свящ. Димитрий Сафонов

Источник

Глава I. Обзор служения святителя Тихона в 1917–1920 гг.

§ 1. Избрание святителя Тихона Патриархом

В 1917 г. архиепископ Виленский и Литовский Тихон (Беллавин) являлся одним из самых авторитетных иерархов Российской Православной Церкви. Он имел 20-летний опыт епархиального управления. 12 мая 1917 г. архиепископ Тихон был избран в состав Предсоборного Совета, образованного 29 апреля 1917 г. с целью подготовки созыва первого в истории Российской Православной Церкви Поместного Собора. 19 июня открылся чрезвычайный съезд Московской епархии по выборам митрополита, который с перерывом продолжался до 24 июля 1917 г. На этом съезде архиепископ Тихон (Беллавин) был избран главой Московской епархии. При окончательном голосовании 21 июня архиепископ Тихон получил 481 голос. 13 августа Святейший Синод принял решение о возведении архиепископа Тихона в сан митрополита.

15 августа 1917 г. в Москве начал работу Поместный Собор Российской Православной Церкви. 18 августа состоялись выборы председателя Поместного Собора. Большинство голосов (407 – за, 30 – против) было отдано митрополиту Тихону (Беллавину). Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) был избран почётным председателем Собора. Заместителями (товарищами) председателя стали шесть человек: два архиерея – архиепископы Арсений (Стадницкий) и Антоний (Храповицкий), два клирика – протопресвитеры Николай Любимов20 и Георгий Шавельский и два мирянина – князь Е. Н. Трубецкой и М. В. Родзянко. Впоследствии вместо М. В. Родзянко был избран А. Д. Самарин21.

11 октября Поместный Собор принял решение об избрании Патриарха. Председатель соборного отдела «О Высшем Церковном Управлении» (ВЦУ) епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) выступил на пленарном заседании с докладом, открывавшим главное событие в деяниях Собора – восстановление патриаршества.

Бурные дискуссии и яростные споры по поводу восстановления патриаршества захлестнули Собор. Этот вопрос рассматривался в отделе «О Высшем Церковном Управлении». 32 члена отдела высказали особое мнение, которое сводилось к тому, что патриаршество восстанавливать нецелесообразно.

Многие высказывали мнение о том, что единоличная патриаршая власть нарушает принцип соборности. Причём среди противников восстановления патриаршества были профессор А. И. Бриллиантов, протоиерей Н. В. Цветков, профессор И. М. Громогласов, считавший, что вопрос о патриаршестве «не вызывается ни каноническими, ни историческими основаниями»22. В числе прочих против восстановления патриаршества выступил профессор Петербургской духовной академии Б. В. Титлинов – будущий идеолог обновленчества. В выступлении 21 октября он пытался обосновать тезис, согласно которому восстановление патриаршества приведёт к абсолютизму в Церкви23. Многие противники восстановления патриаршества демонстрировали удивительный секуляризм церковного сознания. Они воспринимали Церковь как общественный институт, который должен приспосабливаться к изменениям, происходящим в обществе. На этом мнении, в частности, была построена и аргументация Б. В. Титлинова, утверждавшего, что патриаршество – институт, существовавший при монархии, а республиканский строй должен породить новую форму церковного управления.

28 октября Поместный Собор принял решение приступить к голосованию по вопросу о восстановлении патриаршества. Предложение было поддержано 141 голосом против 11224. 30 октября был проведён первый тур голосования по избранию Патриарха. За основу взяли правила, существовавшие в Константинопольской Церкви. Первоначально были предложены имена кандидатов (из епископов, священников и мирян), которых мог избрать весь Собор. В результате из 25 кандидатов, выдвинутых членами Собора, больше всего голосов (101) получил архиепископ Антоний (Храповицкий).

4 ноября Собор принял определение по общим положениям о высшем управлении Православной Российской Церкви. Высшей властью (законодательной, административной, судебной и контролирующей), согласно определению, обладает Поместный Собор, созываемый периодически в определённые сроки в составе епископов, клириков и мирян. Вторым пунктом заявлялось о восстановлении патриаршества и возглавлении церковного управления Патриархом, являющимся «первым между равными ему епископами»25. Патриарх подотчётен Собору, равно как и органы церковного управления.

5 ноября в храме Христа Спасителя состоялось избрание Патриарха. Захватившие к тому времени Кремль большевики всё же дали разрешение принести в храм Христа Спасителя Владимирскую икону Божией Матери. По словам современника, храм, вмещавший 12 000 человек, был переполнен.

«Вход был свободный, – вспоминал участник Поместного Собора бывший член Государственной Думы князь И. С. Васильчиков. – Литургию совершал митрополит Владимир в сослужении многих архиереев. Пел, и пел замечательно, полный хор синодальных певчих. В конце литургии митрополит вынес из алтаря и поставил на небольшой столик перед иконой Владимирской Божией Матери, слева от царских врат, небольшой ковчег с именами выбранных на церковном Соборе кандидатов в патриархи. Затем он встал, окружённый архиереями, в царских вратах лицом к народу. Впереди лицом к алтарю стоял протодиакон Успенского собора Розов. Тогда из алтаря вышел старец о. Алексий в черной монашеской мантии, подошёл к иконе Богоматери и начал молиться, кладя земные поклоны. В храме стояла полная тишина, и в то же время чувствовалось, как нарастало общее нервное напряжение. Молился старец долго. Затем встал с колен, вынул из ковчега записку и передал её митрополиту. Тот прочёл и передал протодиакону. И вот протодиакон своим знаменитым на всю Москву, могучим и в то же время бархатным басом медленно начал провозглашать многолетие. Напряжение в храме достигло высшей точки. Кого назовёт? «...Патриарху Московскому и всея Руси Тихону!» – раздалось на весь храм, и хор грянул многолетие!»26.

Весьма авторитетные члены Собора, такие, как Н. Д. Кузнецов, попытались умалить значение Патриарха, существенно ограничив круг его полномочий. Против этого 2 декабря 1917 г. выступил архимандрит Иларион (Троицкий)27: «...недостаточно сказать, что Патриарх возглавляет Священный Синод и Совет: нет, всё Церковное Управление восходит к нему, как главе. <...>

Если мы учредили патриаршество и чрез два дня будем возводить на престол того, кого Бог нам указал, то мы его любим и ничуть не стесняемся возвести его на первое место»28.

21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Кремля состоялась интронизация Святейшего Патриарха Тихона. Без преувеличения можно сказать, что избрание Патриарха было главным деянием Поместного Собора.

28 ноября вышел указ Святейшего Патриарха Тихона о возведении в сан митрополита пяти старейших иерархов Православной Российской Церкви. В сан митрополита возводились архиепископы Харьковский и Ахтырский Антоний (Храповицкий), Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий), Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский), Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий), Владимирский и Шуйский Сергий (Страгородский).

§ 2. Поместный Собор 1917–1918 гг. о полномочиях Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета

Идея восстановления патриаршества, отменённого Петром I, возникла задолго до Поместного Собора 1917–1918 гг., но лишь после падения монархии был собран Поместный Собор, на котором и был избран Патриарх.

Собор постановил, что высшая церковная власть в Российской Церкви принадлежит Поместному Собору, Патриарх является первым между равными ему епископами и что он вместе с органами церковного управления подотчётен Собору. Патриарх, согласно решениям Собора, имел право высшего начальственного наблюдения за всеми центральными учреждениями при Священном Синоде и Высшем Церковном Совете (ВЦС), за ведением дел в них и за исполнением постановлений Синода и Совета. Как мы видим, Патриарх должен был принимать решения совместно с коллегиальными органами – Священным Синодом и ВЦС29.

Одновременно с восстановлением патриаршества Собором 1917–1918 гг. были созданы совершенно новые органы Высшего Церковного Управления (ВЦУ): Священный Синод, Высший Церковный Совет и их соединённое присутствие. В 1-м выпуске определений Поместного Собора 3-е определение, от 7 декабря 1917 г., называется «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете»30. В этом определении говорится о том, что церковными делами управляет Патриарх «совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом»31, а также о подотчётности органов центрального церковного управления Поместному Собору. Председательствует в Синоде, в Высшем Церковном Совете, а равно в их соединённом присутствии Святейший Патриарх, в случае его отсутствия или болезни – старейший из членов Синода.

Священный Синод состоял из председателя – Патриарха, которого мог заменить старейший архиерей, и из 12 членов: Киевского митрополита – постоянного члена Синода, шести иерархов, избираемых Поместным Собором на три года, и пяти иерархов, вызываемых по очереди на один год. Архиереи вызываются в Священный Синод из епархий, разделённых с этой целью на пять групп: Северо-Западную, Юго-Западную, Центральную, Восточную и Сибирскую с заграничными миссиями32. В состав Высшего Церковного Совета входили председатель – Патриарх – и 15 членов: три иерарха «из состава Священного Синода, которые делегировались самим Синодом, а также по избранию Поместного Собора», «один монах из монастырских иноков, пять клириков из белого духовенства» и шесть мирян33. Клирики, монашествующие и миряне избирались на межсоборный срок (три года). Как точно отметил немецкий историк Г. Шульц, соединённое присутствие ВЦУ – это «непрерывно действующий малый Собор, председателем которого является Патриарх»34.

На Священный Синод возлагались дела внутрицерковного характера: вопросы вероучения, богослужения, церковных просвещения, управления и дисциплины35. К ведению Синода, в частности, относились: рассмотрение отчётов о состоянии епархий, утверждение в должности избранных на епархии архиереев и увольнение их на покой, распоряжения по вызову архиереев для присутствия в Священном Синоде, назначение настоятелей и настоятельниц монастырей (в том числе и ставропигиальных), утверждение новых монастырей, общее руководство и высший надзор за монастырями и монашествующими36.

Ведению Высшего Церковного Совета подлежали дела церковно-общественного порядка, второстепенные церковно-административные дела, дела церковного хозяйства, школьно-просветительные дела, дела ревизии и контроля37. В вопросах церковной администрации рассмотрению Совета подлежали в основном дела, касающиеся назначения в органы церковного управления мирян. Назначение лиц духовного сана принадлежало Синоду. Совету определялось разрешать общественные сборы и учреждать церковно-археологические общества. В вопросах церковного хозяйства Совет входил в распоряжение общецерковным имуществом и капиталом, обложением приходов на общецерковные нужды, на различные дела, касающиеся благотворительности, т. е. дела финансово-экономического характера.

Протоиерей А. М. Станиславский определял полномочия ВЦС, членом которого являлся, следующим образом: «Соборное положение о Высшем Церк[овном] Управлении отвело членам Совета ограниченную роль – хозяйственную и отчасти административную, и та или иная целесообразность церковной тактики и политики от нас не зависела»38.

Ведению соединённого присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета подлежали дела смешанного характера или особо важные, а именно: «...по защите прав и привилегий Православной Российской Церкви. <...> ...По приведению в исполнение соборных постановлений об открытии новых епархий...»39. В положении «О распределении круга дел в органах Высшего Церковного Управления» говорилось, что рассмотрению соединённого присутствия подлежит «всякое дело, которое Патриарх[,] или Священный Собор, или Высший Церковный Совет найдут нужным перенести на соединённое заседание, ввиду его важности или для придания большей авторитетности церковному решению»40. Соединённое присутствие под председательством Патриарха – главный орган церковного управления в межсоборный период.

В декабре 1917 г. Собор избрал состав Священного Синода. В него входили митрополиты Киевский Владимир (Богоявленский), Новгородский Арсений (Стадницкий), Харьковский Антоний (Храповицкий), Владимирский Сергий (Страгородский), Тифлисский Платон (Рождественский)41; архиепископы Кишиневский Анастасий (Грибановский)42 и Волынский Евлогий (Георгиевский).

7 декабря 1917 г. на соборном заседании под председательством митрополита Новгородского Арсения были избраны шесть заместителей членов Священного Синода. Ими автоматически стали кандидаты, следующие по количеству набранных голосов за избранными в члены Священного Синода: епископ Вятский Никандр (Феноменов)43, архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), архиепископ Могилевский Константин (Булычов), архиепископ Тамбовский Кирилл (Смирнов), епископ Пермский Андроник (Никольский)44.

Модель Высшего Церковного Управления, установленная Собором, отводила Патриарху важную, но не определяющую роль: Патриарх являлся председателем всех органов ВЦУ и управлял Церковью совместно с ними: без согласия коллегиальных органов он не мог принимать важные решения.

§ 3. Патриарх Тихон в 1918 г.

С начала 1918 г. имущество Русской Православной Церкви подвергалось многочисленным конфискациям со стороны властей. Часты были случаи грабежей, от которых подчас не очень отличались реквизиции, проводимые центральными и местными властями. Так, в январе 1918 г. у Синода Русской Православной Церкви было изъято ценных бумаг и других активов на сумму 46 миллионов рублей45.

14 января Патриарх Тихон выступил с обращением («Россия в проказе»). В поучении, произнесённом при служении литургии в Николо-Воробинском храме Москвы (на Воронцовом поле), Патриарх сказал: «Эти мучительные переживания прокажённых невольно напоминают собою то ужасное состояние, в котором находится ныне наша дорогая Родина, страдалица Россия.

Все тело её покрыто язвами и струнами, чахнет она от голода, истекает кровью от междоусобной брани. И, как у прокажённого, отпадают части её – Малороссия, Польша, Литва, Финляндия, и скоро от великой и могучей России останется только одна тень, жалкое имя»46.

19 января появилось послание Патриарха Тихона с анафематствованием творящих беззаконие. В нем Патриарх выразил бескомпромиссно отрицательное отношение к братоубийственной войне и пролитию братской крови, кем бы оно ни совершалось: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонения воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово...

Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чём не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И всё это совершается не только под покровом ночной темноты; но въявь, при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостью и беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности – совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей Отчизны: и в столицах, и на отдалённых окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и др.). <...> Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. <...> Властию, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной»47.

20 января 1918 г. возобновил работу, прерванную на рождественские каникулы, Поместный Собор. 31 января Поместный Собор принял решение, согласно которому начали работу Священный Синод и Высший Церковный Совет с передачей в их ведение дел и учреждений Святейшего Синода.

16 февраля48 состоялось первое совместное заседание соединённого присутствия ВЦУ – Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета. В Московском епархиальном доме собрались члены Священного Синода: митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский), митрополит Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий), митрополит Владимирский и Шуйский Сергий (Страгородский), архиепископ Гродненский и Брестский Михаил (Ермаков) – и члены Высшего Церковного Совета: протопресвитер Н. А. Любимов, протоиерей А. М. Станиславский, профессора С. Н. Булгаков, И. М. Громогласов, кн. Е. Н. Трубецкой и кандидат богословия А. Г. Куляшев. Присутствовали управляющий канцелярией Священного Синода П. В. Гурьев49 и помощник управляющего канцелярией С. Г. Рункевич. По благословению Святейшего Патриарха пропели стихиру «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». Став на своё место и призвав благословение Божие на начало дела, Святейший Патриарх обратился к присутствующим с речью, в которой напомнил, что созданный Петром I Святейший Правительствующий Синод прекратил свои действия, и объявил об открытии первого соединённого заседания новых органов Высшего Церковного Управления – Священного Синода и Высшего Церковного Совета.

Согласно определениям «Об общих положениях о высшем управлении Православной Российской Церкви» от 4 ноября 1917 г., «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» от 7 декабря 1917 г. и «О круге дел, подлежащих ведению органов Высшего церковного управления» от 8 декабря 1917 г., Священный Синод и Высший Церковный Совет являлись самостоятельными органами Высшего Церковного Управления с чётко определённой компетенцией и составом членов. Синод и Совет не учреждались «при Патриархе», а возглавлялись им, сохраняя при этом определённую самостоятельность50.

28 февраля вышло постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета с особыми указаниями клиру и мирянам в связи с усиливающимися гонениями на Церковь. Особое место в постановлении уделялось созданию мирянами организаций, призванных к активной защите Церкви. В документе говорилось: «При всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовать из прихожан и богомольцев союзы... которые и должны защищать святыни и церковное достояние от посягательства. <...> В крайних случаях союзы эти могут заявлять себя собственниками церковного имущества, чтобы спасти его от отобрания его в руки неправославных или даже иноверцев»51.

18 марта было выпущено послание Святейшего Патриарха Тихона с осуждением Брест-Литовского мирного договора.

13 апреля в храме Московской духовной семинарии Патриарх Тихон отслужил заупокойную литургию об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных.

С 23 мая по 3 июня состоялось историческое посещение Петрограда Святейшим Патриархом Тихоном. Первосвятитель совершил несколько богослужений – в Исаакиевском и Казанском соборах, в Александро-Невской лавре, возглавил крестный ход, посетил Кронштадт. Это было настоящее торжество Православия в Северной столице.

2 июля Поместный Собор собрался на последнюю (третью) сессию. К этому времени никаких иллюзий в отношении новой власти не оставалось уже ни у кого: за несколько дней до открытия сессии власти заняли здание Московской духовной семинарии, где предполагалось проводить заседания, и вывезли оттуда продукты, заготовленные для членов Собора. Считать происшедшее случайностью было бы наивно. И хотя на третью сессию смогло приехать всего 140 членов Собора, многие решения, принятые ими, стали по-настоящему историческими.

8 августа Святейший Патриарх призвал русский народ к покаянию. В послании, опубликованном в преддверии Успенского поста, он однозначно и ясно указал на корень всех бедствий, которые происходили на Русской земле, – нераскаянный грех.

10 августа Собор принял определение о Местоблюстителе Патриаршего престола. Местоблюститель Патриаршего престола избирается на время междупатриаршества. По освобождении Патриаршего престола старейший из членов Священного Синода после предварительного совещания с прочими его членами незамедлительно созывает соединённое присутствие Священного Синода и Высшего Церковного Совета. В соединённом присутствии под председательством того же старейшего иерарха члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета тайным голосованием избирают Местоблюстителя из среды присутствующих членов Священного Синода, причём избранным считается получивший более половины всех голосов. Фактически Местоблюститель исполняет почти все обязанности Патриарха.

13 августа Поместный Собор утвердил определение о порядке избрания Святейшего Патриарха. Собор указал, что Патриарх избирается Собором, состоящим из епископов, клириков и мирян, путём закрытого голосования. Патриарх избирается по жребию из трёх кандидатов.

20 сентября 1918 г. под давлением властей Поместный Собор вынужден был закончить работу. На заключительном заседании было принято определение о необходимости образования в пределах Православной Российской Церкви церковных округов. В этот же день было принято определение «О созыве очередного Собора и о полномочиях членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета». В нем Патриарху предоставлялись полномочия созвать очередной Собор через три года, т. е. в 1921 г. Предусматривалось также, что избранные Собором 1917–1918 гг. члены Синода и ВЦС сохраняют свои полномочия до избрания нового состава Синода и ВЦС очередным Собором. Следовательно, Собором 1917–1918 гг. была заложена норма регулярного проведения Поместных Соборов не менее одного раза в три года.

