святитель Тихон Задонский (Соколов)

Благость божия

Солнце на все вещи равно теплоту испускает. Но одни вещи от тепла его тают, как воск, а иные твердеют, как глина. Так и Бог равно всем благотворит и теплоту благости Своей ниспосылает, но одни люди благостью Его умягчаются и каются, а другие ожесточаются и погибают, как, например, фараон ожесточился и погиб, – подобное и ныне в мире делается. О человек! Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию (Рим. 2, 4)? Берегись, человек, благостью Божией ожесточиться, но лучше подвигнись к покаянию и помышляй о долготерпении Божием во спасение твое!

* * *

Неизреченные Божии благодеяния делают нас обязанными Богу-Благодетелю и весьма благодарного сердца требуют от нас: но что воздадим Господу за все, что Он даровал нам (Пс. 115, 3)? За то одно, что Им созданы, из небытия в бытие приведены и разумной душой почтены мы, по образу и по подобию сотворены, – всех себя, то есть душу и тело, отдать Ему должны мы. А что уже дать сможем за то, что, согрешившие, – помилованы, погибшие – взысканы, падшие – восставлены таким чудным образом? Что – за то, что Он ради нас образ раба принял, на земле пожил, алкал, жаждал, трудился, плакал, болезновал, печалился, бесчестие, поругание, оклеветание, осуждение, оплевание, заушение, биение, раны, распятие и смерть позорную принял? Что, говорю, за эту такую чудную любовь воздадим? Ничего найти не можем! Что – за то, что верующим во имя Его дал власть быть чада ми Божиими(Ин. 1, 12), гражданами вышнего Иерусалима быть, лику святых Ангелов причтенными быть, вечного и Небесного Царства участниками быть? Ничего!

Помни, христианин, сколько ты сверх того Господу Богу должен! Рассуди, сколько раз от юности твоей перед Господом Богом согрешил ты; сколько раз после Крещения закон Его святой нарушил ты; сколько раз обеты свои, которые при вступлении в христианство давал, нарушил ты; сколько раз от Господа твоего сердцем уклонился! Всякое преступление совершал ты перед лицом Божиим, и всевидящее Его око смотрело на преступления твои. Бог везде есть, и что ни делаем – перед Богом делаем. Грешил ты, и Бог смотрел на тебя; смотрел и видел, но терпел тебя по богатству благости Своей (Рим. 2, 4).

Какой царь может быть так благ, так кроток, так милостив, что видел бы раба своего перед глазами своими преступающим закон свой и кротко терпел бы его? Скоро человеческая кротость в гнев обращается и терпение в негодование претворяется. Но царь – такой же человек, как подданные его, часто и сам закон преступает как человек, однако не терпит, когда видит закон свой, подданным нарушаемым. Но не так Бог, один Безгрешный, Бог, Царь неба и земли, один Праведный и вечная Правда. Хотя и видит грех человека, но по богатству благости Своей терпит его, не казнит его, не воздает ему тогда по делам его, и не только терпит, но и хранит согрешившего, дабы не погиб, ожидая покаяния его.

Помни апостольское слово, что противник наш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5, 8). Этот враг наш, сколько раз от юности твоей согрешил ты, столько раз готов был погубить тебя, столько раз, как исполин, устремлялся на тебя, как лев, бросающийся на добычу (Пс. 16, 12), хотел похитить душу твою и свести во ад. Но благость Божия возбраняла ему это.

Ты заповедь Божию разорял, но Бог милости Своей не разорил на тебе. Ты Бога прогневлял, но благость Божия защищала тебя от врага твоего, который стоял при тебе, согрешающем, и хотел погубить тебя. Ты от Бога отступал сердцем своим и приступал к врагу твоему, но благость Божия возбраняла ему и запрещала, дабы не похитил душу твою. Сколько времени, согрешив, в непокаянии пребывал ты, все это время подкладывал он сети под ноги твои, искал способа умертвить тебя и вечной погибели предать душу твою, но благость Божия пресекала злые умыслы его.

Помни, сколько таких, которые в любодеяние, в разбой, в хищение, воровство, в пьянство и сон погруженные, похищены без покаяния, но тебя благость Божия сохранила от этого. О, сколько в этой части благости Божией должен ты! Что живешь, что еще не погиб, что не низринут во ад, что можешь покаяться и спастись, – все это благости Божией благодарно приписать должен ты. В чувство ли пришел ты и пребываешь в истинном покаянии? Это дело благодати Божией. Пребываешь ли в нераскаянии и неисправлении? Благость Божия в том, что ты еще не погиб. Сатана наблюдает за всеми путями твоими, входами и исходами твоими, хочет поставить тебе преграду и душу твою неисправную похитить у тебя и свести во ад, но благость Божия еще не дозволяет ему погубить тебя, еще терпит тебя, еще ожидает обращения твоего, ведет тебя на покаяние. Но слушай, что апостол нерадивому и неисправному говорит: или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаян ному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим. 2, 4–5).

Видишь ли, возлюбленный христианин, сколь удивительна благость Божия к нам, которая не только создала нас, и создала не так, как прочие вещи, несмысленными и бесчувственными, но чувствами и разумом почтила нас, созданных питает, одевает, согревает, сохраняет и освещает; не только нас, согрешивших, помиловала, но и согрешающих терпит нас, и не только терпит, но и сохраняет нас от козней врага нашего, погибели нашей ищущего, как выше видел ты.

Но сколь велика Божия благость к нам, сколь велика любовь Его к нам, – столько мы обязаны Ему. Ум наш не в состоянии как постигнуть этой Божией к нам любви, о люди, так и изобрести, чем бы воздать за нее. Одно только можем знать и признать от сердца, что ничего не можем воздать, что бы ради Него ни делали мы. Что воздадим Господу за все, что даровал нам (Пс. 115, 3)? Так всегда с пророком исповедаться со смирением должно. Все, что ни делал или ни делает нам Господь наш, – даром, от одной любви делает. Но хотя и недостает в нас сил к достойному благодарению, однако должны мы, сколько сил наших есть, в этом стараться, чтобы всегда сердцем и устами благодарными Ему быть.

* * *

Пусть подвигнет нас, христианин, к уклонению от греха и покаянию бесконечная и неизреченная благость Божия, о которой святой Павел говорит так: или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию (Рим. 2, 4)?

Благость Божия в том, что мы еще не погибли, что мы еще живем на свете и можем благодатью Его спастись, ибо так благость Его ведет нас к покаянию. От этой благости Его происходит, что Он так любезно и благоприятно нас на покаяние зовет и так хочет благость Свою на нас излить и вечного блаженства участниками нас сотворить: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, не вечно буду негодвать (Иер. 3, 12)…

Сколько есть идолопоклонников, хулителей, разбойников, грабителей, насильников, хищников, льстецов, лукавцев, блудников, прелюбодеев, осквернителей и прочих беззаконников, но Бог их не погубляет, хотя они – враги Божии. Что это, как не благость Божия, которая ведет их на покаяние? И не только терпит и не погубляет их, но и хранит их от навета вражьего, хотя они того и не чувствуют. Не попустил бы им и минуты жить противник наш диавол, который ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5, 8), но тотчас восхитил бы души их и низверг бы в ад; но благость Божия не дает ему, ибо не хочет Бог смерти грешника, но обращения ожидает (Иез. 33, 11; 18, 23, 32).

О, непостижимая благость Божия к грешникам! Грешник оставляет Бога, но Бог его не оставляет. Грешник, отступив от Бога, Творца и Промыслителя своего, пристал ко врагу Божьему – диаволу, но Бог не велит ему погубить грешника, врага Своего.

Кто такой благости Божией не удивится, кто может ее словом изобразить! Так благость Божия ведет грешника на покаяние. Не только долготерпением, но и самими теми благами, которые изливает повседневно на всякую плоть, ведет нас Бог на покаяние. Как чадолюбивый отец, желая сына своего сотворить участником наследия, не только словами учит его чинному и постоянному житию, но и любовью и ласками привлекает к тому, чтобы всяким образом исправным его сделать и так сотворить его наследником своим, так и человеколюбивый и милосердный Отец наш Небесный, желая нас вечного блаженства и Небесного Царствия участниками сотворить, не только словами Своими, но и благами чувственными привлекает к истинному покаянию и благочестию.

Блага Божии, например, солнце, луна, звезды, воздух, различные плоды земные, рыбы, птицы, скоты и прочее, как ручьи, от источника проистекающие. Как ручьи ведут и указывают нам источник, чтобы от него черпали воду и пили, так созданные Божии блага ведут нас к Богу, Источнику благ, и указывают на Него, чтобы Его любили и вкусили, как благ Господь, Который это сотворил. Солнце, луна и звезды указывают и без гласа проповедуют нам:

"Смотрите, как благ Господь, Который нас для света вам создал». Плоды земные, птицы, рыбы и скоты указывают и говорят: «вкусите и увидите, как благ Господь (Пс. 33, 9), Который нас в пищу вам сотворил», и прочее.

Но как Отец, видя сына неисправным, вынуждается грозить ему наказанием и отлучением от наследия и на деле налагает ему раны, чтобы исправить его, так благоутробный Отец Небесный поступает с сынами человеческими: грозит им наказанием временным и вечным... Грозит нам милосердый Бог наказанием, дабы не постигло нас наказание; грозит геенной, дабы не впали в геенну; наказывает нас, дабы исправились. И сие-то значат напасти и беды, на нас посылаемые, которые, как посланники, молча вопиют и без гласа увещевают, да сотворим плоды, достойные покаяния.

Так благость Божия не только словами пророческими и апостольскими, но и долготерпением, излиянием временных благ и насыланием временного зла, то есть бед и напастей, ведет нас на покаяние, призывает и ожидает. А сколь любезно призывает и долготерпеливо ожидает грешника на покаяние, сколь любезно и благоприятно обратившегося его приемлет, как в притче о блудном сыне изобразил Христос: когда он (блудный сын) был еще далеко. Увидел его отец его и сжалился; и, по бежав, пал ему на шею и цело вал его (Лк. 15, 20). Так Отец Небесный смотрит на грешника, возвратившегося из страны дальней, в которую от Него удалился; видит приходящего к Нему, от Которого беззаконным житием отлучился; смотрит любезно, и мил Ему бывает обратившийся и приходящий, и объемлет его объятиями благости Своей, и лобызает лобзанием Божественной любви Своей.

О, премилосердные очи Небесного Отца, милосердно зрящие на обращение грешника! О, благоутробные объятия отеческие, объемлющие грешника! О, святейшее и сладчайшее лобзание, которого сподобляется грешник!

Не гнушается и не отвращается грешника, грехами, как мерзким рубищем, одетого, бесконечная Святыня. Не отгоняет от Себя пришедшего, которого и отлучившегося не оставлял; приемлет с любовью того, чьего обращения усердно желал; не делает никакого выговора ему за то, что самовольно отлучился от Него, что богатство, данное ему, расточил. Нет ничего этого! Но одевается [обратившийся] в лучшую одежду, и приемлет перстень на руку свою, и обувь на ноги свои, и так причисляется к святой семье Его (см. Лк. 15, 22). Слышится отеческий голос радости: сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 24). Веселятся о том небесные Его Ангелы: бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 10). Кто не подивится такой благости Божией, которой и в отвращении, и в отлучении, и в обращении сподобляется грешник? Каменное воистину человеческое сердце, которое такой благостью не умягчается!..

Так человек благого Бога и благоутробного Отца, саму благостыню, прогневляет грехом, а особенно нераскаянным житием! Бог хочет и жаждет спасения его, чего ради и Сына Своего не пощадил, а послал в мир и на смерть предал за него, но грешник нераскаянный противится такому великому Божьему желанию и благоволению. И это есть хитрость и злоба диавола, который и сам отвратился от Создателя своего, и в ожесточении пребывает, и непрестанно прогневляет Его, и тому же научает человека, который, ослепившись, не видит, что диавола слушает, и с ним Богу противится, и вечно погибает, что Бога как Человеколюбца весьма оскорбляет.

Возненавидим, христиане, грех, диавольское дело, которым благой и благоутробный Бог наш оскорбляется, и покажем нашу благодарность Ему, Который нашего спасения так усердно желает. Человека-благодетеля, который какое-нибудь нам добро делает, не хотим оскорбить, тем более Бога, Которого бесчисленные блага на себе познаем, не должно оскорблять. Если же пренебрежем тем, то узнаем на себе дело правды Его, которая воздаст каждому по делам его (Рим. 2, 6).

* * *

Человек когда грешит, сатана рядом с ним и хочет душу восхитить и на дно адово низвергнуть, но Бог милосердный не дозволяет ему. И пока в нераскаянии и развращении пребывает человек, тот же душевный враг все пути его наблюдает и хочет его погубить, ибо этот завистливый и злобный дух алчет и жаждет погибели нашей, как пес крови, но Бог запрещает ему и держит его силою Своею. Видишь, человек, каковы благость и человеколюбие Божие к грешнику! Грешник прогневляет и огорчает Бога, но Бог не оставляет его и не предает в руки врагу его. Грешник отступает от Бога и предает себя врагу своему диаволу, но Бог запрещает тому погубить его.

О, благость Божия, непобедимая грехами нашими! О, неразумие и бесчувствие грешников!.. Кто может эту благость Божию к нам, грешным, постигнуть? Грешная и заблудшая душа сего не разумеет и ни во что не ставит!

* * *

Рассуждай и удивляйся благости и человеколюбию Божьему, христианин. Человека, отступника, отверженного, грехом оскверненного и к противнику Его и врагу – сатане – уклонившегося, злого его совета послушавшего и повеление Создателя своего презревшего, на такую высоту достоинства милосердно и человеколюбиво возвел! Удивляться можем, а понять не можем этой благости Божией к нам, недостойным, и с пророком говорим: Господи! что та кое человек, что Ты открылся ему? или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем (Пс. 143, 3)? Если бы царь земной какого-либо злодея, бунтовщика, врага отечества и своего, заключенного в темнице и к смерти по законам приговоренного, помиловал, грех простил и от смерти избавил, сверх того почтил бы высокой честью и в сыновья себе принял, то этот случай всему свету чудом казался бы и во всех веках с удивлением обсуждался бы. Человек, который возжелал божеской чести и Богом стать, стал врагом Божиим, бунтовщиком и отступником, потому судом неизменной правды Божией приговорен был к вечной темнице и на смерть вечную осужден. Эту чашу горести и вечного страдания следовало ему пить, ибо правда Божия, грехом огорченная, непременно этого требовала. Ибо правда Божия требует того, чтобы и малейший грех был не оставлен без наказания, ибо всякий грех бесконечное величие Божие оскорбляет, – тем более такой мерзкий и тяжкий грех богоотступничества, который прародители наши в раю совершили и так себя и нас на гнев и клятву Богу обрекли. Но Бог, богатый в милости, помиловал нас, от такого великого бедствия избавил и в такое высокое достоинство, какого ум наш постигнуть не может, благодатью Своею возвел. Эту великую милость и благодать заслужил нам, недостойным и отверженным, Единородный Сын Божий, Иисус Христос, Господь наш; подает ее Отец Небесный верующим во имя Единородного Сына Его, а совершает Дух Святой.

Нам, любезный христианин, сподобившимся такой милости Божией, должно:

1. Всегда поминать великую эту благость и от искреннего сердца благодарить Благодетеля.

2. Жить в новом духовном рождении, то есть жить не по плоти, но по духу; помнить обещания свои, данные при Крещении святом, которыми обязались мы Богу верою и правдою служить, святое послушание Ему показывать, без чего истинное благодарение быть не может и Крещение ничего полезного не дает.

3. Тем, которые бесстрашием и нерадением погубили дар святого Крещения, обратиться всем сердцем к Богу, каяться и молить Его, чтобы снова в высокую Свою принял милость – дабы, во власти диавола оставшись, с ним вместе в вечном огне не страдать.

* * *

Благость Божию почти все Святое Писание нам проповедует, и почти нет такой главы, в которой бы о ней не поминалось. Ибо знает сердцеведец Бог слабость сердец наших, и удобное к отчаянию поползновение, и хитрость лукавых духов, потому везде о благости Своей и человеколюбии к нам напоминает.

Благость Божия показывается от дел Его.

1. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45).

2. Грешника Он не тотчас казнит, но ожидает на покаяние, как говорит апостол: благость Божия ведет тебя к покаянию (Рим. 2, 4).

3. Кающегося удобно принимает и отпускает грехи ему (Лк. 15, 4).

4. Согрешившего наказывает, но милостиво и человеколюбиво.

5. Не гнушается молитвой нашей и пением и хвалением Тот, Которого со страхом поют и хвалят Ангелы, но даже призывает и велит молиться и просить у Него всего, что воле Его угодно.

6. Сам удивительно и любезно в Слове Своем святом с нами беседует. Читай Писание и увидишь: ни один царь с подданными своими так не поступает, как Бог наш с нами. Нет и не было такого еще на свете. Вкусите и увидите, как благ Господь (Пс. 33, 9).

7. Более всего открылась благость Божия к нам в воплощении Единородного Сына Божия. Здесь все сокровище благости Его открылось, чего и постигнуть не можем. Об этом Спаситель наш Сам проповедует: так воз любил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы вся кий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Это есть Евангелие, это есть радостная весть, это есть надежда наша и жизнь вечная. Об этом дерзаем и хвалимся, этим заграждаем уста клеветникам нашим: Сын Божий Единородный ради нас в мир пришел, пострадал и умер. Если Бог за нас, кто против нас (Рим. 8, 31)? Слава благоволившему Отцу и пострадавшему Сыну и Святому Утешителю Духу. Будет слава Господня вовеки.

8. Хотя здесь вкушаем и видим благость Божию, но преизобильно вкушать и видеть и наслаждаться будем в вечной жизни, по неложному Его обещанию: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2, 9).

* * *

Рассуждение и вкушение благости Божией:

1. Воспламеняет любовь к Богу в сердце нашем. Ибо сама совесть убеждает любить Того, Кто нас любит и благотворит нам.

2. Производит в сердце истинное благодарение Благодетелю.

3. Производит неизреченную духовную радость и восклицание.

4. Производит в грешнике кающемся истинную печаль по Богу и на себя самого негодование, потому что Бог грешнику благотворил, но он Благотворителя оскорблял, и прогневлял, и благость Его безумно презирал. Об этом рассуждая, уязвится он, как стрелой, печалью по Богу, Благодетелю своему, им презренному.

5. Оттуда последует стыд за неблагодарность, который в покаянии нужен, как пророк исповедуется: У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд (Дан. 9, 7). Воистину стыд и срам нам подобает за то, что мы, будучи тварью, землею и пеплом, оскорбляем Творца своего, и по ничтожной своей подлости не осознаем величия Его, и к тому же, благодеяниями Его всегда насыщаемые, Благодетеля своего не благодарим. Бог нам благотворит, но мы не любим Его. Стыд и срам человеку, который человека, благодетеля своего, не почитает и не любит. Тем более стыдиться подобает нам, что мы Бога, Создателя, Промыслителя и Отца своего, не любим и не почитаем. Вся тварь обличает нас в этом, ибо со всяким усердием служит Ему как Творцу своему. Поэтому у Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд (Дан. 9, 7).

6. Последует терпение в наказании, так как признавать будет человек, что он достойно страждет наказание как неблагодарный. Рассуждая о том, сколько благости Божией на него излито, и о своей к Нему неблагодарности, признает себя достойным всякого наказания.

7. Последует уничижение самого себя и смирение, так как никаких благодеяний Божиих недостойным признает себя, хотя и все это признавать должны. Ибо Бог даром блага Свои всем подает.

8. Рассуждением благости Божией утверждаемся в надежде, когда сатаной искушаемся и побуждаемся к отчаянию. Прилежное рассуждение о благости Божией не позволит отчаяться, ибо Бог, будучи благим, хочет всем спасения и не хочет смерти грешника.

9. Кто ощущает на себе благость Божию, тот к ближним своим благ бывает. От благ Божиих, ему данных, уделяет братии своей, алчущих питает, нагих одевает и прочее, ибо ведает, что все добро – Божие. Получая от Бога отпущение грехов и познавая на себе Его милосердие, сам милосердным к согрешившим бывает и отпускает им согрешения. Воистину, если человек в рассуждение войдет, сколького он милосердия от Бога каждый день сподобляется, то не сможет немилосердным быть к ближнему, а особенно в прощении грехов.

Рассуждай же и вкушай благость Божию, но при том и вездесущие, и всеведение, и правда Его да обращается перед душевными очами твоими.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle