святитель Тихон Задонский (Соколов)

Дела

Христос, Сын Божий, научил нас в святом Своем Евангелии, что подобает нам творить, чтобы спастись. А чему научил словом, то и делом самим показал. Учил смирению, и Сам Себя смирил: смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8), – говорит апостол. Образ глубочайшего смирения тогда показал нам, когда не устыдился ноги умыть святым Своим ученикам и апостолам (см. Ин. 13, 5–7). Учил нищете: и Сам, будучи богат, обнищал нас ради, дабы мы обо гатились Его нищетою (2Кор. 8, 9), – говорит тот же апостол; и Сам о Себе свидетельствует, что Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8, 20). Учил терпению и Сам терпел. Ибо все житие Его святое от рождения до смерти одно только терпение было, как может видеть читающий святое Евангелие. Учил любить врагов и Сам нас, врагов Своих, так возлюбил, что и умереть за нас не отрекся. Учил каждому крест свой носить: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24), – и Сам через всю Свою жизнь крест нес. Так и в прочем, чему учил, в Себе образ показал.

* * *

Какое доброе дело делаешь, то во славу Божию делай, ради Бога, так как Бог велит добро делать. Также, когда от зла уклоняешься, ради Бога уклоняйся, потому что Бог ненавидит зло и велит нам от него убегать, говоря: Уклоняйся от зла и делай добро (Пс. 33, 15). Иначе доброе дело порочится, когда или ради славы суетной, или ради иной какой подобной причины делается. Например, любить ближнего, милость делать, терпеть, прощать ближнему обиду и прочее ради Бога должно, потому что Бог так приказал. Также и от зла уклоняться, например, не злобиться, не гневаться на ближнего, не злословить, не осуждать, не клеветать, не красть, не творить блуда и прочего ради Бога надо, так как Бог запретил все это и злом раздражается.

* * *

От злых дел уклоняйся и добрые делай, но надежду спасения всю полагай на Христа и на милосердие Божие, так как благодатью Христовой и Божиим милосердием спасаемся, а не делами нашими добрыми. Наше утешение, радость и надежда в том, что Христос, Сын Божий, – наш Спаситель. Надежда на Сего Спасителя не посрамит. Однако же Он спасает тех, которые веруют в Него и любовью, смирением, терпением, кротостью и прочими добродетелями следуют Ему.

* * *

Всякое доброе дело, какое ты сделал или делаешь, Богу единому приписывай – да не присвоишь себе дело Его, и славу Его не похитишь, и тем тяжко не согрешишь.

* * *

Бывает, что когда преступники и злодеи на суд ведутся, то приводятся в тех кандалах, которыми окованы. Так и бедные грешники приведутся на суд Божий со своими грехами, которыми, как узами, связаны, и с ними явятся перед праведным Судиею и перед всем светом. И что в тайном месте делали или в сердце помышляли худое, то все станет известно всем Ангелам и людям. Тогда с блудником и прелюбодеем – блуд и прелюбодеяние, с вором и хищником – всякое хищение и воровство, с льстецом, лживым и обманщиком – лесть и ложь, с хитрецом, лукавым и лицемером – все хитрые замыслы и лицемерные дела, с клеветником, ругателем и злоречивым – все его поносные и пагубные слова на том суде явятся. Также со всяким виновным человеком явятся злые его дела. Будут там со всякой властью нерадение о подвластных и прочие ее беззакония. С пастырем – нерадение о пастве и прочие его грехи. С судьей – неправедные суды и прочие его беззакония. С господином – обиды и зло, которые причинял своим слугам и крестьянам, и прочие беззакония его. Словом, со всяким грешником все дела его, слова и богопротивные помышления как соперники и обличители на страшном том испытании явятся, если от них здесь, в мире этом, истинным покаянием, сокрушением сердца и слезами не избавится. Тогда о всяком грешнике будет сказано: вот человек и дела его! Вот человек, который христианином назывался, но христианских дел не творил, рабом Божиим назывался, но диаволу служил. Вот человек и дела его!

О бедный грешник! Горе тебе будет там, если от этих лютых своих соперников и клеветников здесь, в этом мире, не избавишься! Постарайся же, возлюбленный, заранее, сейчас, от них избавиться, да не пойдут с тобой в тот век. Освободи душу твою от них, да не окружат тебя тогда и не посрамят тебя. Оставь их – и они оставят тебя. Отстань от них и отступи – и отстанут они от тебя и отступят, и так свободен будешь от них. А за соделанные кайся и повергай себя перед милосердными очами Иисусовыми, да Своею Кровью, тебя ради пролитой, очистит тебя от них. Тогда воистину чист и свободен будешь! Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 36).

* * *

За богоугодными делами и святым предложением следует искушение как от диавола, так и от злых людей. Делается это попущением Божиим к испытанию человеческому: ради Бога ли делает он то, что начал, и твердо ли стоит в начатом деле. Поэтому все, что ни приключается противное ему, должно как от руки Господней посылаемое принимать и великодушно претерпевать и в начатом не ослабевать, но более преуспевать. Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа (Пс. 26, 14), – увещевает пророк.

* * *

Бог, повелевая уклоняться от зла, также велит и делать добро: уклоняйся от зла и делай добро (Пс. 33, 15); запрещая красть, похищать, также повелевает давать: просящему у тебя дай (Мф. 5, 42).

Следовательно:

1. Как избегать зло, так и творить добро мы равно обязываемся.

2. Отсюда следует, что как запрещенное делать, так и повеленного не делать – противно святому Божию закону, и потому есть грех. Ибо все, что против закона Божия делается, грех. Грех есть беззаконие (1Ин. 3, 4), – по свидетельству апостола.

Не только за злые дела, но и за небрежение к добрым делам отсылает Христос в огонь вечный. Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, – скажет тем, кто будет по левую сторону в день суда Своего. А почему? Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть, и прочее (Мф. 25, 41–42). Этому учит и святой Василий Великий в слове о суде Божием, и святой Златоуст в беседе 13-й на 3-ю главу Послания к Римлянам. Отсюда следует, что грешат те богачи, которые от имения своего не уделяют бедным, просящим у них; также и прочие грешат, которые дарования Божии скрывают в себе и не доставляют пользы, хотя и могли бы, своим ближним. А ведь эти дарования и есть те самые таланты, за которые следует нам ответ дать Господу нашему в день праведного Его суда (см. Мф. 25, 14–30).

* * *

Видишь яблоко или цветок снаружи красивый, а внутри ядовитым червем поврежденный, который не только человеку не полезен, но и вреден. Так и человеческое дело: хотя снаружи и добрым кажется, но если от сердца, самолюбием, тщеславием и гордостью напоенного, происходит, не только ему не на пользу, но и вредит. Ибо таковой не воздает славы Богу, от Которого все добро происходит; и что Богу одному принадлежит, то он себе присваивает; Божии дарования не к Божией славе, а к своей во зло употребляет и так на том месте, на котором Бога ставить должен, себя, как идола одушевленного, ставит – и так от Бога отпадает и отступает сердцем и впадает в богомерзкий порок идолопоклонства духовного.

Таковы те, которые дают обильные милостыни, созидают Божии храмы, богадельни, но оттуда славы и похвалы человеческой ищут; которые людей учат и наставляют для того, чтобы мудрецами и разумными прослыть, и прочее. И это есть диавольская кознь и несмысленного и слепого сердца самолюбие. Что Бог дает человеку к славе Своей и для пользы ближнего, то он, самолюбием ослепленный, в собственную свою славу обращает. Но что человек имеет своего собственного, кроме греха? Воистину ничего. Имение, богатство, разум, мудрость наша и прочее – Божии дарования. Как же постыдно Божие добро обращать к своей, а не к Божией славе? О, сколько согрешаем перед Богом и в мнимых наших «добрых делах»! Где думаем быть добру, там истинное зло кроется, так что грехопадения кто уразумеет(Пс. 18, 13)?

Этот случай и рассуждение учит тебя не искать в добрых делах славы и похвалы своей, но Божие Богу(Мф. 22, 21) воздавать, а не себе присваивать. Если же ищешь славы для себя, то знай, что, как цветок снаружи красивый, а внутри смрадный ни к чему не годен, так и дела твои внешне чем-то и кажутся, а внутри ни на что не годны, но более того – мерзки перед Богом, Который на сердце твое и намерение смотрит, а не на дела.

* * *

Видишь два яблока, снаружи они равно красивы и приятны, но внутри неодинаковы: одно внутри гнило и смрадно, другое и внутри такое же, как и снаружи. Разумей, что так и дела человеческие. У многих дела внешне одинаково похвальными кажутся, но внутри отличаются, так как не от равного сердца и намерения происходят. Например, один судья не приемлет мзды и правду делает, и другой также от мздоимства удаляется и праведно поступает. И так внешние их дела одинаково похвальны, но внутри могут быть неравными, если один делает то, боясь гнева Божия, который из за неправды последует, другой же, опасаясь гражданского суда и страха человеческого или стыдясь людей честных, от зла удаляется: такой судья – политик и лицемер, а боящийся Бога – истинный христианин. Один дает милостыню ради любви Божией и ближнего, другой – ради самолюбия и тщеславия: последний тщеславен и самолюбив, а любящий Бога и ближнего истинно милостив. Один у оскорбленного просит прощения, жалея, что ближнего опечалил; и другой также просит прощения у обиженного, но для того просит, чтобы не привлекал его к суду и таким образом беды бы ему какой не учинил: такой самолюбием недугует, а сожалеющий о печали ближнего имеет истинную любовь. Один ласково и учтиво с ближним своим обходится, не желая его оскорбить, и другой также, но в сердце обмануть его думает: первый любит истинно и чистосердечно; последний же лукав и одного нрава с диаволом, который всячески старается человека обмануть. Один плачет, что или богатство, или честь потерял или не может отомстить врагу своему; другой плачет, что Бога, Творца и Благодетеля своего, прогневал: такая печаль – христианская и спасительная; другого же печаль – мирская и пагубная (2Кор. 7, 10).

Так и в прочем могут быть равны внешне дела человеческие, но внутри, в сердце, не равны. Мы их, по мнению нашему, равными судим, так как на внешнее только смотрим; но Бог, Который глубину сердца зрит и испытывает, иначе судит, как говорит Господь Самуилу, когда он пришел в Вифлеем помазать одного от сынов Иессеевых на царство и хотел было помазать Елиава: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце (1Цар. 16, 7). Этот случай и рассуждение учит тебя тому, чтобы дела твои, которые внешне похвальными кажутся, и внутри, в сердце, добрыми были, и всякое бы дело внешне доброе от сердца доброго происходило, если хочешь Богу угождать.

* * *

Где нет добрых дел, а вместо того злые, там нет и веры истинной, но вера прелестная и ложная. Такую ложную веру имеющие подобно обманываются, как и те, которые в ночи идут и думают, что они тем путем идут, который к намеренному месту ведет, но, как воссияет заря, узнают свое заблуждение и жалеют. Так и ложную веру, мертвую и бесплодную, имеющие думают, что они христиане, путем благочестивым и спасительным идут, но после познают свое заблуждение и раскаются. И блаженны те, которым еще на пути заря благодати воссияет в сердцах; блаженны те, которые прежде конца своего усматривают свое заблуждение и каются. Такое познание есть начало спасения: ибо так могут они сойти с пути погибельного и взойти верой на путь спасения, который в вечную жизнь ведет.

* * *

Ленив человек от природы на дело благое и похотлив на зло и потому должен себя самого убеждать и принуждать на доброе дело, себя побеждать и отвращать от всякого злого дела. Например, не хочет сердце твое ближнего любить, миловать, простить, смириться, целомудрствовать и прочее – убеждай себя к тому. Хочет сердце твое ближнего ненавидеть, гневаться, злобиться, мстить, злословить и прочее – силой отвращай себя от того и побеждай себя в том. Это есть славная победа и намного лучшая, нежели людей побеждать! Себя же самого победить – нет славнейшей победы.

* * *

Не все то доброе дело, что очам человеческим кажется добрым. Доброе дело судится по доброму концу. Потому, хотя и добро делается, но не ради добра, добром быть не может. Творят часто и лицемеры добрые свои дела: часто молятся, воздыхают, еще и плачут, дают обильные милостыни, показывают знаки смирения, облекаются в рубища, преклоняют головы свои, тихо говорят, грешниками себя называют и по видимому образу благочестие показывают – но силы его отрекаются (2Тим. 3, 5). Ибо творят дела свои, чтобы видели их люди (Мф. 23, 5), потому дела их отвергаются Богом, Который сердце и намерение всякого знает и по нему всякое дело судит. Поэтому то только дело доброе, подлинно доброе, которое правильно делается. Правильно же делается тогда, когда от веры и ради добра делается, ибо не может дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7, 18), –говорит Христос. Поэтому не только добро делать должно, но и правильно.

* * *

Цель добрых дел:

1. Должны мы творить добрые дела, чтобы показать повиновение и послушание Богу нашему, Который говорит нам: уклонись от зла, и сотвори добро (Пс. 33, 15). Ибо если Его называем Отцом: Отче наш, Иже еси на небесех, – как в Господней молитве каждый день молимся, то, как сынам, от любви сыновнее Ему послушание должны оказывать. Если Он Господь наш, то, как рабы, должны мы Ему со страхом служить и не быть рабами греха, не попускать, чтобы он нами обладал...

2. Должно нам уклоняться от зла и творить добро к прославлению святого имени Божия. Не так должны христиане творить добрые дела, как язычники некогда и ныне лицемеры делают – ради похвалы и славы своей, но ради похвалы и славы Того, от Которого они происходят, то есть Божией. Ибо без Бога ничего доброго сделать не можем (см. Ин. 15, 5).

Итак, поскольку добро от Бога происходит, то нами к Божией славе и обращаться должно, по Христову слову: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца ваше го Небесного (Мф. 5, 16)...

3. Должны мы добрые дела творить, чтобы засвидетельствовать Богу, Благодетелю нашему, сердечную нашу благодарность. Благодарность истинная требует не только устного исповедания и прославления благодетеля, но и сердечной любви к нему. Любовь же познается по исполнению заповедей Его святых. Кто любит Меня, – говорит Христос, – тот соблюдет слово Мое (Ин. 14, 23). И благодарение устное без сердечной любви не что иное, как лицемерие; о таковых Бог через пророка говорит: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и устами чтут Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня (Ис. 29, 13). Поэтому не только устами, но и сердцем и делами добрыми, от сердца происходящими, благодарность Богу проявлять должно…

4. Требует того от нас вера, которую имеем в Бога и Сына Его Иисуса Христа, да покажем веру нашу от дел наших, как апостол говорит: покажи мне веру твою от дел твоих (Иак. 2, 18). И хотя одна вера во Христа, Сына Божия, умершего за нас и воскресшего, оправдает нас без взгляда на дела наши, однако вера эта пустой быть не может, но любовь сопряженной с собой имеет. Любовь же есть источник добрых дел. Посему святые апостолы, проповедуя Христа всей твари, в основание полагают веру во Христа, но эту веру поучают нас и увещевают засвидетельствовать любовью и прочими добрыми делами, как видно из их посланий. Покажи те в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь (2Пет. 1, 5–7), – говорит святой Петр. Ибо истинная вера – как искра, Святым Духом в сердце человеческом зажженная, которая теплоту любви издает…

Знай точно, что веры спасающей нет в том, в ком нет добрых дел, но есть некая устная, лицемерная или, как апостол учит, мертвая: ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Поэтому и Христос говорит: не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Воля же Небесного Отца в том состоит, дабы нам о грехах каяться, веровать во Христа и слушать святое учение Его, как Сам Он говорит: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5). А чему учит нас этот Небесный и всему миру проповеданный Учитель, святое Его Евангелие представляет нам.

5. Должны мы уклоняться от зла и творить добро (см. Пс. 33, 15), чтобы не порочить и бесчестить высокого христианского звания и имени. Христианам должно рассуждать и помнить о том, что апостол пишет: призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1Фес. 4, 7); помнить и внимать тому, что святой Петр им приписывает: вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; не когда не народ, а ныне народ Божий, и прочее (1Пет. 2, 9–10 и далее); помнить, что они Бога Небесного призывают, чтят и молятся: Отче наш, Иже еси на небесех (Мф. 6, 9); прилежно внимать тому, что Богослов пишет: смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими (1Ин. 3, 1); и еще: а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом (1Ин. 1, 3); помнить и размышлять, что они, по апостолу, храм Божий, и Дух Божий живет в них; ибо храм Божий свят (1Кор. 3, 16–17)…

Сюда же относится и то, что поучают нас распинать плоть нашу, которая желает противного духу (Гал. 5, 17), распинать со страстями и похотями, совлекаться ветхого человека и облекаться в нового (Гал. 5, 24; Кол. 3, 9–10; Еф. 4, 22–24). Итак, о сколь сильно звание это небесное бесчестят те, которые не только достойных его дел не творят, но и пороками греховными, как смрадными рубищами, себя оскверняют! Так они явно показывают, что от него удалились и обратились в ту тьму, из которой благодатью Божией призваны были в чудный свет (1Пет. 2, 9). Поэтому должны они, пока время благоприятно, пока день спасения (2Кор. 6, 2), признав свое заблуждение, опять возвратиться с чистым сердцем к позвавшему их и ныне всех зовущему Богу и молить Его, чтобы принял в первую Свою милость.

6. Должно христианам примечать и помнить и то, что Христос говорит: всякое дерево, не приносящее плода доброго, сру бают и бросают в огонь (Мф. 7, 19), и что говорит апостол: если живете по плоти, то умрете (Рим. 8, 13). Как бы некое духовное дерево – человек, который хотя имя Христово исповедует и тем исповеданием, как листвой дерево, украшается и величается, но достойных плодов исповедания своего, то есть добрых дел, не творит, почему не иному чему, как вечному гееннскому огню, как дерево бесплодное на сожжение, праведным судом Божиим будет предан. Потому и апостол говорит: если живете по плоти, то есть плотским похотям следуете, –умрете – здесь имеется в виду смерть не временная, а вечная, ибо и праведные, и грешные временной смертью умирают, но те воскреснут в воскресение жизни вечной, а эти – в воскресение суда (вечного осуждения) (Ин. 5, 29). Этот страшный конец да устрашит нас от злых и горьких плодов греховных, которые вечному огню предают, и да подвигнет к покаянию и плодам его сладким.

Но если и на временное бедствие посмотрим, увидим, что оно не откуда-нибудь, как от беззаконной и нераскаянной жизни человеческой происходит. Отсюда пожары, голод, оскудение хлеба и прочих житейских благ; отсюда моровые язвы, землетрясения; отсюда войны, ужасные сражения, кровопролития, многих тысяч людей падения и от этого последующие жен, родителей, детей плачевные вопли, разорения и опустошения городов и государств и прочее. Так правда Божия, беззакониями человеческими раздраженная, посылает страшный меч суда Своего и поражает беззаконников! Да убоимся страшного этого меча и сотворим достойные плоды покаяния (Мф. 3, 8; Лк. 3, 8).

7. Апостол говорит: благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1Тим. 4, 8). Благочестие Бог обещает милостиво и благодатно не только в будущем, но и в нынешнем веке наградить Своим благословением. Если в повелениях Моих ходите, и за поведи Мои сохраните, и сотворите их, дам дождь вам во время свое, и земля даст плоды свои, и деревья полевые принесут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно, и войны не будет земле вашей; и дам мир в земле вашей, и уснете, и не будет устрашающего вас, и погублю зверей лютых от земли вашей и прочее (Лев. 26, 3–6 и след.).

Изрядно представляет очам нашим псалом 36-й благословение Божие, которое благочестивым подается: как нечестивые хотя и возносятся и высятся, как кедры ливанские, однако исчезают, так что и места их не найдешь, хотя и поищешь. Благочестие и в день смерти благочестивому помогает. Боящемуся Господа благо будет, и в день смерти своей обретет он благодать (Сир. 1, 13). В будущем же веке все блага, которые не видел глаз, не слышало ухо, которые не приходили на сердце человеку, любящих Бога ожидают (1Кор. 2, 9), по неложному обещанию Его.

Однако это не так должно понимать, что будто бы дела наши заслужили что-либо у Бога, поскольку и дела наши добрые должно приписывать Богу, Который в нас благодатью Своею производит их; нашими же они называются потому, что мы благодати Божией зовущей и действующей повинуемся и, этой благодатью просвещаемые и укрепляемые, деяния плотские умерщвляем и плоды веры, которая есть дар Божий, приносим, боимся и любим Бога и ближнему дела любви оказываем. Ибо Бог никому не должен, и что нам благое дает – даром дает, по одной Своей благости. Поэтому как обещает блага Свои и этим обещанием возбуждает в нас веру и охоту к благочестию, так и обещанное послушавшим Его и верующим дает даром, по одной Своей благости.

Надо помнить нам в этом случае Христово слово: когда исполните все повеленное вам, говори те: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10). Но кто бы все повеленное исполнил? Один Христос, Исполнение закона и пророков, все исполнил и заслужил всем благодать и славу у Бога, Небесного Своего Отца. Ему слава и похвала подобает, нам же должно всегда признаваться со смирением: у Тебя, Господи, правда, у нас же на лицах стыд (Дан. 9, 7), и молиться: не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу по милости Твоей и истине Твоей (Пс. 113, 9).

Однако отсюда не должно заключать по плотскому мудрованию, что если даром, одной верой, а не добрыми делами, получаются блага от Бога, то не требуются и дела добрые. Мнение такое погрешительно. Кто такое мнение имеет, в том и веры нет, поскольку где добрых дел нет, там и веры нет, которая от добрых дел, как дерево от плодов, познается... Поэтому должно иметь веру и ее добрыми делами засвидетельствовать, да получим верой Божие обещание.

8. Требует того братская христианская любовь, дабы мы ближнему нашему в нуждах его помогали… и духовно его созидали примером христианской жизни и благочинного обращения. Это говорится опять не затем, чтобы мы добрые дела делали ради того, чтобы увидели люди (Мф. 23, 5), – эта цель и намерение, как фарисейское лицемерие, святым Божиим словом осуждается, – но затем, что добрая жизнь одного может другому подать повод или к более ревностному в христианском деле подвигу, или изнемогающим – к восстанию от уныния и бессилия. Ибо истинное благочестие есть как свет, в ночи мира сего сияющий, который хотя и таится, однако скрыться не может, но издалека видим…

9. К благочестивой жизни и благочинному обращению должен нас побуждать злой конец непостоянной жизни, то есть соблазн. Правило добрых дел – Божие Слово. Светильник но гам моим – закон Твой, Господи, и свет путям моим (Пс. 118, 105), – говорит псаломник. Этот светильник светит нам, во тьме мира сего ходящим, и показывает, как ходить, жить и обращаться, что делать и от чего уклоняться. Потому соблазн прежде всего двояким образом бывает: во-первых, через развращенное и Слову Божию противное учение, как то делают еретики и прочие суеверы; во-вторых, подает соблазн и тот, который противно Слову Божьему живет и развращенно среди братии своей ведет себя. Ибо как добрый, так и злой пример одного ударяет в сердце другого через слух или зрение: тот к добру, а этот ко злу побуждает видящего или слышащего…

10. О добродетельной жизни и для того должно нам заботиться, чтобы заградить уста противникам нашим и врагам, которые изощряют ядовитый язык свой на поношение и злословие наше и наблюдают, как бы обратить речь против нас. Так они, увидев жизнь нашу не таковой, каковой считают и разносят, посрамятся и заградят уста свои и умолкнут. И хотя свойство клеветников – и там находить причину порицания и злословия, где нет причины, однако клевета их как ложная и неправедная тщетна будет, когда выведет Господь, как свет, правду неповинных, и судьбу их, как полдень, и тогда меч их, который против неповинных извлекают, войдет в сердца их (Пс. 36, 6, 15).

11. Жизнь нашу благочестиво должно проводить нам для того, чтобы, видя жизнь нашу добрую, не знающие и не исповедующие имени Христова обратились ко Христу и с нами едино были и прославили Отца нашего Небесного (Мф. 5, 16). Так древние христиане многих приобретали Христу, как читаем в истории церковной.

* * *

Презрение и оставление христианских добродетелей – это знамения неверия. Ибо как дерево по плоду, так вера по добрым делам познается (Лк. 6, 44; Иак. 2, 18). Всякое доброе дерево плоды добрые приносит, а злое дерево злые приносит плоды. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7, 18). Следственно, где нет плодов веры, то есть добрых дел, там нет и самой веры. Вера не может быть праздной и бесплодной.

* * *

Верным рабам Христовым должно славы Господа своего искать, от зла уклоняться и доброе творить для того, чтобы от этого имя Господа их славилось, дабы так угодны были дела их Господу их, а иначе не могут быть угодны. Как угодно Христу может быть то дело, которое не ради Христа делается? Всякое дело, какое оно есть, доброе или злое, по цели судится. Хотя дело и добрым с виду кажется, но когда не ради доброй цели творится, не может быть добрым, но злое. Например, милостыню даешь ради того, чтобы похвалу от человека иметь: доброе дело по внешности творишь, но внутри оно злое, ибо ради суетной славы своей, а не ради Христа делаешь это. Поэтому должно не только добрые дела творить, но и добро творить, то есть для доброй цели, которая есть слава Божия.

* * *

Постараемся осматривать себя и в добрых делах наших, дабы негодными не были они перед Богом и мы с ними непотребными не явились. Все, что ни творим, да будем во славу Божию и пользу ближнего нашего делать. Доброе дело от цели познается, а не от самого дела. Когда цель добрая у доброго дела, то и дело доброе, а когда цель злая, то и дело порочится, хотя бы и добрым казалось. Нужно прежде исправить сердце, чтобы о славе Божией, а не о своей замышляло, и о пользе ближнего, и тогда от правого сердца, как от доброго дерева добрые плоды, добрые дела происходить будут. Иисус, Зеркало всех добродетелей и Помощник всем, воздыхающим к Нему, да поможет нам.

* * *

В начинании всякого дела призывай имя Господа Бога твоего и начинай с молитвой – да поможет тебе Господь начать и совершить. И из этого видно, что ничего не должно христианину начинать, что закону Божию противно, а только то, что ему согласно.

* * *

Непременно нужно тому, кто хочет спастись, Православие или правую веру содержать. Но этого одного недостаточно для спасения. Ибо и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19), по словам апостола. Веруют, что Бог един есть, что Христос пришел в мир, и имени Его святого боятся. Поэтому апостол требует, чтобы мы показали веру от дел: покажи мне веру от дел твоих (Иак. 2, 18). Ибо как дерево доброе от плодов добрых, так истинная и сердечная вера от добрых дел познается. Многие называются христианами верными, но дела иное показывают, на устах веру показывают, но из дел язычниками или даже хуже их являются: говорят, что знают Бога, а делами отрекаются от Него (Тит 1, 16). Потому надо с Православием и живую веру иметь, которой непременно последуют и схожие дела. Такую веру старайся иметь – и спасешься.

* * *

Что человек в мире этом ни делает, Бог все видит и в книге Своей записывает. Мирское все в мире останется, а с человеком только дела его на оный свет пойдут, и чем более делает здесь дел добрых или злых, тем более там явится. Что посеет человек здесь, то там и пожнет (Гал. 6, 7). Всякого труды и плоды там явятся: с добрым добрые, со злым злые явятся. Горе бедному человеку будет тогда, когда перед Праведным Судией и перед всем миром явятся все злые его дела, которые от юности до кончины своей делал, и сказано о нем будет: «Вот человек и дела его!» О чем и Сам Бог ныне грешнику говорит: обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои (Пс. 49, 21).

Чем человек более вьет веревку, тем длиннее бывает; и чем более на себя налагает, тем бремя делается тяжелее; и чем более в сеть запутывается, тем с большим трудом оттуда освобождается; и чем более становится черным, тем с большим трудом от этого отмывается...

Полно уже вить веревку, но пора прервать; полно уже обременять себя, но пора свергать бремя; полно уже запутываться в сеть, но пора уже расторгнуть сеть и освободиться; полно уже более очерняться, но пора уже отмываться. Бог во всем Помощник. Ты только восстань – и Бог подымет тебя; начни – и Бог поможет тебе; ободрись – и Бог укрепит тебя; пробудись – и Христос просветит тебя; вступи на путь благочестивых – и Христос поведет тебя.

Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5, 14). Пора, пора, о пора! Время уже действовать Господу (Пс. 118, 126).


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle