святитель Тарасий, патриарх Константинопольский

Послание (первое) к папе Адриану

Всесвятейшему и блаженнейшему брату и сослужителю господину Адриану, папе древняго Рима, Тарасий, Божиею милостию епископ Константинополя, новаю Рима, о Господе радоваться.

Спасительнаго домостроительства великаго Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа совершенно достаточно было для сохранения мира, единодушия и согласия между всеми христианами. Сам Он по воскресении из мертвых дунул и сказал апостолам Своим: «мир Мой даю вам, мир оставляю вам»1 (Иоан. 14, 27). Поэтому восхищенный до третьяго неба, входивший в рай и слышавший неизреченные глаголы божественный апостол Павел провозвестил, говоря так: «Той (Христос) есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый: вражду плотию Своею» (Ефес. 2, 14–15) и опять в послании к фессалоникийцам возвещает: «Темже убо, братие, стойте, и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2Сол. 2, 15). Но древний злой враг диавол не преставал в разныя времена разделять и расторгать основанную на основании апостол и пророк Церковь, так как это было приятно ему; старался сам войти в нее при помощи некоторых послушных ему злых мужей и посеять плевелы в стране, возделанной трубами Духа, святыми апостолами, которые, получив силу свыше, запахали ее браздами своей деятельности и предоставили уверовавшим чрез них пожинать пищу для жизни вечной. Богоглаголивое учение их воспринимали жившие в разныя времена пастыри и стражи ея, святые отцы наши; они с корнем вырвали вкравшиеся и привзошедшие в нее плевелы, то есть, ереси и новшества, и для жатвы оставили на поле хлеб чистый. Да и ваша братская и архиерейская святость беседовала с ними посредством их богоглаголивых учений и усвоила из них слово истины; а ныне она повелела посечь мечем Духа выросшия сорныя травы, соглашаясь с справедливым желанием вернейших и миролюбивых императоров наших; поэтому то она, согласно письменно заявленной нами просьбе, послала для составления вселенскаго собора мужей соименных первоначальнику апостолов Петру. Когда они прибыли, то благочестивые и миролюбивейшие императоры приняли их благосклонно и повелели им отправиться к нам; через них же мы получили и ваше послание. После приличнаго случаю собеседования с ними, мы пригласили также и прибывших с востока священных мужей, Иоанна и Фому; это люди красноречивые, сведущие, отличающиеея благонравием и скромностию; они также находились здесь; так как прибыли сюда около того же времени. И вот когда по повелению и божественной ревности благоверных и благочестивых императоров наших собрались все боголюбезные епископы здешней области; то открылось заседание собора. Но некоторые движимые безсмысленными соображениями произвели возмущение и вынудили нас отложить заседание; и мы по необходимости один год хранили молчание. По прошествии же года боголюбезные епископы опять получили от благочестивых императоров наших повеление собраться в Никее, славной митрополии вифинской области. Тогда мы взяли с собою находившихся при нас боголюбезных мужей и представителей ваших, а равно и пришедших с востока и вместе с ними отправились в эту митрополию. Когда же мы заняли места, то сделали главою Христа; потому что на святом престоле лежало святое евангелие, всем собравшимся сюда священным мужам возвещавшее: «праведный суд судите» (Иоан. 7, 24), разсудите между Церковию и происшедшим нововведением. Затем, когда было постановлено прочитать послание твоей святости, то все мы стали в круг и пресыщались как на царском ужине духовными яствами, которыя Христос приготовил пирующим чрез твое послание; и ты подобно глазу направлял все тело на прямой и истинный путь. Таким образом разорванные члены соединялись в одно; утверждалось истинное согласие и кафолическая Церковь приобретала единение. Вместе с тем чтение посланий с востока раскрывало пред ними красоту отеческаго предания. – и сила истины укреплялась; потому что весьма много было прочитано отеческих свидетельств. После этого провозглашено всеми нами истинное и неповрежденное исповедание, которое послано нами и к вам, а также было представлено и благочестивым императорам нашим. С тем вместе все новые ересиархи и их последователи, окончившие жизнь нераскаянно, осуждены и низложены наряду с теми, которые проповедывали ересь в кафолической Церкви прежде них: так как находящиеся в живых исповедали спасение своеручно написанными записками. Христос Бог наш, этот Камень, на котором мы утверждены, никак не допустил, чтобы с верху до низу тканный хитон Его, т. е., основанная Им и на Нем Церковь Его, была разсечена и разодрана, а члены ея расходились в разныя стороны. Наряду с древними ересями Он словом благодати Своей ниспроверг и мечем Духа истребил и заблуждение новаго пустословия, направленнаго свирепыми клеветниками христиан против честных икон. И мы были вполне удовлетворены и самым опытом узнали, что истина имеет силу над всем и над всем одерживает победу, согласно неложному изречению Сказавшаго это. Противостоять ей не может решительно ничто. И она вполне сильна для того, чтобы идти войною против всякаго врага и ниспровергать возстающия против нея полчища. Вот и теперь она заградила уста лжесвидетелей и разсеялась тьма неуместных злословий; вместо нея заблистала красота истинных догматов; потому что, с изгнанием отовсюду еретическаго злословия, Церковь получила себе в удел свою красоту и успокоилась от обдержавших ее скорбей. Это от того, что она непоколебима и непобедима; ее не могут никогда одолеть врата ада и неверия, как мы слышали это из изречения Господня. «Тогда исполнишася радоши уста наша, и язык наш веселия» (Псал. 125, 2); и мы возрадовались о Церкви, в которой по воле Божией председательствуем. Это совершилось по благоволению Христа, Бога над всеми нами, при помощи православных и мужественнейших наших императоров. Они на всяком месте возстановили честныя иконы, как в досточтимых храмах, так и в своих царских палатах. Им Господь Бог да воздаст награду, да вознесет Он рог их царства, чтобы даровать мир церквам Своим и спасение всем нам христианам. Да будет имя Его благословенно во веки веков. Аминь.

* * *

1

Эти слова сказаны до страданий. По воскресении Господь говорил короче: "мир вам", и повторял эти слова несколько раз (Иоан. 20:19, 21, 26).


Источник: Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Том седьмой. - Казань: В Университетской типографии, 1873. - С. 665-669.

Вам может быть интересно:

1. Послание Иоанну, пресвитеру и игумену святитель Тарасий, патриарх Константинопольский

2. Апология перед народом святитель Тарасий, патриарх Константинопольский

3. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Послание Тарасия Константинопольского святитель Тарасий, патриарх Константинопольский

4. Слово на Введение Пресвятыя Богородицы во храм святитель Тарасий, патриарх Константинопольский

5. Послание ко Льву III, папе римскому святитель Никифор, патриарх Константинопольский, исповедник

6. Послания – Послание 120(179). К Никите, наместнику преподобный Феодор Студит

7. Похвальное слово христолюбивому владыке Василию святитель Фотий, патриарх Константинопольский

8. Послание к Дамасскому эмиру Арефа, архиепископ Кесарийский

9. Послание к Несторию святитель Целестин I

10. Огласительные поучения и завещание – Поучение 79. О благодарении и терпении. преподобный Феодор Студит

Комментарии для сайта Cackle