7 ноября развернувшийся «красный террор» побудил Патриарха Тихона к решительным действиям. К годовщине октябрьского переворота он выпустил грозное послание, адресовав его непосредственно Совету народных комиссаров (СНК). Патриарх упрекал советскую власть в пролитии рек крови «братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву...»52. Далее в послании шла речь о жестоких нарушениях свободы в делах веры. Заканчивалось оно следующими словами: «Не Наше дело судить о земной власти, всякая власть, от Бога допущенная, привлекла бы на себя наше благословение, если бы она воистину явилась Божиим слугой на благо подчинённых и была страшна не для добрых дел, а для злых (Рим.13:3–4). Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних[,] истребление невинных, простираем Мы Наше слово увещания: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключённых, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междуусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (см.: Лк.11:51), и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (см.: Мф.26:5253.

При всей резкости послания Патриарх Тихон не призывал к участию Русской Православной Церкви в какой-либо борьбе против советской власти и увещевал последнюю проявить элементарнейшие признаки гуманности во внутренней политике.

24 ноября 1918 г. комиссар отдела по борьбе с контрреволюцией Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) С. Вайсберг, согласно ордеру за подписью председателя ВЧК Ф. Э. Дзержинского, заключил Патриарха Тихона под домашний арест. В помещениях на Троицком подворье, где находились канцелярия, приёмная и покои Патриарха, был произведён обыск54. При обыске изъяли ценные вещи и переписку Патриарха. 29 ноября 1918 г. дело для вынесения решения было передано в Президиум ВЧК55.

В специальном извещении Священного Синода, выпущенном по этому поводу, говорится: «Священный Синод извещает верных чад Св[ятой] Церкви Московской, что в ночь с 11/24 на 12/25 Ноября, по распоряжению Чрезвычайной Комиссии, в покоях Святейшего Патриарха произведён обыск, а сам Святейший Отец наш подвергнут домашнему аресту и в его помещении поставлена стража, причём до сих пор Его Святейшеству не предъявлено никакого обвинения.

Свящ[енный] Синод приглашает всех вознести особо усердные молитвы к Пастыреначальнику Господу Иисусу Христу, да в этот час испытания укрепит Он и утешит Своею всесильною благодатью нашего общего Отца и Молитвенника и да сохранит его цела и невредима среди обдержащих его бед и напастей»56.

§ 4. Патриарх Тихон и советская власть в 1919 г.

2 января 1919 г. последовало новое заявление членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета в Совет народных комиссаров о необходимости освобождения Патриарха Тихона из-под домашнего ареста57. 6 января Патриарх Тихон был освобождён из-под домашнего ареста.

Так как страна была разделена множеством фронтов Гражданской войны, это весьма осложнило вызов архиереев в Синод. Кроме того, многие архиереи, даже из постоянных членов Синода и Совета, были вынуждены эмигрировать. Таким образом, состав Высшего Церковного Управления к 1919 г. уменьшился наполовину – до 13 из 28 человек.

Историк А. Н. Кашеваров указывает, что с начала 1919 г. из членов ВЦУ, кроме Патриарха, присутствовали в Москве и участвовали в заседаниях Синода митрополиты Новгородский Арсений (Стадницкий), Владимирский Сергий (Страгородский), Тифлисский Кирилл (Смирнов), архиепископы Вятский Никандр (Феноменов), Архангельский Нафанаил (Троицкий); в заседаниях Высшего Церковного Совета – архимандрит Алексий (Житецкий)58, протопресвитер Н. А. Любимов, протоиерей А. М. Станиславский, протоиерей П. А. Миртов (выбывший с 24 октября 1919 г.), профессора И. М. Громогласов и П. Д. Лапин, псаломщик А. Г. Куляшев. Вместе с Патриархом – 13 человек59. Однако в течение 1919 г. состав органов ВЦУ продолжал сокращаться.

Период Гражданской войны стал переломным во взаимоотношениях Церкви и государства. В первую очередь это изменение проявилось в отношении самого Патриарха к захватившим власть в России большевикам. Патриарх Тихон пришёл к выводу, что новая власть и проводимая ею политика – явление не временное и может продлиться не один год. С 1919 г. он предпринял попытку выстроить отношения с государством таким образом, чтобы Церковь имела возможность осуществлять своё служение в обществе. Такая позиция, при которой Патриарх Тихон старался избежать даже косвенной поддержки одной из конфликтующих в ходе Гражданской войны сторон, сохранялась Патриархом до весны 1922 г., когда государственно-церковные отношения вступили в новую фазу и нейтральности было уже недостаточно для сохранения Церкви от полного уничтожения – потребовалось идти на компромисс с властью.

1919 год стал отправным моментом систематического наступления власти на Церковь. Начиная с 1919 г. опробовались новые средства борьбы с Церковью путём организации долговременных кампаний, направленных на развал Церкви (например, кампания по вскрытию святых мощей).

2 апреля Патриарх Тихон обратился к В. И. Ленину с просьбой отменить намеченное вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского. В письме Патриарха говорилось: «Обращаю на это Ваше внимание и во имя успокоения смущённых сердец верующих людей настоятельно прошу принять экстренные меры к недопущению со стороны местной Сергиево-Посадской власти деяния, явно оскорбительного для чувств православного русского народа»60. 11 апреля мощи преподобного Сергия были вскрыты.

12 июля 1919 г. произошло покушение на Патриарха Тихона. При выходе из храма Христа Спасителя некая Пелагея Гусева нанесла святителю удар ножом в бок. Патриарха спас находившийся под рясой монашеский широкий кожаный пояс, благодаря которому изменилось направление удара и нож оставил лишь неглубокий порез на теле. Покушавшуюся задержали, и через четыре месяца суд, признав её психически невменяемой, постановил «от наказания освободить и озаботиться помещением её в условия, наиболее соответствующие её психическому состоянию»61. Рана, к счастью, оказалась неопасной, и уже через непродолжительное время Патриарх смог возвратиться к своим обязанностям.

21 июля Патриарх Тихон обратился с посланием к верующим, в котором осуждал «красный террор». Патриарх писал: «Мы не говорим уже о том, что пролитая кровь всегда взывает к новой крови. И отмщение – к новому возмездию. Строительство на вражде – строительство на вулкане. Взрыв – и снова царство смерти и разрушения. <...>

Мы содрогаемся варварству нашего времени, когда заложниками берутся в обеспечение чужой жизни и неприкосновенности. <...> Мы содрогались, – но ведь эти действия шли там, где не знают или не признают Христа, где считают религию опиумом для народа, где христианские идеалы – вредный пережиток...»62.

День тезоименитства Патриарха Тихона, названного при пострижении в монашество в честь святителя Тихона Воронежского, 26 августа стал общецерковным праздником. За несколько дней до него было принято постановление Святейшего Патриарха и Высшего Церковного Совета, предписывающее внесение в церковный календарь дня тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея России.

8 октября, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, Патриарх Тихон обратился к архипастырям Русской Православной Церкви с посланием, в котором призывал их отказаться от всяких политических выступлений и от вмешательства в политическую борьбу. Святитель писал: «Многократно с церковной кафедры обращались Мы к верующим со словом пастырского назидания о прекращении и распрей и раздоров, породивших на Руси кровавую международную брань, но и доныне эта брань не прекращается, и кровь обильным потоком льётся по всему обширному пространству Русской земли... <...>

Не мимо идут эти ужасы и нас, священнослужителей Церкви Христовой, и много уже и Архипастырей[,] и пастырей, и просто клириков сделались жертвами кровавой политической борьбы. И всё это, за весьма, быть может, немногими исключениями, только потому, что мы, служители и глашатели Христовой истины, подпали под подозрение у носителей современной власти в скрытой контрреволюции, направленной якобы к ниспровержению советского строя. Но Мы с решительностью заявляем, что такие подозрения несправедливы: установление той или иной формы правления [–] не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определённым образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение.

Говорят, что Церковь готова будто бы благословить иностранное вмешательство в нашу разруху, что Она намерена звать «варягов» прийти помочь нам наладить наши дела... Обвинение голословное и неосновательное. Мы убеждены, что никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто и ничто не спасёт России от нестроения и разрухи, пока правосудный Господь не преложит гнева Своего на милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а через то не возродится духовно в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф.4:24).

Указывают на то, что при перемене власти служители Церкви иногда приветствуют эту смену колокольным звоном, устроением торжественных богослужений и разных церковных празднеств. Но если это и бывает где-либо, то совершается или по требованию самой новой власти, или по желанию народных масс, а вовсе не по почину служителей Церкви, которые по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов, должны памятовать канонические правила Святой Церкви, коими она возбраняет своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны, принадлежать к каким-либо партиям, а тем более делать богослужебные обряды и священнодействия орудием политических демонстраций»63.

Следует особо подчеркнуть, что послание было составлено во время апогея наступления войск генерала А. И. Деникина, находившихся уже между Курском и Тулой и ожидавшихся со дня на день в Москве. Именно этот непростой момент избрал Патриарх Тихон, чтобы сделать принципиальное заявление о позиции Церкви: Несть бо власть аще не от Бога (Рим.13:1), с одной стороны, а с другой: «Церковь не связывает себя ни с каким определённым образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение»64. Позиция аполитичности характерна не только для патриарших посланий, но и для постановлений Синода и Высшего Церковного Совета, принятых по текущим делам в рассматриваемый период.

24 октября была преобразована система управления Московской епархией. Постановлением Святейшего Патриарха,

Священного Синода и Высшего Церковного Совета Московская епархия была разделена на шесть полусамостоятельных викариатств: Дмитровское, Серпуховское, Волоколамское, Верейское, Коломенское и Богородское. Управляющего Московской епархией постановили именовать Крутицким.

29 ноября состоялось последнее служение Патриарха Тихона в Троице-Сергиевой лавре. Патриарх за неимением лошади шёл на вокзал пешком, а затем в переполненном вагоне ехал до Сергиева Посада. В лавре Святейший отслужил литургию и акафист преподобному Сергию. В Москву Патриарх возвратился 30 ноября.

23 декабря 1919 г. в ВЧК было принято решение о домашнем аресте Патриарха. По этой причине он не мог председательствовать в Синоде. Согласно определению Поместного Собора, как уже говорилось выше, в подобном случае председательство переходило к старейшему по хиротонии архиерею в Синоде. Таковым тогда, по причине ареста митрополитов Арсения (Стадницкого) и Кирилла (Смирнова), стал митрополит Сергий (Страгородский). По данным Н. В. Нумерова65, митрополит Сергий прибыл в Москву, где стал проживать постоянно, участвуя в работе Синода. До этого он жил во Владимире и в работе Синода участвовал редко66.

В тот же день Патриарх Тихон был допрошен и подвергнут домашнему аресту. Допрос проводился в Секретном отделе (СО) ВЧК заместителем Ф. Э. Дзержинского М. И. Лацисом и длился около двух часов.

На допросе Патриарх указал, что признает советскую власть «и никому никогда не говорил, чтобы ей не подчиняться в делах мирских, и только в делах веры и благочестия должно повиноваться не мирской власти, а только воле Божьей»67. Патриарх также подчеркнул, что Высшее Церковное Управление признаёт советскую власть не только на словах, но и считается «с велениями этой власти» – «отменяет иногда раннейшие свои же постановления под влиянием тех или других декретов и распоряжений Советского правительства. Так, например, постановление о звоне в набат, после запрещения оного Советской властью, отменено было указом Высшего управления, распоряжение относительно заведения метрических записей подтверждено было и циркулярами духовного начальства и т. д. и т. п.»68. В заключение допроса Патриарх заявил, что он «никогда не будет вести никакой агитации в пользу той или другой форм правления на Руси и ни в каком случае не будет насиловать и стеснять ничьей совести в деле всеобщего народного голосования»69.

25 декабря были арестованы некоторые члены ВЦУ. Аресту подверглись митрополиты Новгородский Арсений (Стадницкий) и Тифлисский Кирилл (Смирнов). Одновременно чекисты арестовали управляющего Московской епархией архиепископа Крутицкого Иоасафа (Калистова) (извещение о его аресте было прочитано в храмах столицы 28 декабря). 25 декабря состоялось заседание Высшего Церковного Управления, на котором член ВЦС протопресвитер Н. А. Любимов сделал подробное сообщение о допросе Патриарха в ВЧК.

§ 5. Патриарх Тихон в 1920 г.

11–16 января 1920 г. в Москве проходил судебный процесс над руководителями Совета объединённых приходов. Главными обвиняемыми были А. Д. Самарин и Н. Д. Кузнецов70. А. Д. Самарин вместе с другими членами Исполнительного комитета Совета объединённых приходов, в частности с Н. Д. Кузнецовым, был арестован 27 августа 1919 г. Следствие по этому делу вела Следственная комиссия при Московском губернском революционном трибунале71. В результате проведённого следствия было составлено обвинительное заключение, в котором голословно утверждалось, что Совет объединённых приходов звал народ к восстанию, провоцировал крестьян и рабочих и старался всеми способами помешать строительству советской республики72. На процессе Патриарх Тихон давал свидетельские показания. Подсудимых приговорили к расстрелу, затем расстрел заменили пятилетним заключением, а в 1921 г. они были амнистированы и выпущены на свободу.

24 марта в ответ на решение властей об изъятии мощей преподобного Сергия и о закрытии Троице-Сергиевой лавры Патриарх Тихон обратился с письмом к председателю Совнаркома В. И. Ленину: «До моего сведения дошли тревожные вести ещё об одном готовящемся оскорблении религиозного чувства верующего русского народа – предполагаемом в ближайшие дни изъятии и вывозе из Сергиева священных останков Преподобного Сергия. <...> Действительность показала... что нанесённое оскорбление религиозного чувства ещё усилило порыв веры в Преподобного Сергия, как и в других угодников Божиих, вскрытых по велению властей...»73.

10 мая Патриарх Тихон обратился к власти, выступив против изъятия храмов Троице-Сергиевой лавры. В его письме говорилось, что «закрытие лаврских храмов и намерение вывезти оттуда мощи... является вторжением гражданской власти во внутреннюю жизнь и верование Церкви» и противоречит декрету об отделении Церкви от государства и «неоднократным заявлениям высшей центральной власти о свободе вероисповеданий»74.

18 мая Священный Синод во главе с Патриархом Тихоном принял постановление о предоставлении епархиальным архиереям права решать на местах все церковные дела (даже те, которые ранее входили в компетенцию Синода) в случае прекращения связи с Высшим Церковным Управлением.

28 июня Патриарх Тихон и Священный Синод приняли решение о даровании Православной Церкви в Эстонии самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, церковно-гражданских и школьно-просветительных.

9 августа Патриарх Тихон направил письмо председателю ВЦИК М. И. Калинину по поводу вскрытия святых мощей. В этом письме Патриарх оценил кампанию по вскрытию мощей как откровенное вмешательство государства во внутренние дела Церкви, непосредственно относящиеся к области культа. «Мощи, канонизация, восковые свечи – всё это предметы культа. <...> При таких условиях гонения на мощи являются актом, явно не закономерным с точки зрения советского законодательства», – писал Патриарх Тихон75. На письме Патриарха осталась короткая резолюция: «Оставить без последствий».

20 ноября Святейший Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет приняли постановление № 362 о самоуправлении епархий при невозможности для них поддерживать связь с каноническим центром, а также и в случае прекращения деятельности Высшего Церковного Управления.

В этом постановлении ВЦУ указало: «...в случае, если Священный Синод и Высший Церковный Совет по каким-либо причинам прекратят свою церковно-административную деятельность, епархиальный архиерей за руководственными по службе указаниями и за разрешением дел, по правилам, восходящим к Высшему Церковному Управлению, обращается непосредственно к Святейшему Патриарху или к тому лицу или учреждению, какое будет Святейшим Патриархом для этого указано»76.

Также в постановлении говорилось: «...в случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п., окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление почему-либо прекратит свою... деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства, или Митрополичьего округа, или ещё иначе).

...В случае невозможности установить сношения с архиереями соседних епархий и впредь до организации Высшей Церковной Власти епархиальный архиерей воспринимает... всю полноту предоставленной ему... канонами... власти.

...Все принятые на местах, согласно настоящим указаниям, мероприятия впоследствии, в случае восстановления центральной церковной власти, должны быть представлены на утверждение последней»77. О постановлении циркулярно были уведомлены все епархиальные архиереи78.

Этим важным постановлением указывался правомерный путь к сохранению канонического строя церковного управления на случай крайне печального развития событий для высшей церковной власти в лице Патриарха Тихона.

17 декабря Президиум ВЦИК по заключению Секретного отдела ВЧК принял решение запретить Патриарху Тихону богослужения в храмах Москвы и Московской губернии.

* * *

20

Любимов Николай Александрович (1858–1924), протопресвитер. С 1911 г. протопресвитер Успенского собора в Кремле. Член Предсоборного Совета. Участник Поместного Собора 1917–1918 гг., товарищ Председателя, член Соборного Совета. Настоятель Успенского собора, член Высшего Церковного Совета. 27 марта 1922 г. арестован в Москве. 21 апреля 1922 г. освобождён под подписку о невыезде. Вновь арестован 12 июля 1922 г. Умер на свободе. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

21

Самарин Александр Дмитриевич (30.01.1868 – 30.01.1932), государственный, общественный, церковный деятель. В 1915 г. обер-прокурор Святейшего Синода. Участник Поместного Собора 1917–1918 гг. В 1918 г. был арестован и провёл три месяца в тюрьме. В 1919 г. арестован по «делу Совета объединённых приходов», осуждён и приговорён к высшей мере наказания – расстрелу, который был заменён бессрочным заключением. Освобождён в 1922 г. Жил в Абрамцеве, активно участвовал в работе музея. Осенью 1925 г. был вновь арестован, содержался в одиночной камере внутренней тюрьмы на Лубянке и в Бутырской тюрьме. В 1926 г. приговорён к трём годам ссылки в Якутию «за участие в черносотенно-монархической группировке «Даниловский синод"». В июне 1929 г., после окончания срока ссылки, переехал на жительство в Кострому, где был чтецом, певцом и регентом в храме Всех святых. Весной 1931 г. снова арестован, содержался в костромской тюрьме, был освобождён.

22

Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: Обзор деяний. Первая сессия / Сост. А. Г. Кравецкий и др. М., 2002. С. 98.

23

Там же. С. 92–93.

24

Там же. С. 102.

25

Определение Священного Собора Российской Православной Церкви о высшем управлении Православной Российской Церкви. – Цит. по: Следственное дело Патриарха Тихона: Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. С. 807.

26

Цит. по: Розова Л. К. Великий архидиакон. М., 1998. С. 43.

27

Иларион (Троицкий Владимир Алексеевич, 13.09.1886 – 28.12.1929), архиепископ, священномученик. Родился в с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье священника. В 1906 г., по окончании Тульского духовного училища и Тульской семинарии, поступил в Московскую духовную академию (МДА). В 1910 г. окончил её со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом. В 1912 г. защитил магистерскую диссертацию на тему: «Очерки из истории догмата о Церкви». В 1913 г. принял монашеский постриг, был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха и возведён в сан архимандрита. В том же году стал экстраординарным профессором МДА по кафедре Нового Завета и инспектором МДА. В 1917 г. являлся временно исполняющим обязанности ректора МДА. На Поместном Соборе 1917–1918 гг. выступал активнейшим сторонником восстановления Патриаршества и был одним из кандидатов во время первого тура голосования. В 1919 г. был арестован, находился в Бутырской тюрьме. В 1920 г. хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. Хиротонию возглавлял Патриарх Тихон. Назначен наместником московского Сретенского монастыря. В 1922 г. арестован по делу о сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей и помещён во внутреннюю тюрьму ГПУ. Приговорён к году высылки в Архангельскую губернию. По окончании срока ссылки вернулся в Москву. В 1923 г. был вновь арестован и приговорён к трём годам концлагеря. Отправлен в Кемский лагерь, а затем на Соловецкие острова. В 1925 г. отправлен из Соловецкого лагеря в ярославскую политическую тюрьму-изолятор, где содержался в одиночной камере. В 1926 г. отправлен обратно на Соловки. На Пасху 1926 г. возглавил служение на Соловках заутрени, ставшей беспрецедентным событием в жизни лагеря. В ноябре 1926 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорён ещё к трём годам концлагеря, после окончания второго лагерного срока в 1929 г. – к трём годам ссылки в Каракалпакскую область. К месту ссылки отправлен по этапу, в дороге заболел тифом. В Ленинграде снят с поезда, помещён в городскую тюрьму, потом в больницу, где и скончался.

28

Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: В 11-ти т. М., 1996. Т. 4. С. 164–165.

29

Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Русской Церкви 1917–1918 гг. М., 1994. Вып. 1. С. 10.

30

Там же. С. 7.

31

Там же.

32

Епархии должны были делиться на следующие пять групп: 1. Северно-Западная (Архангельская, Варшавская, Вологодская, Гродненская, Литовская, Минская, Могилевская, Новгородская, Олонецкая, Петроградская, Полоцкая, Псковская, Рижская, Финляндская епархии). 2. Юго-Западная (Волынская, Воронежская, Донская, Екатеринославская, Кишинёвская, Курская, Подольская, Полтавская, Таврическая, Харьковская, Херсонская, Холмская, Черниговская епархии). 3. Центральная (Владимирская, Калужская, Костромская, Московская, Нижегородская, Орловская, Пензенская, Смоленская, Рязанская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская епархии). 4. Восточная (Астраханская, Владикавказская, Вятская, Казанская, Оренбургская, Пермская, Самарская, Саратовская, Симбирская, Ставропольская, Сухумская, Тифлисская, Уфимская епархии). 5. Сибирская (Благовещенская, Владивостокская, Екатеринбургская, Енисейская, Забайкальская, Иркутская, Омская, Тобольская, Томская, Туркестанская, Якутская, Североамериканская епархии и Японская, Китайская и Урмийская миссии).

33

Цыпин В., прот. Высший Церковный Совет // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 10. С. 110.

34

Шульц Г. Поместный Собор 1917–1918 гг.: Результаты работы и значение // Материалы Международной научной конференции «1917-й: Церковь и судьбы России: К 90-летию Поместного Собора и избрания Патриарха Тихона». М., 2008. С. 179.

35

Звонарев С., свящ. Органы высшей власти и управления Русской Православной Церкви в период с 1917 по 2000 год. Дис. ... канд. богословия. Сергиев Посад, 2007. Приложение № 8. С. 287–288.

36

Там же. С. 288.

37

Там же.

38

Центральный архив ФСБ (далее: ЦА ФСБ). Д. Н-1780. Т. 4. Л. 316 об.

39

Звонарев С., свящ. Органы высшей власти и управления Русской Православной Церкви... Приложение № 8. С. 289.

40

Там же.

41

Платон (Рождественский Порфирий Федорович, 23.02.1866 – 20.04.1934), митрополит. Родился в Курской губернии в семье священника. В 1886 г. окончил Курскую духовную семинарию. В 1887 г. рукоположен во иерея. Служил сельским священником в Курской епархии. В 1891 г., овдовев, поступил в Киевскую духовную академию. В 1894 г. пострижен в монашество. В 1895 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1902 г. ректор Киевской духовной академии. В 1902 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 1907 г. архиепископ Алеутский и Североамериканский. С 1914 г. архиепископ Кишинёвский и Хотинский. С 1915 г. архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии и член Святейшего Синода. С 1917 г. митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский. Участник Поместного Собора 1917–1918 гг. С 1918 г. митрополит Херсонский и Одесский. С 1920 г. в эмиграции в США. С 1923 г. – управляющий Алеутской и Североамериканской епархией. В 1924 г. постановлением Патриарха Тихона и Священного Синода уволен от управления Североамериканской епархией. Постановлению не подчинился, считая, что этот документ принят под давлением большевистских властей. В том же году деятельно участвовал в работе Архиерейского Собора в Сремских Карловцах. В 1933 г. запрещён в служении Московской Патриархией. Этому решению также не подчинился. Скончался, находясь вне общения с Московской Патриархией. В 1946 г. запрещение было посмертно снято. См. о нём: Вениамин (Федченков), митр. Раскол или единство?: Материалы для решения вопроса об Американской Церкви // Церковно-исторический вестник. 1999. № 4/5. С. 5–139.

42

Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич, 06.08.1873 – 22.05.1965), митрополит, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей. Родился в Тамбовской губернии в семье священника. В 1897 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. В 1898 г. принял монашеский постриг и был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. С 1900 г. инспектор Вифанской духовной семинарии, с 1901 г. ректор Московской духовной семинарии, архимандрит. В 1906 г. хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. С 1914 г. епископ Холмский и Люблинский. С 1915 г. – Кишиневский и Хотинский. С 1916 г. архиепископ. Участвовал в работе Поместного Собора 1917–1918 гг. После избрания Патриарха возглавил соборную комиссию, выработавшую чин интронизации. Избран членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета. С 1919 г. в эмиграции. В 1921 г. участвовал в работе Архиерейского Собора в Сремских Карловцах, где выступил с докладом по вопросу о восстановлении монархии в России. В 1934–1964 гг. глава Русской Православной Церкви Заграницей. С 1964 г. на покое.

43

Никандр (Феноменов Николай Григорьевич, 02.05.1872 – 14.02.1933), митрополит. Родился в Орловской губернии в семье священника. По окончании Орловской духовной семинарии с 1893 по 1897 г. учился в Киевской духовной академии, окончил её со степенью кандидата богословия. В 1897 г. был пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона и затем во иеромонаха. С 1897 г. преподаватель Тульской духовной семинарии. С 1900 г. инспектор Кутаисской духовной семинарии. С 1901 г. инспектор Тифлисской духовной семинарии. С 1902 г. ректор Тифлисской духовной семинарии в сане архимандрита. В 1905 г. хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. С 1908 г. епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии. С 1914 г. епископ Вятский и Слободской (с сентября 1918 г. – Вятский и Глазовский). В 1918 г. был арестован в Москве и заключён в Бутырскую тюрьму без предъявления обвинения. В 1919 г. возведён в сан архиепископа. В 1919 г. был приговорён к трём годам лагеря. В 1920 г. был досрочно освобождён и вернулся в Москву, где вновь арестован и помещён в Бутырскую тюрьму. В 1921 г. освобождён. В 1921 г. назначен архиепископом Астраханским, но к месту назначения выехать не смог из-за подписки о невыезде из Москвы. С 1921 г. член Священного Синода при Патриархе Тихоне. С 1922 г. архиепископ Крутицкий, ближайший помощник Патриарха Тихона. В 1922 г. арестован и заключён в Бутырскую тюрьму в связи с делом «об изъятии церковных ценностей». В 1923 г. освобождён под подписку о невыезде; вновь арестован и привлечён к суду вместе с Патриархом, митрополитом Арсением (Стадницким) и секретарём Патриарха П. В. Гурьевым. В 1924 г. приговорён к трём годам ссылки в Среднюю Азию. Освобождён в 1925 г. С ноября 1925 г. митрополит Одесский. С 1927 г. митрополит Ташкентский и Туркестанский. Проживал в Москве без права выезда. В сентябре 1931 г. включён в число постоянных членов Временного патриаршего Священного Синода. Скончался в Ташкенте 14 февраля 1933 г. (по другим данным, в Горьком в 1934 г.).

44

Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1996. Т. 5. С. 355.

45

Паламарчук А. В. Исторический опыт взаимоотношения государства и церкви Юго-Восточной Сибири (1920–1930-е гг.): Дис. ... канд. ист. наук. Иркутск, 2002. С. 75.

46

Следственное дело... С. 812.

47

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сборник: В 2-х ч. / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 82–83; ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т. 13. Л. 74.

48

Согласно декрету советского правительства «О введении в Российской республике западноевропейского календаря», после 31 января 1918 г. был осуществлён переход на григорианский календарь. Далее все даты приводятся по новому стилю.

49

Гурьев Пётр Викторович (31.08.1863 – после 1925). Родился в с. Фили (Покровское) Московской губернии. В 1878 г. окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1884 г. – Московскую духовную семинарию и в 1889 г. – МДА. Магистр богословия. В 1912–1917 гг. управляющий канцелярией Святейшего Синода. Входил в состав Предсоборного Совета. Участник Поместного Собора 1917–1918 гг. С 1918 г. управляющий канцелярией Священного Синода и Высшего Церковного Совета при Патриархе Тихоне. В 1922 г. был арестован. Содержался во внутренней тюрьме ГПУ, во Владимирской и в Бутырской тюрьмах. В 1924 г. освобождён из Бутырской тюремной больницы, но уже вскоре вызван в ГПУ, вновь арестован, помещён в Бутырскую тюрьму и приговорён к ссылке на три года в Среднюю Азию. Время и обстоятельства смерти П. В. Гурьева неизвестны.

50

Звонарев С., свящ. Органы высшей власти и управления Русской Православной Церкви... С. 136.

51

Следственное дело... С. 818.

52

Акты... С. 149.

53

Акты... С. 151.

54

Следственное дело... С. 69.

55

ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т. 28. Л. 67.

56

Следственное дело... С. 72.

57

Следственное дело... С. 77.

58

Алексий (Житецкий Алексей Григорьевич, ок. 1869 – 30.10.1924), епископ. Родился в Полтавской губернии. В 1892 г. окончил Полтавскую духовную семинарию, в 1915 г. – Петроградскую духовную академию. Был пострижен в монашество. В 1913 г. рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1915 г. назначен настоятелем боровского Пафнутиева монастыря Калужской епархии с возведением в сан игумена, в том же году возведён в сан архимандрита. Член Высшего Церковного Совета при Патриархе Тихоне. Участник Поместного Собора 1917–1918 гг. В 1919 г. хиротонисан во епископа Боровского, викария Калужской епархии. В 1922 г. арестован, но вскоре освобождён.

59

Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917–1922). М., 2005. С. 251.

60

Следственное дело... С. 536.

61

Вострышев М. И. Божий избранник: Крестный путь Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. М., 1990. С. 143.

62

Цит. по: Регелъсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917–1945. М., 1996. С. 260–261.

63

Акты... С. 163–164.

64

Там же. С. 164.

65

Нумеров Николай Васильевич (1875–?). Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, до 1917 г. чиновник канцелярии Святейшего Синода. После 1917 г. – делопроизводитель, секретарь канцелярии Патриарха Тихона.

66

Письмо Н. В. Нумерова митрополиту Антонию (Храповицкому) от 01 (14) сентября 1921 года / Публ. О. В. Косик, П. Н. Грюнберга // История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года / Сост. М. Е. Губонин и др. М., 2006. С. 873.

67

Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917–1922). С. 313.

68

Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917–1922). С. 316.

69

Цит. по: Ефремова О., Кривошеева Н. Новые архивные документы о преследовании властями святителя Тихона в 1918–1923 гг. // Богословский сборник: К 75-летию со дня кончины святого Патриарха Тихона. М., 2000. Вып. 6. С. 169.

70

Голубцов С. Московское духовенство в преддверии и начале гонений, 1917–1922 гг. М., 1999. С. 74–78.

71

ГАМО. Ф. 5062. Оп. 3. Д. 6, 7.

72

Следственное дело... С. 86–91.

73

Там же. С. 587.

74

Акты... С. 165.

75

Акты... С. 170.

76

Цит. по: Мазырин А., иерей. Поместный Собор 1917–1918 гг. и вопрос о преемстве патриаршей власти в последующий период (до 1945 г.) // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 4 (29). С. 40.

77

Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991): Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Г. Штриккер. М., 1995. Кн. 1. С. 139–140.

78

Патриарх Тихон в 1920–1923 годах: Аналитическая записка из Гуверовского архива / Публ. Е. В. Ивановой // Журнал Московской Патриархии. 2007. № 11. С. 64.


Источник: Священник Димитрий Сафонов - Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2013. — 701 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle