Источник

Всеведение Божие

Всеведение Божие тебе по возможности моей представляю...

Бог все знает, не только настоящее, но и будущее. Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4, 13). С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. Из уготованного жилища Своего посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал особо сердца их и вникает во все дела их (Пс. 32, 13–15). Ты узнал, когда я сажусь и встаю. Ты издали уразумел помыслы мои. Стезю мою и путь мой Ты исследовал и все пути мои Ты предвидел. И далее: ибо тьма не будет темна от Тебя и ночь будет светла, как день. И далее: неоконченное мое видели очи Твои, и в книге Твоей все люди будут записаны (Пс. 138, 1–3, 12, 16).

Из этого святого учения учимся:

1. Бог все созданные вещи знает и проницает их.

2. Смотрит на все дела и помышления и слышит слова наши. Бог не имеет очей и ушей, так как бестелесен и дух есть, но весь око и весь ухо ради всесовершенного разумения и знания. Видит и слышит все Тот, Который создал око, чтобы видеть, и ухо, чтобы слышать. Устроивший ухо не слышит ли? или Создавший глаз не видит ли (Пс. 93, 9)?

3. Нет перед Ним сокровенного и темного места, но все Ему явно. Нет тьмы и ночи, но всегда ясный день: и ночь перед Ним как день, и тьма как свет. У нас ночь и день, тьма и свет, а у Бога всегда день и свет, равно видит как ночью, так и днем и как во тьме, так и при свете творимое. Если помышление видит, то тем более дело. Ибо большее чудо видеть помышление, нежели дело, во тьме творимое.

4. Сколько на свете ни есть людей, Он каждого из них слово, дело и помышление знает, и смотрит, и примечает. Причем всякого человека слово, дело и помышление, днем или ночью творимое, так явно Ему и известно, как бы только на него одного смотрел и внимал ему, все прочие создания оставив, чтобы только за ним одним наблюдать...

5. Что человек делает, мыслит и говорит, доброе или злое, – все то в книге Своей записывает и воздает всякому по делам его...

Не только настоящее слово, дело и помышление наше знает и проницает, но и то, что будем делать, говорить, думать и замышлять и начинать и в какое время, час и день, – все совершенно знает от самой вечности.

* * *

Желая вообразить всеведение Божие… еще о том тебе предлагаю, дабы глубже вкоренилось в сердцах наших.

Как только хочешь что-либо начинать и делать, вспомни, что Бог с тобой есть и уже ведает твою мысль, и так рассуди, согласно ли воле и закону Божьему начинание твое или противно. Если согласно, то в помощь Его призови, молись, говоря:

«Господи, благослови и помоги», – и начинай и делай. Когда явно видишь, что это противно Ему, то удержись и также молись Ему, говоря: «Господи, помоги мне». Бог же, видя твое хотение, и желание добра, и отвращение от зла, и старание, подаст руку помощи Своей.

Люди, желая беззаконие сделать, ищут сокровенных мест. Блудники и воры ночь и тьму любят. Лихоимцы и мздоимцы тайно берут мзду. Лукавцы, хитрецы, льстецы, лицемеры и злобники внутри себя скрывают зло свое и все дела темные во тьме делают как сыновья тьмы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин. 3, 20). Все таковые стараются укрыться, но обманываются бедные, ибо они от людей скрываются, но от Бога, Который есть свет светлее всякого света и свидетель их злодеяний, укрыться не могут нигде и никак, так как Он везде с ними, и всякое их злодеяние видит, и в книге Своей записывает, и воздаст им по делам их. Пророк Божий вопиет к таковым: горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысел свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?» (Ис. 29, 15). Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? – говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? – говорит Господь (Иер. 23, 24).

Ты держи в уме всегда вышеприведенное слово: куда пойду от Духа Твоего (Пс. 138, 7), и прочее, и то, что от Бога не только в клети12, во тьме, в ночи, в земле и под землей, в глубине и в аду, но и в тайне сердца скрыться невозможно, так как обнажено и от крыто перед очами Его (Евр. 4, 13).

Также, когда хочешь что либо сделать, вспомни, что Бог знает, ради чего это хочешь делать и для чего. Если уклоняешься от зла и творишь добро, то подумай еще, что и какая причина тебя к тому побуждает, а именно – Божия воля и честь или своя польза, людская похвала и тщеславие, страх Божий, или страх человеческий, – все это Бог знает. Помни, что все то Богу неугодно, что не ради Бога делается. И от зла уклоняться и добро творить должно ради Бога, так как Он одно запретил, а другое повелел, одного не хочет, а другого хочет, одним оскорбляется, а другим благоугождается. И человеку, как видим, неприятно то, что не ради него делается, а тем более Богу, Который тонко и совершенно проницает дела наши и начинания.

Итак, надобно исправить сердце и научить его, чтобы воли Божией покорялось, и волю Божию любило, и ей последовало, а не своему мудрованию и похотению.

* * *

12

Клеть – здесь чулан, амбар, кладовая.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle