Источник

Любовь Божия к людям

Он [Господь] тебя питает, одевает, солнцу над тобой повелевает сиять, дождь подает, Ангела Своего тебе приставил, души и тела твоего Хранителя, согрешающим тебя видит и терпит, ожидая твоего покаяния, от всяких вредных и смертоносных напастей невидимо сохраняет тебя. Хотя и посылает тебе иногда немощь или иную какую беду, но это только ради того делает, чтобы ты через это очувствовался, и пришел в покаяние, и спасение вечное смог получить. Вот какой Он, твой Благодетель, возлюбивший тебя!

Итак, старайся любовью за любовь Ему воздавать, угождай Ему во всем ради этой только одной Его к тебе безмерной любви. Ибо Он тебя даром, без всякой от тебя пользы, возлюбил. Старайся же и Ему угождать ради одной только к Нему любви.

* * *

Любовь, которую к роду человеческому имеет Бог, какое слово изречет? Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал и Сына Своего Единородного (Ин. 3, 16). Что более этой любви может быть? Великую любовь имеет мать к своему ребенку, но Бог большую любовь имеет к человеку: если и забудет жена младенца своего, но Я не забуду тебя (см.: Ис. 49, 15), – говорит Господь. И опять Христос, великую любовь являя, говорит: хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья (Мф. 23, 37).

* * *

Солнце всю поднебесную согревает и как бы оживляет. Так и Бог, Солнце вечное, теплотой любви Своей, все создание, а всего более род человеческий, согревает и оживляет. Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем (Деян. 17, 28). А более всего всю теплоту любви Своей излил на нас, послав Единородного Сына Своего к нам – к нам, отступившим от Него и погибшим. Ибо так возлюбил Бог мир, что от дал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3, 16–17).

* * *

Скажи, скажи, пожалуйста, что лучше – быть любимым Богом или миром? Весь мир в сравнении с Богом ничто. Горька любовь мира сего и к еще большей горести ведет. Кажется нечто снаружи, как красное яблоко, а внутри гнилости и горести исполнено. Сладка Божия любовь, утешительна и радостна, и к вечной радости и сладости ведет. Лучше, и несравненно лучше, быть любимым одним Богом, чем всем миром. Я желаю и выбираю это. Пусть меня весь мир ненавидит, если хочет, и делает мне, что хочет, только бы один Бог любил и по милости Своей хранил меня. Любовь и милость Его для меня больше любви и милости всего мира.

* * *

Бог, великий и непостижимый, по Своему человеколюбию, доступным для нас сделался, так что приближались к Нему все мытари и грешники. Познали грешники Спасителя своего, познали немощные Врача своего, познали заблудшие овцы доброго Пастыря своего, познали сидящие во тьме Свет свой, познали погибшие Жизнь свою, познали бедные Блаженство свое – и приближались к Нему. Сила Его божественная, и человеколюбивый вид лица Его святого, и небесное и пресладкое слово Его святое привлекало их. Виделось в Иисусе только смирение, кротость, долготерпение, милосердие, сострадание и человеколюбие.

Грешники, что же мы дремлем, что медлим, почему и мы не приступаем к Иисусу?

* * *

Видишь в женщине – матери – к своим детям, или в птице к своим птенцам, или в скоте и звере к своим детенышам горячую любовь. От этого возведи ум свой к любви Божией, которую Он к разумному Своему созданию – человеку, по образу Своему созданному, имеет.

Если в созданиях Своих, например, матерях к своим детям, такую Он насадил любовь, сколь несравненно большую Сам Он имеет любовь к человеку, которого по образу Своему и подобию сотворил. От этого источника проистекает, что столько Он благодеяний человеку показывает, которых не только исчислить, но и умом понять невозможно. Любовь Его несказанная в том проявляется, что Он так жаждет спасения нашего, так много терпит нас, согрешающих, с таким желанием ожидает нашего покаяния, с таким благоприятием и радостью кающихся принимает, с таким неблаговолением некающихся наказывает. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, да бы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Поэтому Сам Он через пророка говорит: забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15), – говорит Господь. Эта Отеческая любовь Отца Небесного праведника увеселяет, грешника утешает и увещевает не отчаиваться в милости Его, но более поощряет прибегать к Нему с покаянием и, несомненно, милости Его ожидать.

* * *

Отцу плотскому послушание оказываем и опасаемся его прогневать. Как не боимся ослушаться Бога, Небесного и Вечного Отца, Который создал нас, и в Сыне Своем Единородном возродил нас, и столько являет нам благодеяний, которых и умом понять не можем? Какой отец так любит сына, как любит Бог нас? Скоро человеческая любовь претворяется в гнев и ненависть, но Божия любовь не так: она не перестает никогда. Мы перестаем и изменяем, оскудеваем и не храним верности и любви к Нему, а Он всегда Тот же (Евр. 1, 12), всегда повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45).

* * *

Бог есть любовь (1Ин. 4, 16), как говорит апостол, и любовь вечная и неизменная. Если в созданиях, например, в матерях к своим детям, горячую насадил любовь, то несравненно большую и превосходную Сам имеет. Сама Божественная любовь Его к любви привлекает сердце человеческое. Ибо и человек ничем так, как любовью своей, к любви к себе других привлекает, ибо без любви ничто нам не приятно. Любовь и самых жестокосердных, как магнит железо, влечет к себе и привлекает. Хотя и не знаем кого, а слышим, что любвеобильный человек есть, сердце наше возбуждается к любви к нему. Мы же в Божией любви заключены, ибо мы Им живем, и движемся, и существуем (Деян. 17, 28). И куда ни обратимся, Божия любовь везде встречает нас. И столько ее свидетелей и проповедников, сколько Божиих к нам благодеяний, так что и малейшего времени без нее не можем быть. Итак, как такая любовь не подвигнет сердца нашего ко взаимной любви?

* * *

Бог хочет быть любим человеком. Он любит человека и хочет, чтобы и тот Его любил.

* * *

Любящий с любимым всегда совокупно и неразлучно быть желает. Так Бог, Который есть вечная любовь, поскольку любит человека, когда человек отступил и отлучился от Него, благоволил с ним в воплощении соединиться и так любовью Своею привлечь к Себе человека. Он благодатно обитает в рабах Своих, Кровью Христовой очищенных, как в Писании сказано: вы храм Бога живого (2Кор. 6, 16).

* * *

Везде и во всяких вещах с любовью поминай Господа Бога твоего и святую любовь Его к нам. Все, что ни видишь на небесах, и на земле, и в доме твоем, возбуждает тебя к воспоминанию Господа Бога твоего и любви Его святой. В любви Божией заключаемся мы, всякое создание Божие любовь Его к нам свидетельствует. Поэтому, видя создание Божие и пользуясь им, так говори в себе: все это есть дело рук Господа Бога моего, и ради меня сотворено. Светила небесные – солнце, луна и звезды – создания Господа Бога моего: всей вселенной и мне они светят.

Эта земля, на которой я живу, которая плоды мне и скотам моим взращивает, и все, что на ней ни есть, – создание Господа моего.

Эта вода, которая меня и скот мой поит – Господа моего добро.

Этот скот, который мне служит – создание Господа моего, и мне на службу Им дан.

Этот дом, в котором я живу – Божие добро, и мне он дан Им для упокоения моего.

Эта пища, которую я вкушаю – Божие дарование, данное мне для укрепления и утешения немощной плоти.

Эту одежду, в которую одеваюсь, Господь Бог мой подал мне для прикрытия нагого тела моего, и прочее.

Этот образ, образ Христов, есть образ Спасителя моего, Который ради меня в многобедный мир пришел спасти меня, погибшего, и пострадал, и умер за меня, и так от греха, диавола, смерти и ада искупил меня. Поклоняюсь неизреченному человеколюбию Его.

Этот образ, образ Богородицы, есть образ Пресвятой Девы, Которая Господа Бога моего Иисуса Христа плотью без семени родила. Благословенна в женах, Бога плотью родившая Матерь, и благословен плод чрева Ее. Блаженно чрево, носившее Господа Бога моего, и сосцы, Его питавшие!

Этот образ Предтечи – образ великого пророка, который Богом послан пред лице Спасителя моего Иисуса Христа, и возвестил людям, что Он уже пришел в мир, и указывал на Него: вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира (Ин. 1, 29), – и сподобился Его крестить в струях Иорданских.

Этот образ апостола – образ ученика Спасителя моего, который сам Его видел и общался с Ним: и видел, как Он чудодействовал, и слышал, как Он поучал, и видел Его страждущим за спасение мира, и воскресшим из мертвых, и возносящимся на небо, – и был послан Им во вселенную проповедовать святое Его Евангелие.

Этот образ мученика – образ того подвижника, который стоял до крови за честь Спасителя моего Иисуса Христа, и за имя Его святое жизни своей не пощадил, и благочестивую нашу веру, как истинную, пролитием крови своей утвердил, и прочее.

Эти слова, Священное Писание, которое я слышу, – Слово Божие, слово уст Его, уста Господа говорили это; и ныне через слово Свое Бог мой мне говорит: закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра (Пс. 118, 72). Господи! Дай мне уши слышать слово Твое святое.

Этот священный дом, церковь, в которой я стою, – храм Божий, в котором всеми верными, братией моей, приносится Богу моему молитва и славословие.

Эти священные гласы, славословие и молитва общая воссылают пение, благодарение, хвалу и славословие святому имени Бога моего.

Этот священный муж, епископ или иерей, – ближайший служитель Бога моего, который мне и прочим людям, братии моей, возвещает путь спасения.

Этот брат мой, каждый человек, – любезное создание Бога моего, как и я, – создание, по образу Божию и по подобию сотворенное и падшее, Кровью Сына Божия, Спасителя моего, как и я, искупленное и к вечной жизни словом Божиим позванное. Надо мне его любить, как любезное создание Бога моего, любить, как себя самого люблю, и не делать ему ничего, чего себе не хочу, а делать ему то, чего себе хочу. Ибо так Бог мой повелел мне.

Словом, всякий случай и всякая вещь может и должна возбудить тебя к любовному воспоминанию Господа Бога твоего и показывает любовь Его к тебе, так что и само наказание Его от любви Его к нам бывает, по Писанию: Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12, 6). Поминай же везде, и во всяком случае, и во всякой вещи имя Господа Бога твоего. Берегись забывать Благодетеля, довольствуясь благодеянием Его, чтобы не явиться неблагодарным Ему. Ибо забвение благодетеля – явный знак неблагодарности.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle