Источник

Второе прошение молитвы

«Да приидет Царствие Твое». (Мф.6:10).

Тексты

«Посему так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату заработывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите деревья и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало, и что принесете домой, то Я развею. – За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому». (Агг.1:5–9).

«С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Мф.4:17). (Ср.: Мк.1:15–16).

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его». (Мф.6:33).

«Сказываю вам, что отнимется от вас (т. е. от народа еврейского) Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». (Мф.21:43).

«Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». (Лк.17:20–21).

«Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям». (Ин.18:36).

«Царствие Божие – не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». (Рим.14:17).

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, безчинство, и тому подобное... Поступающие так Царствия Божия не наследуют». (Гал.5:19–21).

«Один из седми ангелов... вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. Слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете Его. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые у Агнца в книге жизни». (Откр.21:9–10,22–24,27).

«Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство – царство вечное и все властители будут служить и повиноваться Ему». (Дан.7:27).

Изречения

«Храм внешний, как бы он ни был огромен, можно устроить в несколько лет. Над храмом внутренним нужно работать и трудиться целую жизнь. Зато сей храм вечен, и в нем преестественно будет обитать пресвятая Троица, исполняя того, в нем же обитает, радостию неизглаголанною». (Иннокентий, а. Херсонский).

«Ничем иным почитайте Царство небесное, как истинным разумением Сущего, Которое в св. Писании называется жизнию и блаженством». (Св. Василий Великий).

«Царство Божие – это осуществляющаяся в истории организация личностей, сил и явлений, в которых царствует Бог и господствует исключительно Его разумная, святая воля».(Г. С. Петров).

«Действительная жизнь – не мимолетна, нелегка и никогда не пропадает. Каждая благородная жизнь оставляет свои нити навсегда вплетенными в дело мира, и таким образом все более и более растет мощь человечества со здоровыми корнями и с ветвями, все выше поднимающимися к небу». (Джон Рескин).

«Разсуждая о зле жизни, люди говорят: «Положим один, несколько людей отстанут от зла, но это имеет малое значение для общей жизни человечества». Правда, одна ласточка не делает весны. Но неужели почувствовавшей весну ласточке не лететь и дожидаться? Если каждая ласточка, каждая почка и травка будут дожидаться, то и весны не будет. Так и нам для установления Царства Божия не нужно думать о том, первая ли я или тысячная ласточка, а сейчас же делать то, что нужно для его осуществления». (Л. Т.)

«Больше всего надо верить и знать, что как бы ни было, а впереди огни». (В. Короленко).

«Человеческое строительство (прогресс) подобно паломнику, который идет два шага вперед и один назад».

«Бог – Царь всего, даже и ада. Но во втором прошении Молитвы призывается Царство благодати, внутреннее, развивающееся неприметно до окончательного обособления зла. Это Царство и шире, и уже Церкви. Шире, и потому что «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф.8:11). Уже, потому что в Церкви – званые, а в Царстве избранные. В возгласах богослужения возвещается это Царство благодатное».

«Чем больше человек живет для души, тем больше он чувствует свое единство со всеми живыми существами. Живи для тела, – и ты один среди чужих; живи для души, – и все тебе родня».

«Что такое любовь к отечеству? Ничто иное как любовь к ближнему вообще, только приложенная к тем именно ближним, с которыми мы связаны известными политическими условиями и отношениями и составляем одно великое семейство под властию единого отца – Царя». (Макарий, митрополит Моск.).

«Каждого из нас учили ежедневно молиться «да приидет царствие Твое». Когда мы слышим, как человек божится на улице, мы негодуем и говорим, что он всуе призывает имя Бога, но мы в двадцать раз хуже призываем имя Его всуе, когда просим у Бога то, о чем нимало не заботимся и чего нам совсем не нужно. Он не любит таких прошений. Если вам чего-нибудь не нужно, не просите об этом: такая молитва есть самое ужасное издевательство над Богом; воины, бившие Его прутьями по голове, не так издевались над Ним, как мы. Если мы не желаем пришествия Его царства, то не должны об этом молиться. А если желаем, то должны не только молиться, но и трудиться для этого пришествия. (Джон Рескин).

«Человек для лучшего живет» (М. Горький).

«Я не понимаю, каким образом человек может любить спасение чисто академически, не содействуя созданию оного». (Проф. прот. С. Соллертинский).

«Не должны ли мы стремиться к такому устройству жизни, при котором возвышение по ступеням общественной лестницы будет не пленять, а страшить людей, потому что такое возвышение лишает нас одного из главных благ жизни – одинакового отношения ко всем людям?» (Рескин).

«Чтобы нам было хорошо здесь, в этом мире, нам нужно только жить так, как хочет тот, Кто послал нас в мир. И не говори, что для того, чтобы тебе хорошо было жить, надо, чтобы все люди жили по Божьи. Живи сам по Божьи, сам делай усилие, и самому тебе, наверное, будет хорошо, и другим от этого будет не хуже, а лучше. Чем лучше живет человек, тем меньше он жалуется на людей. А чем хуже живет человек, тем больше он недоволен не собой, а другими».

«Мудрец ищет всего в себе, безумец – всего в другом» (Конфуций).

«Того, кто положил жизнь свою в духовном совершенствовании, не может быть недоволен, потому что то, чего он желает, всегда в его власти». (Паскаль).

«Настоящих благ не много. То только – истинное благо и добро, что благо и добро для всех. Поэтому желать надо только того, что согласно с общим благом». (М. Аврелий).

«Один святой жизни человек молился о людях Богу так: о, Боже! будь милостив к злым, потому что к добрым Ты и так уже милостив. Им хорошо, потому что они добры». (Саади).

Примеры

«Вразумляйте друг друга» «Вразумляйте друг друга»... (Кол.3:16). Храм не полон. Почему? Потому, что каждый думает отвечать только за себя. Но вот что Златоуст говорит. Те, кто здесь, отвечают за тех, кто отсутствует... Почему не уговорили? Почему не стояли у их дверей, чтобы увлечь их сюда, вместо торга и зрелищ. Каждый христианин «сторож брату своему», повинен за его грехи, потому что во власти каждого словом, помощью спасти от гибели многих гибнущих.

Помогите и вы, дети. Трогательный случай разсказывают об одной больной девочке. Лежа на постели, она выпросила себе небольшой ящичек и каждую неделю клала туда по монете, которые давал ее отец: она сберегала эти деньги для того, чтобы после отдать на дело распространения среди язычников христианства. После ее смерти, ящик, при отце, был вскрыт, и в нем оказалось монет больше, чем могла девочка получить от отца. Вскоре недоразумение разъяснилось: одна благотворительница обещала прислать умирающей апельсин. Но больная упросила, чтобы вместо апельсина в ее ящик положили что-нибудь для проповеди о Христе. Узнав это, отец со слезами поблагодарил Господа!

Мощный призыв ко спасению. Со времен апостольских при общественной молитве у христиан употребляется пение. И ныне, заслышав пение, богомольцы возбуждают себя к молитве, отряхают свой душевный сон. Но нынешнее церковное пение, надобно признаться, не исполняет и десятой доли своего назначения. Поют по большей части вяло, спешно, неразборчиво, без понимания песнопения. Это в будни. А в праздничную службу пение становится искусственным. Показывают голоса, а не содержание песни, возбуждают удивление, а не умиление.

Все это главным образом оттого, что пение перестало быть церковным, то есть общенародным. Дошло дело до того, что и школьников заставляют трудиться над разучиванием молитв, вместо того, чтобы петь их. И самое пение в школах отделено от религиозного преподавания и обращено только в искусство. Школа поет, и поет иногда правильно, но совершенно безучастно. Поют голоса, а не души. Души спят и не чувствуют внутренней красоты и правды «слов живых».

Сектанты и инославные христиане и ныне с большим успехом пользуются общенародным пением для пробуждения и воспитания религиозного чувства в народе. Американский проповедник Тальиэдж однажды сказал своим слушателям:

– Пойдемте крестовым походом; дайте мне не только ваши сердца, но и могучие звуки ваших голосов, и я убежден, что мы в непродолжительное время, при помощи Божией, привлечем в царство Христово 5000 новых членов. Доказательство истины можно осмеивать, проповедь можно опровергать, но тысячеголосная хвала Богу неодолима!

Лютер высказался однажды:

– Школьный учитель обязан уметь петь; иначе я и не взгляну на него.

Будущее Церкви. «Останки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах у них языка коварнаго, но сами будут пастись и покоиться, и никто их не потревожит». (Соф.3:13).

Сила народная заключается не в богатстве, ни в оружии, ни в коварстве, но в правде.

С этою защитою народ может быть не только безопасен от нападений, но даже безстрашен. Овцы – слабые создания, а волки – лютые враги. Но дело волков прогорает, число их уменьшается, а овцы умножаются и становятся все безопаснее.

Будет некогда день, – овцы покроют своим множеством долины, и ни останется ни одного волка. Есть у овец Пастух, питающий и охраняющий их.

«Никто, сказано, их не потревожит». Кто осмелится напасть на стадо, близ которого сам Христос?

Прошлое Церкви – основа надежд на будущее. «Господь не оставит народа Своего, ибо благоугодно было Господу сделать вас народом Своим». (1Цар. 12:22).

Бог избрал себе народ и поэтому не оставит его. Оставить избранный народ было бы безчестие имени Божию, так как это показало бы, что Бог ошибся в избрании или не устоял в Любви. Самое существо Божие есть любовь.

Память о прежних благодеяниях Божиих всего более удостоверяет нас, что Он нас не покинет. Он так далеко зашел, что сделал нас Своим народом и не восхощет уничтожить дело Своей милости. Разве для того Он сотворил с нами многие чудеса, чтобы от нас не осталось и следа? Сын Божий за нас предан смерти, и, конечно, смерть эта не будет напрасною. Благоволивший нас избрать и спасти, ниспошлет нам Свое благословение навеки. Господь не меняется в расположении, как человек. Возлюбивший Своих, Он возлюбил их до конца.

Тьма пред зарей. «Лишь в вечернее время явится свет» (Зах.14:7). Это будет удивительно, так как вечером ожидается сгущение мрака. Но действия Божии выше наших страхований и надежд. Не случится того, о чем вещает наше сердце: к полночи тьма не усилится, но явится великий свет:

В худшие времена возложим упование на Бога, Который мрак смерти превращает в утро новой жизни. Когда удвояется работа на египетской кирпичне, тогда является Моисей; когда возрастают скорби, тогда близок их конец.

Это обетование укрепит наше терпение. Свет тогда только засияет, когда исчезнут наши надежды в длинноте сумрачного непогодного дня. Для нечестивых солнце скрывается в полдень, для праведных оно возсиявает в полночь.

Пойми это, душа моя, и восхвали Того, Кто ущедрит тебя в жизни и по смерти. От Него придет такая радость, которая неизмеримо превзойдет все естественное в Его высшем проявлении.

Тьма вокруг... но это стало темно пред утренней зарей.

Мир. «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». (Ис.2:4). О, если бы ныне было так! Но, нет! Народы вооружены и изобретают губительные оружия с таким успехом и усердием, будто главная задача людей – истребление миллионов себе подобных существ. Все же мир утвердится, настолько прочно утвердится, что военные орудия будут переделаны на орудия земледельческия.

Как же это осуществится? Чрез торговлю? Чрез образование? Чрез примирительные учреждения? Сомнительно. Опыт не позволяет полагаться на такия слабые средства. Мир водворится только при воцарении Князя мира. Когда люди узнают, какого Он духа, когда сердца их обновятся Его благодатью, тогда они перестанут ранить и убивать друг друга. Человек обращается в чудовища, когда расходится в нем кровь, и только Господь Иисус может этого льва обратить в овечку. При изменении сердца исчезнут кровожадные страсти.

Пусть пока каждый читатель этих строк вознесет сердечную молитву о прекращении войны и о водворении, согласия между народами!

Маленькая молитвенница. У пятилетней городской девочки был семнадцатилетний брат, преданный винопитию, азартным играм и брани. Девочка каждое утро горячо молилась о исправлении своего необузданного, но любимого брата. Однажды он чрез приотворенную дверь услыхал эту молитву о прощении ему ежедневных грехов и исправлении его сердца. Сестра поведала Отцу небесному, что она любит брата и желает не разлучаться с ним в небесном царстве. Юноша взволнованный, со слезами на глазах вошел в спальню сестры, обнял ее и благодарил за ее любовь к нему.

– Несравненная моя сестренка, сказал он, твоя молитва уже услышана. Никогда ты больше не увидишь своего брата за карточным столом, никогда не услышишь от него черных слов.

Брат сдержал свое слово и сделался другим человеком.

Неподходящия средства. Умные люди употребляют средства, прямо ведущия к цели. Они не поедут по морю на лошадях, а по сухой земле на парусах. Они не купят пятиаршинную веревку, чтобы достать воду в пятисаженном колодце..

Но в более важных делах нередко употребляют средства, несоответствующие цели. Так, охрану и целость государства иногда ставят в исключительную зависимость от перемены политических форм, народного счастья тщатся достигнуть путем вражды и бунта, пренебрегая средствами нравственными и религиозными. Не значит ли это ехать на парусах по сухой земле?

Даже в деле спасения души допускается употребление несоответствующих средств. Так, иные пастыри почитают возможным управлять паствою одними обрядовыми церемониями, без устройства приходской благотворительности, без живого, убежденного слова и даже без высокого примера личной жизни. Не значит ли это – слишком коротким канатом доставать воду в глубоком колодце?

Как спастися? К авве Иосифу обратился монах с вопросом, как ему спастися, потому что он не может ничего выносить, не может работать, не имеет, чем подавать, милостыню.

Авва ответил:

– Если ты не можешь исполнить ничего такого, старайся, по крайней мере, не делать ничего, нарушающего любовь к ближнему, и я верую, что Господь смилуется над тобой.

Один священник горячо внушал прихожанам избрать тесный путь и отвергнуть широкий. Один слушатель прихожанин пришел к нему из-за этого на дом и сказал:

– Батюшка! покажите мне середнюю дорогу, которой вы идете. Я хорошо вижу, что Вы нейдете широким путем, но и не Ваш – тот узкий путь, о котором вы так умилительно проповедуете. Непременно вы знаете средний путь; хотелось бы и мне узнать его, потому что узкий мне не по силам.

– Нет среднего пути, с горечью воскликнул священник. Оба будем молиться, чтобы Господь придал нам силы идти путем узким.

Ищу ли я Царства Христова? Все стремится к месту своего происхождения. Люди любят родину; водные твари не охотно разстаются с водой. Неодушевленные предметы стремятся к центру земли; камень падает на землю, хотя бы ему предстояла опасность разбиться в дребезги.

По своим стремлениям я лучше всего могу познать самого себя. Чему я радуюсь? Это важный вопрос, потому что, где моя радость, в том и мое сердце, моя природа. Если я увлекаюсь радостями мира, то сам я от мира Сего. Если мне грех еще доставляет наслаждение, то я – раб греха...

Многие с такой поспешностью устремляются ко злу, что при достижении цели стремлений разбиваются вдребезги. Но они гибнут добровольно, они ранят тех, кто пытается остановить их в пагубном стремлении.

К чему же стремишься ты, мое сердце? К святости или к плотоугодию, к благодати или к сребролюбию? Многое от того зависит... Все-таки мужайся! Если Иисус – источник твоей духовной жизни, то небо будет твоим отечеством.

Мнимые сыны царствия. Обращенный негр был привезен в Бармен в миссионерскую школу, чтобы научиться миссионерскому делу для просвещения своих соотечественников. В Бармене негр часто выходил на площадь, видел там человеческое безобразие во всей наготе, слышал брань и проклятия, видел пьяных во всех положениях, – и горько плакал.

– Это ли белые? восклицал чернокожий христианин. Это ли христиане? Хочу скорее на родину проповедывать Христа моим черным братьям.

Грустное впечатление унес этот негр в свою отчизну. И это особенная к нему милость Божия, что он не утратил своей преданности ко Христу.

Басня Менения Агриппы. Многие и в разные времена считали и считают первейшим условием установления царства Божия равенство прав и материального обеспечения. В подобных мыслях в 260-м году по основании Рима удалился из Рима простой народ во гневе на знать и устроился лагерем в двух верстах от столицы на горе. Настроение удалившихся и оставшихся было неспокойное. Для успокоения народа знать избрала послом к удалившимся М. Агриппу. Допущенный в лагерь недовольных, он разсказал такую притчу: «некогда в человеке отдельные члены имели каждый свою волю, и случилось однажды, что прочие члены тела вознегодовали на то, что их заботливостию, трудом и услугою все приобретается для чрева, а оно только наслаждается доставляемыми ему удовольствиями. Посему члены тела сговорились, чтобы ни руки не подносили никакой пищи ко рту, ни рот не принимал, ни зубы не жевали ее. Между тем, как они пытались таким образом смирить чрево голодом, сами вместе со всем телом пришли в крайнее разслабление. Отсюда выяснилось, что отправление желудка не ничтожно, и что он столько же питает, как и питается, потому что по переварении пищи разносит по всем членамь тела кровь, которою мы живем и действуем. Посему они вынуждены были при мириться с чревом. Не похоже ли, заключил Менений, на это разногласие членов тела ваше раздражение против правящих классов?»

Недовольные вразумились этой притчей и соглашение скоро было достигнуто.


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 1. Ч. 1-2. - 137 с.

Комментарии для сайта Cackle