Источник

XXX. Терпение

«Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13).

«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19).

«Братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак. 5:7).

«Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными» (Иак. 5:9).

«В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним» (Иак. 5:10).

«От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5:3–5).

«Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36).

«Терпение убогих не погибнет до конца» (Пс. 9:19).

«Уповающие же на Господа наследуют землю» (Пс. 36:9).

«Все уповающие на Тебя не постыдятся» (Пс. 24:2).

«Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне и услышал молитву мою» (Пс. 39:2).

«Ради Тебя я потерпел поношение, стыд покрыл лицо мое» (Пс. 68:8).

«Покорись Господу и моли его. Не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку совершающему законопреступление» (Пс. 36:7).

«Уповай на Господа и храни путь Его, и вознесет тебя» (Пс. 36:34).

«И был, как человек не слышащий и не имеющий в устах своих обличения. Ибо на Тебя, Господи, я уповал; Ты услышишь, Господи, Боже мой» (Пс. 37:15–16).

«Я онемел и не открывал уст своих, ибо Ты так сделал» (Пс. 38:10).

«Почему прискорбна ты, душа моя, и почему смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я исповедуюсь ему, говоря: Ты – спасение лица моего и Бог мой» (Пс.41:6).

«Я ослабел от вопля, осипла гортань моя, истомились глаза мои... ожидая помощи от Бога моего» (Пс. 68:4).

Святой Златоуст об этом

Терпение – пристанище радости (На псалом 4, т. 3).

Смирение – терпение, а терпение смирение рождает (На псалом 9, т. 3).

Нельзя изречь словом радость тех, которые что-нибудь терпят ради Христа (Беседа 13 на Деяния апостольские, гл. 5).

Терпение, освободив душу от волнения и злых духов, поставляет ее как бы в тихое пристанище (Беседа 84 на евангелиста Иоанна).

Презнатная победа – терпением врагов победить (Беседа 85 на евангелиста Матфея, гл. 26).

Терпением дьявола побеждать должно (Беседа 13 на евангелиста Матфея, гл. 4).

Чем тяжелее что претерпишь, тем крепче будешь (Беседа 24 на евангелиста Матфея, гл. 7).

Терпение бедствий милостыню и иные многие добродетели превосходит (Беседа 31 на евангелиста Матфея, гл. 9).

Нет никого, кто бы и здесь, в мире сем, и там, в будущем веке, в покое пребывал (Слово 3 о Лазаре).

Нет ничего равного терпению (Послание 7 к Олимпиаде).

Терпение грешников от казни освобождает, а праведникам награду умножает (Послание 4 к Олимпиаде).

Рассуждение о терпении

Терпение – это добродетель, во всяком страдании полагающаяся на волю Божию и святой Его Промысел.

Причины, к терпению побуждающие, или утешение в терпении

Первая. Всякое неблагополучие, бедствие и страдание по Божию Промыслу бывает. Так и написано: «Добро и зло, жизнь и смерть, нищета и богатство – от Господа» (Сир. 11:14).

Вторая. Особенно в нынешнее время «хотящим благочестно жити» (2Тим. 3,12) нечего ожидать, кроме насилия, озлобления, гонения, ибо «по причине умножения беззакония, уже во многих охладела любовь»(Мф.24:12). Таким образом, всякому, «хотящему благочестно жити», к терпению готовиться должно

Третья. Терпение, как выше учит святой Иоанн Златоуст, – грешников от казни освобождает, праведникам награду умножает (Послание 4 к Олимпиаде).

Четвертая. Высокая добродетель – терпение, с которой ничто не может сравниться. Терпение бед, – как говорит Златоуст святой, – милостыню и иные многие добродетели превосходит (Беседа 31 на евангелиста Матфея). И еще говорит: «Нет ничего равного терпению» (Послание 7 к Олимпиаде).

Пятая. Весьма знатная победа – врагов терпением побеждать, как тот же святой Иоанн Златоуст учит (Беседа 85 на евангелиста Матфея).

Шестая. Терпением дьявол побеждается и посрамляется, – как пишется о Иове праведном.

Седмая. За терпение обещается вечная жизнь и слава, ибо говорит Христос: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22). Ожиданием славы всякий в терпении может утешаться.

Восьмая. Всякое страдание и бедствие, хотя бы и долгое было, смертью прекратится.

Девятая. Хотя велико страдание наше, но грехи наши, которыми мы величество Божие оскорбили, далеко большие, и большего наказания достойны.

Десятая. Бог наказывает нас здесь, чтобы мы спасение вечное получили. «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, – говорит апостол, – чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор. 11:32).

Одиннадцатая. Требует Божия правда, чтобы грешник за грехи наказан был. Если нужно грешнику быть наказанным, лучше здесь быть наказанным и с благодарением терпеть, чем в будущем веке без конца в мучении пребывать. Здесь наказывает Бог и утешает, а там нет утешения; здесь наказания легкие, отеческие, а там жестокие; здесь кратковременные, а там вечные. Ибо сто лет здесь всякое страдание терпеть – ничто в сравнении с вечностью. Слушай евангельского богача, который здесь «каждый день пиршествовал блистательно», как он вопиет: «отче Аврааме! умилосердись надо мною», – вопиет (Лк. 16:19, 24), но бесполезно, и вовеки будет вопить.

Двенадцатая. Бог, по богатству, благости, кротости и долготерпению своему, терпит нас, ожидая от нас покаяния: и нам должно терпеть, когда наказывает нас за грехи, и благодарить Его, что Он за беззакония наши не поразил нас, а этим наказанием ищет спасения нашего.

Тринадцатая. В благоденствии человек возносится, в злострадании же смиряется; для того Бог посылает человеку крест, чтобы смирялся, и так не потерял бы вечного блаженства.

Четырнадцатая. Терпеть или не терпеть и роптать в страдании, однако же того не миновать, что суд Божий нам определил, а от нетерпения награда губится.

Пятнадцатая. Терпением облегчается страдание. Посмотри всякий на тех, которые находятся в долговременной болезни: так они терпением к той болезни привыкли, что как бы и не чувствуют ее; напротив, нетерпением умножается болезнь, как сама жизнь показывает.

Шестнадцатая. Всякое страдание может быть или жестоким, или легким: если жестокое, то скоро прекратится смертью; если легкое, то сносно и удобно можно терпеть.

Семнадцатая. Кто страждет, должен так в себе помышлять: ведь до сего времени терпел я, значит и далее так же можно терпеть; вчера терпел, значит и сегодня, и завтра можно терпеть.

Восемнадцатая. Христос Сын Божий неповинно и ради нас терпел, «нам оставив пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет. 2:21). Нам тем в терпении должно утешаться, что Христос безгрешный терпел.

Девятнадцатая. Страждущий, смотри на тех, которые большую имеют скорбь и болезнь, но терпят. Если находишься в долговременной болезни и имеешь какое-нибудь утешение от служащих тебе, посмотри на тех, которые большую, чем ты, имеют болезнь, которые внутри огнем скорби и печали сжигаемы, извне все ранами осыпаны; к тому же не имеют того, кто бы им послужил, кто бы их накормил, напоил, поднял, омыл от ран, но терпят.

Если терпишь изгнание, приведи на ум каторжных, которые в кандалах, в рубищах, полунагие, от дома и отечества удаленные, каждый день биение и раны принимают. Днем на тяжкой работе, а ночью в темницах, наполненных нечистотами и смрадом, заключены, без всякого утешения пребывают, и смерть для них приятнее, чем жизнь.

Если терпишь нищету, помысли о тех, которые прежде были богатыми и славными, но до того дошли, что ни себя, ни жену, ни детей не имеют чем напитать, одеть, где головы преклонить; скитаются по чужим дворам, к тому же долгами обременены; отовсюду тесноту, печаль, скорбь несносную имеют, как будто в печи горят; ты, хотя своего самого необходимого и не имеешь, можешь испросить именем Христовым, а они и просить стыдятся, потому что прежде славными и богатыми были. Посмотри еще на бедных крестьян, нищих, полунагих, больных, лежащих без движения, с которых подати и оброки требуются, а они не только дать не могут, но и сами нуждаются, кто бы им дал, да еще и послужил бы по причине их крайней нищеты и болезни.

Если терпишь поношение и клевету, приведи на память сидящих на высоком месте, сколько они терпят от подчиненных роптаний, поношений, злословия, ругани, наветов, коварств, лукавства, проклятий, насмешек и язвительных укорений, по подобию дерева, на высоком месте стоящего, которое от всякого и малейшего ветра колеблемо бывает. – Так и от прочих прими себе подкрепление в терпении. Они большее и жесточайшее терпят: тебе ли малого не терпеть?

Двадцатая. Снизойди умом в ад и рассуди, как осужденные там мучаются, и вовеки будут мучиться; если можно было бы, желали бы они здесь хоть до скончания мира в огне гореть, только бы от вечного освободиться мучения.

Двадцать первая. Возведи умные очи в небесные селения и осмотри всех там живущих: ни одного не найдешь, кто бы путем терпения не пришел туда.

Двадцать вторая. «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас», – говорит апостол Павел (Рим. 8:18). Ибо какое бы зло ты ни терпел здесь, однако терпение это недостойно будущей славы, которая уготована терпящим. «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12).

Двадцать третья. В страдании своем вспомни об ужасном страдании святых мучеников: одни из них палицами биты были, иным зубы и глаза исторгнуты; у иных язык, руки, ноги и сосцы отсечены; иные почти все раздроблены, ко крестам пригвождаемы были; иные на съедение зверям брошены; иные в воде потоплены; иные огнем сожжены; иные живыми в землю зарыты; иные в раскаленных медных печах затворены были; с иных кожа и плоть до костей сдираема была; иным смола, олово растопленное в уста вливаемо было, и прочие несказанные мучения они претерпели, но все так великодушно терпели, что даже смеялись над мучителями. Правда, они терпели все это с помощью Христовой, но та же помощь Христова и ныне готова всем терпящим. «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8).

«С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:1–2).


Источник: Собрание сочинений святителя Тихона Задонского : [В 5 т.] – Изд. Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, - Москва : Профиздат, 2003. (Святоотеческое наследие) / Т. 1. – 800 с.

Комментарии для сайта Cackle