научить ей сынов Иудиных: «Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные!»

5. Давид – царь в Хевроне, 2 Царств 2–4

Давид был помазан царём над Иудеей в Нагорной местности в Хевроне. Семь с половиной лет он правил Иудой в Хевроне (а затем 33 года всем Израилем и Иудой в Иерусалиме; 2Цар. 2:11; 5:4–5). Годы царствования Давида в Хевроне были отмечены гражданской войной с домом Саула. При поддержке Авенира, бывшего начальника армии Саула, царём в Маханаиме (За- иорданье) стал Иевосфей, сын Саула. Поединок между воинами Давида и Авенира у Гаваонского пруда превратился в жесткую битву. Этот пруд, возможно, был найден при раскопках в Гаваоне (эль-Джиб). Авенир понял, что «Давид всё более и более усиливался, а дом Саулов более и более ослабевал» (2Цар. 3:1). Поэтому он стал прилагать усилия, чтобы присоединить Северное царство Израиля к Давиду. Но Иоав, начальник армии Давида, в стремлении сохранить своё положение, убил Авенира в Хевроне. Давид сделал всё, что мог, чтобы доказать свою невиновность и непричастность к поступку Иоава.

Царствование Давида 1011–971 до Рождества Христова

1. ИЕРУСАЛИМ – СТОЛИЦА, 2 Царств 5:1–10

Старейшины северных колен пришли в Хеврон и объявили Давида царём над всем Израилем и Иудой. Давид сразу же перенёс столицу царства в Иерусалим (1004 г. до Р.Х., синяя стрелка). Нападение осуществил Иоас (1Пар. 11:6), используя подземную водяную шахту (несколько шахт было найдено при раскопках в городе Давида).

Переносу столицы содействовали географические, политические и богословские причины. Иерусалим имеет намного лучший доступ к долине Иордана и За- иорданью, чем Хеврон. Поскольку Хеврон находился на юге Иудеи, он не был доступен для северных колен. Иерусалим был местом более подходящим для центра, близким к столице дней Саула. Присутствие иевусеев в городе дало Давиду повод для нападения. Писание ясно говорит о Божьем полновластии в избрании Иерусалима как столицы для Иуды и Израиля (Пс. 77:68; 131:13).

2. НАПАДЕНИЕ ФИЛИСТИМЛЯН ЧЕРЕЗ ДОЛИНУ РЕФАИМОВ, 2 Царств 5:17–25

Когда Давид стал царём Иуды и Израиля, филистимляне поняли, что он больше не будет их вассалом. Чтобы помешать объединению Израиля, они дважды нападали через долину Рефаимов юго-западнее Иерусалима (чёрная стрелка). Во время второй атаки Давид зашёл им в тыл и отрезал путь к отступлению. Из-за высоких каньонов в долине Верхний Сорек филистимляне были вытеснены на север и отступили из Гаваона в Газер (1Пар. 14:16, синие стрелки). Подробности см. на карте 1–8.

Впоследствии Давид полностью покорил филистимлян (1Пар. 18:1; 20:4–8; 2Цар. 8:1; 21:15–22), Израиль хотел, чтобы в войнах ими руководил царь. Однако Давид знал, что Господь ведёт в битве и посылает успех. Хотя филистимляне не были полностью истреблены, во дни Давида они больше не угрожали Израилю.

3. КОВЧЕГ ЗАВЕТА, 2 Царств 6

С тех пор, как ковчег завета вернулся из Филистии, он находился в Кириаф-Иариме. Если посчитать время Самуила, Саула и часть правления Давида, то выходит, что ковчег находился в Кириаф-Иариме более 100 лет. Когда Давид перенёс ковчег в Иерусалим, он объединил религиозный и политический центры в одном месте. Облачаясь в священнические одежды и принося жертвы, Давид выступал и в роли царя, и в роли священника.

Путь ковчега из Кириаф-Иарима в Иерусалим (15 км по прямой), вероятно, не был прямым, идя то вверх, то вниз через два глубоких каньона долины Верхний Сорек (современное шоссе из Иерусалима в Тель-Авив успешно пересекает эти каньоны; см. карту 1–8). Ковчег, вероятно, везли более удобным путём, идущим вдоль хребта в Га- ваон через земли Вениамина (тёмно-красная пунктирная стрелка). Давид выразил желание построить дом (храм) для Бога, но Бог ответил, что Он построит дом (династию), основанный на потомке Давида (2Цар. 7).

4. РАСШИРЕНИЕ НА ВОСТОК: БИТВА В МЕДЕВЕ, 2 Царств 10:1–14; 1 Паралипоменон 19:6–7

Во дни Моисея израильтяне заселили плоскогорье Медевы, Галаад и Васан, но от дней Судей до царствования Саула они имели переменный успех в покорении этих земель. Давид решил восстановить здесь господство Израиля (синие стрелки). Аммон создал коалицию с Сирией, и вместе они попытались остановить армию Давида в Медеве. Под руководством Иоава и его брата Авессы израильтяне одержали сенсационную победу.

5. СИРИЯ, 2 Царств 10:15–19; Псалом 59

Поражение в битве у Медевы показало сувскому царю Адраазару, что Давид представлял собой угрозу для Сирии и Сувы на севере. Он созвал армии арамеев, чтобы остановить продвижение Давида в Елам в Васане, восточнее моря Галилейского. Израиль разбил сирийцев, поставил свои войска в Сирии и собирал дань.

6. ЗАВОЕВАНИЕ МОАВА И ЕДОМА, 2 Царств 8

Поработив Филистию, Аммон и Арамею, Давид затем завоевал Моав и Едом (2Цар. 8; 1Пар. 18:12–13; Пс. 59). Божье полновластие в военных и политических достижениях Давида очевидно, так как в это время ни у Египта, ни у Месопотамии не было сил бороться за контроль над Обетованной Землёй. Слабость Египта и Месопотамии создала своеобразный вакуум власти в земле между ними, заполненный в дни Давида и Соломона израильтянами.

7. РАВВА АММОНИТСКАЯ И ГРЕХ С ВИРСАВИЕЙ, 2 Царств 11–12; Псалом 50

Давид послал Иоава завоевать Равву, столицу аммони- тян. Пока армия осаждала Равву, Давид был в Иерусалиме с Вирсавией и затем составил коварный замысел убить её мужа Урию. Кроткий пастух, уповавший на Господа, стал прелюбодеем и убийцей. Равва расположена на холме в виде буквы «Г», и доступ к городу есть только с севера. Скорее всего, именно с этой стороны и была самая жестокая битва, и там Иоав поставил Урию. Город был захвачен, и аммонитяне стали данниками. Однако грех Давида – поступок, по сути отвергший Бога как Царя – привёл к страданиям и бедам и в семье Давида, и в стране в целом. Один сын царя убил другого, а потом и сам погиб, возглавив бунт против отца (2Цар. 12:10–12). Хотя Давид раскаялся, этот грех имел тяжёлые последствия.

8. БУНТ АВЕССАЛОМА, 2 Царств 15; 17:21–18:33; Псалом 3

Изгнание царя из столицы его же сыном поднимало и богословские, и политические вопросы. С богословской точки зрения бунт Авессалома был связан с грехом Давида с Вирсавией (2Цар. 12:10–12). Идя на восток, Давид перешёл через долину Кедрон и гору Елеонскую. Здесь его скорбь усилил Семей, вениаминитянин из дома Саула. Давид перешёл через Иордан и пришёл в Маха- наим (синяя пунктирная стрелка). Авессалом организовал погоню (оранжевая стрелка), но войска Давида взяли верх, и в лесу Ефрема в Галааде Авессалом был убит. Два вестника побежали с поля битвы с новостью к царю, ожидавшему у городских ворот Маханаима. Один из них, обойдя глубокие каньоны Галаада и пойдя Путём равнины, прибыл раньше.

9. БУНТ САВЕЯ, 2 Царств 20

Бунт Авессалома вскрыл и другие слабые места в правлении Давида. В стране обнаружились внутренние распри, когда вениаминитянин Савей озвучил призыв:

«Нет нам части в Давиде, и нет нам доли в сыне Иессея; все по шатрам своим, израильтяне!» (2Цар. 20:1).

Поскольку бунт касался единства севера и юга, потенциально он был более опасен, чем бунт Авессалома. Иоав преследовал Савея до Авел-Беф-Маахи в 40 км севернее моря Галилейского (оранжевая пунктирная и синяя стрелки). Здесь, благодаря умной женщине, голову Савея бросили со стены. Бунт закончился, но он стал предвестником отделения северных колен спустя сорок лет.

Перепись при Давиде и царствование Соломона 1011–971 до Рождества Христова

1. Перепись при Давиде, 2 Царств 24

Возможно, к оценке политической и военной силы путём переписи Давида побудили бунты Авессалома и Савея, а также планы по передаче власти Соломону. Маршрут Иоава во время переписи шёл от Ароера в долине Арнон (названной в тексте долиной Гадовой) через Галаад до Дана, затем до Сидона и Тира, и наконец до Вирсавии.

Авторы Писания считали перепись неуместным упованием человека на свои силы. Как следствие, Израиль постигло трёхдневное бедствие. В процессе завершения бедствия Давид купил гумно иевусея Орны на холме севернее города Давидова и совершил там жертвоприношение. Позже на этом месте Соломон построит храм.

Давид и Псалмы

Хотя Давид и был не безупречен, но он всегда всем своим сердцем искал Бога (3Цар. 11:4). Возможно, это лучше всего заметно в Псалтири (2Цар. 23:1). Географический и исторический фон жизни Давида усиливает понимание богословских тем, поднимаемых в Псалмах. Например, Давид помнил, что именно ГОСПОДЬ взял его от овец в пустыне и дал обеспеченную жизнь во дворце (Пс. 22; 77:65–72). Военные победы Давида показали, что Яхве есть Бог над всеми (Пс. 59; 82). Напрасно восстают народы против Яхве и Его помазанного Царя, названного Сыном Божьим, но все они почтят праведного Правителя, Царя Сиона, Который также является Священником (Пс. 2; 109).

2. Правление Соломона, международные маршруты, 3 Царств 9:15–18

Джим Монсон уместно назвал свой путеводитель по Израилю «Земля Между», так как Израиль и прилегающие к нему территории действительно находятся между Африкой, Азией и Европой. Благодаря завоеваниям Давида стал возможным контроль над основными маршрутами, связывавшими цивилизации. Соломон, как преемник, пользовался плодами этого, контролируя торговлю и взимая дань. Положение Израиля как моста между континентами также оказывало влияние на другие народы или же он сам подпадал под их влияние. Божье обещание, что Израиль будет «светом народов» (Ис. 42:6; 49:6), связано и с его географическим положением.

Два главных международных маршрута (отмечены жёлтыми линиями):

а. Большой международный путь, уже упоминавшийся в пояснении к карте 2–4, шёл из Египта вдоль Прибрежной равнины через Мегиддо и долину Изреель к Галилейскому морю, затем на север через долину Хула до Дамаска и дальше. В 3Цар. 9:15–18 сказано, что кроме Иерусалима Соломон укрепил ключевые города на этом пути: Асор, Мегиддо и Газер (обведены оранжевым). Асор охранял северные ворота, Мегиддо контролировал перевал через Кармил, а Газер – побережье и маршруты, ответвлявшиеся к Иерусалиму. Раскопки в этих трёх местах обнаружили укрепления дней Соломона, включая искусно сделанные ворота с жилыми помещениями. Раскопки подтвердили удивительную параллель с текстом в 3Цар. 9. Нижний Вефорон и Ваалаф (Кириаф-Иарим), упомянутые в этом тексте, защищали подходы к Иерусалиму.

б. Царская дорога и параллельная ей Дорога пустыни идут через Заиорданье с юга на север: от Елафа на южной оконечности карты через Едом, Моав, Аммон, Галаад и Васан к Дамаску. Покорение За- иорданья Давидом дало Соломону контроль над этим маршрутом.

3. Царствование Соломона: налоги, подати и торговля, 3 Царств 4

Подчёркнутые синим названия регионов и синие стрелки, идущие со всех сторон к Иерусалиму, представляют торговлю, налоги и подати. Контролируя международные маршруты и регионы, через которые они проходили, Израиль при правлении Соломона достиг пика процветания и мира.

Иуда и Израиль, многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились. Соломон владел всеми царствами от реки Евфрат до земли филистимской и до пределов Египта. Они приносили дары и служили Соломону во все дни жизни его... Он владычествовал над всей землёй по эту сторону реки, от Типсаха до Газы, над всеми царями по эту сторону реки, и был у него мир со всеми окрестными странами. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницей своей, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона (3Цар. 4:20–25).

Строительство храма, хронология В это время процветания в Иерусалиме был построен храм Яхве (3Цар. 5–6). В него был принесён ковчег завета, и слава Господня наполнила храм. В 3Цар. 6:1 строительство храма хронологически связано с исходом Израиля из Египта:

В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли египетской, в четвёртый год царствования Соломона над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу.

Связав библейскую хронологию с ассирийскими записями, можно установить, что это был 966 год до Р.Х., четвёртый год правления царя Соломона (Thiele 67–78). Поэтому библейская дата исхода, произошедшего 480 годами ранее, – это 1446 год до Р.Х. Эта дата подтверждается дополнительными доказательствами, представленными в Суд. 11:26 и в 1Пар. 6:33–37.

4. Правление Соломона: торговля, налоги и подати, 3 Царств 9:26–28; 10:22–29

Синие стрелки, идущие от порта Ецион- Гавер (Елаф) на Красном море, показывают, что к господствующему положению в торговле, взимании налогов и сборе податей в Израиле Соломон добавил также контроль над южными маршрутами. Эти маршруты и порт открыли Соломону путь в Африку, Аравию и на Восток.

Археологические исследования обнаружили несколько израильских поселений и крепостей в Нагорье пустыни, особенно севернее линии через нагал Син и Кадес- Варни (южная граница Обетованной Земли; Числ. 34:1–5). Исторически эта земля заселялась впервые. Заселение совпадает с интересами объединённой монархии к контролю над регионом. Большие израильские укрепления в таких местах как Арад-Равва, Вир- савия, Тамара и Кадес-Варни, берут своё начало тоже в этот период.

5. Неудачи Соломона и его противники, 3 Царств 11

Господь воздвиг против Соломона политических и военных врагов: Адера из Едома, Разона из Дамаска и Иеровоама из сынов Ефрема, который бежал в Египет. Писание объясняет, что враги были орудиями Божьего суда за духовные падения Соломона. Царь и другие израильтяне отвернулись от полного посвящения Яхве и стали поклоняться богам чужеземных жён Соломона. Предупреждение, полученное им более 20 лет тому назад, не помогло (3Цар. 10:6–7). Он даже построил высоты для этих богов на горе Елеонской, что восточнее Иерусалима.

Адер, князь Едома, убежал от израильтян и нашёл убежище в Египте. Несомненно, и Едом, и Египет противились контролю Соломона над южными торговыми маршрутами, которые в прошлом принадлежали им. Союз Египта и Едома предполагает взаимное соглашение для исправления сложившейся ситуации. Подобным образом, Разон из Дамаска возглавил бунт против правления Соломона в Сирии.

И если этих внешних врагов будет недостаточно, самым сильным судом за падения Соломона станет то, что старый конфликт между Иудой и Израилем расколет царство пополам. Десять северных колен отойдут к Иеровоаму из Ефрема. Поскольку Соломон признал Иеровоама соперником, тот вынужден был бежать в Египет к фараону Сусакиму. Добрые дни закончились. Короткий период благословений – меньше 80 лет – подходил к концу. Неспособность одного сына Давида всецело следовать за Господом побудила кротких в Израиле ожидать другого Сына Давида, Который будет служить Господу и вернёт Израилю его славу (Лук. 1:32–33, 67–75; Иоан. 17:4).


Вам может быть интересно:

1. Толкование на Первую книгу Царств – Глава 22 профессор Александр Павлович Лопухин 91,3K 

2. Библейская энциклопедия – Дневный путь архимандрит Никифор (Бажанов) 3073,6K 

3. Библейская энциклопедия – Саванн архимандрит Никифор (Бажанов) 3073,6K 

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Аверкий и Елена, свв. мучч. профессор Александр Павлович Лопухин 162,2K 

5. Толкование на Первую книгу Царств – Глава 11 профессор Александр Павлович Лопухин 91,3K 

6. Священная история Андрей Николаевич Муравьёв 5,5K 

7. Священная история Андрей Николаевич Муравьёв 5,5K 

8. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета – Глава 9. Книга Пророка Иоиля Алексей Никитич Хергозерский 11K 

9. Доступно зарегистрированным архимандрит Антонин (Капустин) 67 

10. Светочи христианства протоиерей Михаил Хитров 577 

Комментарии для сайта Cackle