XXVIII. Искушение
«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12).
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8).
Святой Златоуст об этом
Искушение бдящим лучше и полезнее покоя (Беседа 5 к народу антиохийскому).
Не искушение, но нерадение искушаемых погибель делает (Беседа 4 к народу антиохийскому).
Нет большего искушения, чем впасть в руки коварного человека (На псалом 119).
Искушение, хотя бы и долговременным было, претерпевать подобает (На псалом 145).
Искушение Бог посылает ради испытания (Беседа о Данииле, гл. 6).
Добрые в искушениях лучшими бывают (Беседа на слова: «И ухватятся семь женщин за одного мужчину» – (Ис. 4:1)).
Все искушения терпеливо сносить подобает (Беседа 13 на евангелиста Матфея, гл. 14.).
В искушениях мы должны держать в уме следующее: когда от злых что терпим, взираем на Предводителя нашего и Совершителя веры (Беседа 17 на евангелиста Иоанна, гл. 15.).
Бедствия и искушения чистыми нас делают (Беседа 33 на Деяния апостольские, гл. 15).
В искушениях надобно поститься (Беседа 31 на Деяния апостольские, гл. 14).
В искушениях великое оружие – молитва (Беседа 3 на Деяния апостольские, гл. 1).
Искушений бояться не надо потому, что Бог за нас стоит (Беседа 15 на Послание к римлянам, гл. 8).
Искушения приносят великие блага (Беседа 54 на Деяния апостольские, гл. 28).
Рассуждение об искушении
Первое. Насколько неприязненный враг нам сатана, Писание Святое свидетельствует: он то веру нашу, то любовь, то надежду искушает.
Искушает веру, влагая сомнение, неверие, всевая ереси, расколы, отступничество; искушает любовь, отвращая волю нашу от творения заповедей Божиих и всевая вражду между нами; искушает надежду, приводя нас к отчаянию в вечной жизни и обещанных благах.
Второе. Всякое искушение, хотя и от сатаны бывает, однако же и не без попущения Божия. Христос говорит: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк. 22:31). То же и история праведного Иова показывает.
Третье. Искушение никого из верных не оставляет: если Христос Сын Божий трижды искушаем был сатаной, как Евангелие свидетельствует, насколько же более искушаются верные Его.
Четвертое. Искушения нам бывают по попущению Божию для доброго конца.
1. В искушении показывает Бог нас нам самим, что мы есть и к чему склонность имеем, к добру или ко злу; что мудрствуем, плотское или духовное; что в сердце нашем кроется, любовь Божия или любовь мира сего.
2. В искушении человек познает свою немощь и окаянство и так смиряется. «Дано мне жало в плоть, – говорит апостол Павел, – ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2Кор. 12:7).
3. В искушении, если оно претерпится, искуситель посрамляется, как немощным человеком по Божией благодати побежденный, а человек венчается.
Пятое. Помощь против искушения в самом деле.
1. Ум тотчас обратить к чему-нибудь другому полезному и к святому размышлению.
2. Можно искусителю сказать то, что Архангел Михаил сказал дьяволу: «да запретит тебе Господь» (Иуд. 1:9).
3. Крестным знамением себя ограждать и силой распятого Христа себя вооружать.
4. Отвратиться от искусителя и плюнуть на него. – Смотри еще в рассуждениях о грехе и о соблазнах.
Шестое. Знак нехороший, если кто не чувствует искушения, ибо искуситель не касается того, кого видит покорным своей воле, и потому под своею властью. Ратник не воюет против того, кто ему покоряется, но кто против него стоит и вооружается; и разбойник на нищего не нападает, но на богатого. Внемли этому всякий и не радуйся о том, что не чувствуешь искушения, но осмотрись, в каком состоянии находишься.
Седьмое. Часто бывает, что искуситель на время и отступает, и оставляет нас в покое, но тогда большее нам надлежит искушение, ибо тогда он вдруг, нечаянно на нас нападает, а не с той стороны, с которой мы надеемся, поэтому всегда надо его ожидать. К чему и апостол Петр нас вооружает: «Трезвитесь, бодрствуйте», и прочее, и апостол Павел: «смотрите, поступайте осторожно» (1Пет. 5:8, Еф. 5:15).
Восьмое. После искушения и одержанной победы, надо не себе приписывать ее, но Богу и Его благодарить за то, что не дал посмеяться врагу, ибо и то диавольская кознь, что он после одержанной над ним победы влагает высокоумие и тщеславие.
Девятое. Если случится искуситься, отчаиваться не должно, но тотчас восстать, каяться, и исправиться, и еще горячее с призыванием помощи Божией подвизаться. Ибо жизнь наша это брань, на которой то одна, то другая сторона ранит, гонит, побеждает.