Азбука веры Православная библиотека святитель Тихон Задонский Некие примечания, из Св. Писания выбранные, пробуждающие грешника от сна греховного и к покаянию призывающие, с последующими образами


святитель Тихон Задонский

Некие примечания, из Св. Писания выбранные, пробуждающие грешника от сна греховного и к покаянию призывающие, с последующими образами

В конце краткое к скорому обращению увещание, в пользу душевную, каждому предлагаю.  

«Вонми, небо, и буду говорить, и да слышит земля слова уст моих" (Втор 32:1).

«Согрешили, они не дети Его, они порочны. Род строптивый и развращенный! Сие ли воздаете вы Господу? ...Не Сам ли Он Отец твой, Который усвоил тебя, и сотворил тебя, и создал тебя» (Втор 32:5–6)?

«Вопроси отца твоего, и возвестит тебе; и старцев твоих и скажут тебе» (Втор 32:7).

«Напитал его (Израиля) в пустыне, в жажде, во время зноя в безводной» (Втор 32:10).

«Окружил его, и наставил его, и сохранил его, как зеницу ока. Как орел покрывает гнездо свое и носится над птенцами своими, так простер крила свои, и принял его, и поднял его на плечи Свои» (Втор 32:11–12).

"Пили мед из камня, и елей из твердого камня», и прочее (Втор 32:13).

"И ел Иаков, и насытился, и отвергся возлюбленный: утучнел, отолстел, разжирел, и оставил Бога, сотворившего его, и отступил от Бога, Спаса своего» (Втор 32:15).

«И видел Господь, и возревновал, и раздражися», и прочее. И сказал (Господь): «Отвращу Лицо Мое от них, и покажу, что будет им впоследствии» (Втор 32:19–20).

«Соберу на них бедствия и истощу на них стрелы Мои» (Втор 32:23).

«Близ день погибели их, и предстоит готовое вам» (Втор 32:35).

"Изострю, как молнию, меч Мой, и примет суд рука Моя; и воздам месть врагам, и ненавидящим Меня воздам. Упою стрелы Моя кровью и меч Мой насытится плотью» (Втор 32:41–42).

И сказал Господь: «Доколе преогорчевают Меня люди сии, и доколе не веруют Мне при всех знамениях, которые Я сотворил с ними? Поражу их смертью и погублю их» (Чис. 14:11–12).

«Если не обратитесь, Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смерти» (Пс 7:13–14).

«Сыны человеческие, доколе вы будете упорны? Зачем любите суету и ищете лжи? (Пс 4:3).

"Бог истребит тебя до конца, исторгнет тебя и переселит тебя из селения твоего и корень твой удалит от земли живых» (Пс 51:7).

«Насыщен Я вами, более не стерплю грехов ваших. Когда прострете руки ваши ко Мне, отвращу очи Мои от вас; и если умножите моление, не услышу вас: ибо руки ваши исполнены крови» (Ис 1:14–15).

«Горе беззаконному! Ибо лукавое постигает его по делам рук его» (Ис 3:11).

«Пришел... конец, ныне конец тебе, и испущу ярость Мою на тебя, и воздам тебе по путям твоим, и возложу на тебя вся мерзости твои» (Иез 7:3).

«Не пощадит око Мое тебя, и не помилую тебя, изолью на тебя гнев Мой, в огне гнева Моего дуну на тебя... Будешь пищею огню; кровь твоя будет на земле, и не будет о тебе памяти" (Иез 21:31–32).

"Если скроются во аде, то и оттуда рука Моя исторгнет их; и если взойдут на небо, то и оттуда свергну их. И если скроются на вершине Кармила, то и там отыщу, и возьму их; и если погрузятся от очей Моих во глубинах морских, то и там повелю змию, и угрызет их" (Ам 9:2–3).

"Если вознесешься, как орел, и если положишь гнездо твое среди звезд, и оттуда свергну тебя» (Авд 1:4).

«Уже и секира при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь», – говорит Предтеча святой (Мф 3:10).

И Христос то же говорит: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф 7:19).

"Не всякий, – говорит Христос, – говорящий Мне: «Господи! Господи!», – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21).

«Если не покаетесь, все так же погибнете», – говорит Христос (Лк 13:5).

«Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют», – говорит апостол Павел (1Кор 6:9–10).

«Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов», – говорит Христос (Мф 25:30).

«Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его», – скажет Христос непокаявшимся грешникам на Страшном Суде. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 25:41, 46).  

«Горе лихоимцам, лихоимство – зло для дома своего! О, горе созидающему город кровью и приготовляющему город неправдами» (Авв 2:9, 12)!

"Как закалающий на жертву жертву сына пред отцом его, так приносящий жертву из имения бедных» (Сир 34:20).

"Хлеб бедных есть жизнь бедных; лишающий его – кровопийца» (Сир 34:21).

«Убивает ближнего тот, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь тот, кто лишает наемника платы. Когда один созидает, а другой разоряет, что они получат для себя, кроме утомления? Когда один молится, а другой проклинает, чей голос услышит Владыка?» (Сир 34:22, 4).

«Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа». К богатым, удерживающим плату наемников, гром сей Христова апостола (Иак 5:4).

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» – говорит Христос (Мф 11:15, 13:9, 43, 25:30).  

Размышляй, христианин, почаще о вечности, так удобнее избежишь греха. Вечность всегда пребывает, и никогда не кончается. Пройдет тысяча, сто тысяч, тысяча тысяч веков, и более пройдет, а вечность только начинается. И сколько ни будешь умом вперед простираться, вечность только начинается, а конца ее умом не можешь достигнуть, так как она не имеет конца.

Нельзя о вечности думать и вспоминать без воздыхания и страха. Размышление о вечности делает плач и слезы сладкими, всякий труд облегчает, всякое временное наказание, то есть печаль, узы, темницы, изгнание, обиды, раны, бесчестия, поношения, нищету и саму смерть с любовью и благодарением принимать позволяет. А в беззаконные сети впасть не попустит, не попустит в нечистоте валяться, лгать, воровать, грабить, обманывать, гордиться, превозноситься, ближнего осуждать, клеветать на него.

Кто о вечности будет думать прилежно, тот более будет желать слышать слово Божие, наставления ко спасению, нежели повседневную пищу, не захочет украшаться тленной красотой, ему и горькая пища сладкой покажется. Банкеты, танцы, игры, пения, хоры омерзеют ему, как препятствующие ко спасению; плакать больше, чем смеяться будет. Любезнее ему будет нищета, нежели богатство, бесчестие, нежели честь, укорение, поношение, озлобление, нежели похвала.

Представится его уму двоякая вечность. Одна – блаженная и желающая, вечность праведных, которые во царствии небесном со Христом и святыми Его Ангелами, вовеки бесконечно будут веселиться; а другая – несчастливая и ужасная вечность бедных грешников, осужденных на вечное во огне мучение с диаволом. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 25:46).  

1. Бог ангелов согрешивших на вечное мучение осудил (Иуд 1:6).

2. Праотцов из рая изринул и со всеми потомками проклятию предал (Быт 3:23).

3. Каина за братоубийство осудил (Быт 4:11–12).

4. На весь мир потоп навел (Быт 7:20).

5. Содом и Гоморру огнем с неба попалил (Быт 19:24).

6. Фараона ожесточенного со всем воинством в море потопил (Исх 14:28–29).

7. Людей Израилевых, изшедших из Египта, за различные грехи и беззакония в пустыне поразил (1Кор 10:5–10).

8. Пришедших в землю обетованную многих врагам их в рабство, в плен предавал, и прочие посылал наказания. Пишется об этом в книге Судей Израилевых и в книгах Царств. «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор 10:11).

9. И ныне всякие наказания от Бога за грехи посылаются на людей, как-то: войны, кровопролития, землетрясения, голод, нашествия иноплеменных, междоусобные войны, болезни, немощи, скорби, печали, и прочее.  

«Покайтесь», – говорит Христос (Мф 4:17).

«Сотворите же достойный плод покаяния», – говорит Предтеча (Мф 3:8).

«И как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор 5:20).

"Омойтесь, и чисты будете; отнимите лукавство от душ ваших» (Ис 1:16).

«Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца ваши, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак 4:8–10).

"Вот стою у дверей стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», – говорит Христос (Откр 3:20).

«Ты милуешь всех, ибо все можешь; и прощаешь грехи человекам ради покаяния» (Прем. 11:24).

«Как велика милость Господня и очищение обращающимся к Нему» (Сир 17:27).

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные»; «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», – говорит Христос (Мф 9:12–13).  

«И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши», – говорит Христос жене, взятой в прелюбодеянии (Ин 8:11).

Мытаря, смирившегося и из глубины сердца возопившего: «Боже! Милостив буди мне, грешному!» – оправдал Христос и сказал: «Сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (фарисей) (Лк 18:13–14).

Жене-блуднице плакавшей отпустил грехов много, и сказал: «Прощаются грехи ее многие» (Лк 7:47). Разбойнику, на кресте висящему и покаявшемуся, сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:43).

Царя Давида, в грехах своих покаявшегося, простил, и тогда он сказал: «Согрешил я ко Господу моему, и Господь отнял согрешение его от него» (2Цар 12:13). Манассию беззаконствовавшего, и обратившегося, помиловал (2Пар 33:13).

К тому же читай притчу о блудном сыне и рассуждай, как отец преблагой его, обратившегося и еще издалека идущего, с радостью узрел, и рад ему был, и встретив его, бросился ему на шею, облобызал его, в лучшую одежду одел его, и перстень на руку, и сапоги на ноги его повелел дать, и сотворил в своем доме веселый обед и пение, и хор, и прочее. Так Бог, Отец Небесный, любезно примет грешника кающегося, и Ангелам велит радоваться об обращении его. «Так, говорю вам», – говорит Христос, – «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк 15:10).

Четии Минеи преисполнены примерами грешников, покаявшихся и Божие милосердие получивших. Изволь читать их. «Засвидетельствую вам ныне небом и землею: жизнь и смерть дал пред лицом вашим, благословение и клятву; избери жизнь, да живешь ты и семя твое», – говорит Моисей к людям Израилевым (Втор 30:19).  

Взирая на вышеназванные Божии к грешникам угрозы и наказания за грехи, на утешение и являемое к кающимся Божие милосердие, грешник, покайся, и к тому же Божию милосердию прибегни. Что такое истинное покаяние и как скоро тебе надобно его принести, если хочешь вечную жизнь получить, в следующих пунктах тебе вкратце для всегдашней памяти предлагаю.  

Христианину, по Крещении падшему и в след похотей ходившему, одна надежда спасения осталась – покаяние, а покаяние истинное, как видно из Святого Писания и Святых Отцов, толкователей Святого Писания, состоит в следующих пунктах:

1. От прежних грехов отстать и ими так, как мерзостью, гнушаться.

2. О них жалеть, и Бога умилостивлять, и духовнику исповедываться.

3. От других грехов всячески беречься.

4. Оставлять ближнему согрешения, дабы самому Бог оставил. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших», – говорит Христос (Мф 6:14–15).

5. Любовь и милость всякому являть, чтобы сам помилован был. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:7).

6. Смирить себя. «Смиряющий себя возвысится» (Лк 18:14).

7. Никого не осуждать, ни на кого не клеветать. Читай притчу о мытаре и фарисее (Лк 18:10–15).

8. Богу молиться всегда, чтобы в напасть вражию не впасть. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение», – говорит Христос ученикам (Мф 26:41), потому что сатана всячески ищет, как человека уловить в погибель. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Петр 5:8).  

Неистинное покаяние – к тем же грехам возвращаться, и потому бесполезное. О том свидетельствует Сирах: «Когда кто омывается от осквернения мертвым и снова прикасается к нему, какая польза ему от омовения? Так человек, который постится за грехи свои, и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу он получит оттого, что смирялся?» (Сир 34:25–26).  

Бог милостивый кающегося грешника приемлет любезно. См. §III и IV.  

«Не медли обратиться ко Господу и не откладывай со дня на день», – так как откладывание бедственно (Сир 5:8), потому что:

1. Внезапная смерть бывает, как всякому видно: "Внезапно изыдет гнев Его, и во время мести погибнешь" (Сир. 5:9).

2. Бог хочет твоего обращения, и прощение обещает тебе (см. §III и §IV), но следующего утра или того, что будет далее, не обещает. Подумай об этом, грешник! Прежде же всего всегда велит быть готовым к исходу: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий» (Лк 12:40).  

Многие до старости откладывают покаяние. Очень плохо, поскольку:

1. В старости телесных сил не станет для того, чтобы поднять труд покаяния, а душевные силы ослабеют в произволении и хотении злым обычаям и привычкой. «Если переменит ефиоп кожу свою, и рысь пестроту свою, то и вы можете благотворить, научившись злу» (Иер 13:23).

2. Откладывание это – пред Богом тяжкий грех, потому что лучшую часть жизни своей, то есть молодость греху, миру, диаволу в жертву приносят, а худшую часть, то есть старость, хотят Богу принести. Но и то сделать удастся ли, неизвестно. См. §§ I, II, и VIII.  

Многие до болезни, а иные до кончины откладывают покаяние. Это диавольская кознь и грех тяжкий.

1.См. §IХ.

2. Будучи в болезни и с болезнью бороться, и о грехах думать, жалеть, и к Богу ум и сердце возводить, весьма трудно.

3. В болезни случается исступление ума, беспамятство, отъятие языка, и прочее.

4. Возмущение, тоска, страх смертный тяжелее всякой болезни.

5. Подвиг в совести – от воспоминания прошедших грехов и от того, что последуют наступающие за грехи наказания.

6. Сатана тут подвизается в отчаяние привести и погубить бедного грешника, как читаем в житиях святых. Надобно опасаться, как некто из Отцов сказал, чтобы у немощного не было немощное покаяние, а у умирающего – мертвое. Я здесь не то говорю, что будто бы Бог в немощи и в болезни, или при смерти истинного покаяния не принял, да не будет мне того думать! Но то подтверждаю, что трудно его принести (см. вышеописанные обстоятельства). Что само откладывание – это грех тяжкий, см. § IX. Да и внезапные случаи бывают. См. § VIII.

Итак, "не медли" же, по увещанию Сираха. (См. § VIII). Всякий, молодой и старый, здоровый и немощный, пока здесь находишься, обратись к Господу. Можешь, пока живешь на этом свете, покаяться и так благодатью Божией спастись. Тело алчет – ты его питаешь; жаждет – ты его напоеваешь; болеет – ты врачуешь; наго оно – одеваешь; грязное – омываешь, а душа алчет, жаждет, болит, вся нага, вся в пороках – и не радеешь! Похищенное богатство телесное отыскать и возвратить стараешься, а душевное богатство враг твой, диавол, все похитил – и не радеешь! Дом твой горит – созываешь соседей, и погасить стараешься, а дом душевный горит и уже сгорает – и не радеешь! Тонешь в воде – и просишь от всех помощи, а весь в грехах потонул – и не радеешь!

Отец, или мать, или брат, или сестра, или жена, или друг твой умер – весьма скорбишь и наполняешь воздух плачем и рыданием, хотя смерть эта и для тебя, и ни для кого неминуема; душа умерла от грехов, и потому вовеки бессмертной смертью должен умереть – и не радеешь, не сетуешь, не плачешь, не прибегаешь к Воскресителю мертвых, Христу! Как будто разлучение с другом, или женой, или братом, или сестрой бедственнее смерти души твоей и вечной твоей погибели. Плачешь о временной смерти, чего никак нельзя возвратить, ибо это Божий предел, а не плачешь о смерти душевной, что возвратить возможно!

Так-то ты, грешник бедный, тело твое смертное, прах и пепел, почитаешь, а о душе бессмертной, которая дороже всего мира, не радеешь, и так к ней относишься, как бы она не твоя была! Ах, осмотрись, пожалуйста, и к Богу Милосердному прибегни со слезами, чтобы Он отнял слепоту эту от тебя, и сделай это нисколько немедля. Бог тебя Сам ожидает с Ангелами и всеми святыми (см. §III и IV), совесть обличает и понуждает, Писание поучает и грозит (§1, II и VIII), смерть предстоит, что повседневные случаи показывают, Суд Христов праведный страшит, геенна ужасает, небо, тебе в жилище обещанное, ободряет, вечность блаженная влечет к себе, а противная устрашает (§1), Евангелие уверяет во всем.

Великая вещь – спасение, ради которого Христос, Сын Божий, умер. Если его однажды найдешь, во веки бесконечные будешь иметь, а если потеряешь, никогда не найдешь. В сем веке его надобно искать, и искать более, нежели повседневной пищи. А по смерти не найдешь, хотя и со всяким усердием и воздыханием пожелаешь. «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос», – так тебе говорит Христов апостол (Еф 5:14).

Так начав, не озирайся вспять, стой прямо, подвизайся, преуспевай, помощью и надеждою вечных благ подкрепляемый, и меня, недостойного, перед Богом помяни. А ежели так начнешь, то и сам спасешься, и моей душе немалую пользу принесешь. Аминь.

Марта 21 дня, 1765 года.  

То, что написано выше, и сам читай почаще, любезный о Христе брат и сослужитель, и внимай себе и своему спасению, и порученным тебе людям Божиим прочитывай. Можно тебе то читать людям везде, где придется тебе с ними быть, то есть когда или они в доме твоем зачем-нибудь будут, или ты у них по какой нужде окажешься, или в ином каком собрании, чтобы они слышали и знали, что некающимся грешникам следует, и как, напротив того, к кающимся Бог милостив, и, этим поощряемые, могли Богу усерднее каяться.

А ты сам, кроме того, что написано выше, можешь себе наставление приобрести и от совершения службы твоей иерейской. Так, например, совершая Крещение, слышишь, как отрекаются от сатаны и всех дел его (о чем в кратком увещании, в трех пунктах составленном, написано), вспомни, что и сам ты от сатаны и всех дел его отрекся; совершая исповедь, рассматриваешь совесть кающегося духовного сына или дочери, посмотри и в свою совесть, не обличает ли она тебя в том, в чем ты исповедующегося наказываешь, и всячески старайся ее сокрушением сердца, слезами, благоговением и всегдашней молитвой очистить; погребая преставившихся, помысли, в сколь бедное состояние нас, по образу Божию созданных, грех привел, вспомни и то, что и сам ты «земля, и в землю отойдешь» (Быт 3:20); приступая к алтарю на службу Божию, внимай себе, что ты посредник и ходатай между Богом и людьми и что ты о них молитвенник и предстатель к Богу, – и рассуждай, как приступаешь; помышляя о своем звании, вспомни, что ты присягал и клялся перед Богом Сердцеведцем со всяким усердием и старанием пасти людей, тебе Им порученных.

Так и в прочем поступай, и всегда помни, что ты звание служителя Божия на себе носишь, и всячески, насколько возможно человеческой силе, достойно званию этому во всем поступать старайся. Бог, Милостивый Помощник всех, видя твое старание, поможет тебе, и что тебе тягостным казалось, почувствуешь легким с помощью Божией и обретя привычку.

Христос, Сын Божий, пастырей Начальник, о всех промышляющий, да поможет тебе Своей благодатью.

Вам может быть интересно:

1. Плоть и дух – I. Плоть и дух святитель Тихон Задонский

2. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского схиархимандрит Иоанн (Маслов)

3. Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святитель Филарет Московский (Дроздов)

4. Толкование на книгу св. Ермы святитель Феофан Затворник

5. Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания преподобный Паисий (Величковский)

6. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в творениях преподобного Maкapия Египетского преподобный Макарий Великий, Египетский

7. На слова Иеремии: «Горе нам, яко согрешихом» преподобный Ефрем Сирин

8. Библейские темы святитель Николай Сербский

9. О различных вопросах блаженный Аврелий Августин

10. Дневник. Том II. 1857–1858 праведный Иоанн Кронштадтский

Комментарии для сайта Cackle