Источник

Добро

Добрый христианин всем, друзьям и врагам, знакомым и незнакомым, добро творит, подражая в том Небесному Отцу, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45). Дом его всякому страннику открыт, хлебом его всякий голодный питается. Нагого не отпустит, не одев, если имеет во что одеть. Требующему в помощи не откажет, если может. Со страдающим и плачущим прослезится и поплачет. К скорбящему первый идет с утешением и старается, как может, уязвленное сердце вылечить. С радующимся радуется о его благополучии как о своем. Каждому милости у Бога ищет и просит, как и себе. Всеусердно рад был бы, если бы всех спасенными видел. А если было бы возможно и имел бы чем, всем бедствующим помог бы. Видя брата согрешающего, не судит его, но духом милосердия соболезнует…

Христианин! Сделайся добрым и тогда будешь добрые дела творить. А чтобы добрым сделаться, надо:

1. Обратиться всем сердцем к Богу и быть в истинном покаянии. Без этого добрым человек быть не может.

2. Читать с вниманием Божие Слово и прочие христианские книги и размышлять над ними с прилежанием. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2Тим. 3, 16–17).

3. Стараться познавать растление и окаянство своего сердца. От познания самого себя последует смирение и старание об исправлении себя самого. Ибо надо прежде немощь немощному познать и тогда исцеления искать. Начало здоровья – познание немощи, и начало исправления – познание своего бедствия и окаянства. Кто, видя кроющийся в себе смертоносный яд, не пожелает с усердием от него освободиться? И кто, видя погибель свою, не будет стараться от нее избавиться? Познание себя – это начало спасения. Познай себя, человек, и нелицемерно признай свою бедность и окаянство перед Богом. И отдай себя в руки Христовы, как немощный отдает себя лекарю, и тогда Христос исцелит тебя!

4. От всякого греха беречься и принуждать себя ко всякому добру, хотя и не хочет сердце. Господь, видя такое старание и усердие к добру, будет делать милость старающемуся и день ото дня к лучшему его исправлять. Немощный, когда хочет исцелиться, бережется от всего, что лекарь ему запрещает, хотя желание его и влечет к тому. Так и христианин должен уклоняться от всего, что Небесный Врач Христос запрещает, хотя и не хочет сердце. Иначе исцелиться не может.

5. Усердно молиться и просить исправления у Самого Христа, Который прокаженных очистил, слепых просветил, немощных исцелил. Он и души наши бессмертные исцелит, если усердно будем Ему молиться и сами будем старание к тому прилагать, по неложному Его обещанию: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7–8). Обрати меня, Господи, и обращусь. Исцели меня, Господи, и исцелюсь (Иер. 31, 18; 17, 14), а без Него обращение и исцеление не бывает.

* * *

Каждый добро любит и чем большее добро, тем более его любит. И хотя зло люди любят, но любят не как зло, но под видом добра. Никто не благ, как толь ко один Бог (Мф. 19, 17). Кого же любить нам, как не Его одного? Как огонь – всегда горяч и всегда греет, как свет – всегда свет и светит, как мед – всегда сладок и услаждает, так Бог всегда и непрестанно благ и всегда благотворит. И как огонь не может не согревать, и свет не может не просвещать, и мед не может не услаждать, так Бог не может не благотворить. Таковое Его естество, чтобы благотворить. От Него одного всякое добро, какое ни есть и быть может. От Него утешение, радость, веселье и блаженство происходит.

Без Него истинного блаженства, утешения, радости и веселья быть не может. Бог и тогда благотворит нам, когда наказывает нас. Ибо наказывает нас, чтобы нас исправить; бьет нас, чтобы помиловать нас; сокрушает нас, чтобы исцелить нас; опечаливает нас, чтобы увеселить нас. Все творит, чтобы ублажить нас.

* * *

Видим, что люди, когда познают добро, ищут его. Так, если познают, что добро для них – богатство, ищут его; познают, что хлеб – добро для них, и ищут его; познают, что одеяние – добро для них, и ищут его; познают, что дом – добро для них, и ищут его; познают, что искусство, художество, разум и мудрость – добро для них, и ищут их, и прочее. И чем большее добро познают, тем усерднее и ищут его. А непознанное добро не ищут никогда: как искать того, чего не знаем? Поэтому надо прежде познать добро и тогда его искать.

Так Бога – высочайшее, естественное и вечное познанное Добро – ищут; и чем более человек познает Его, тем усерднее и прилежнее ищет Его и ничего ни на земле, ни на небе, кроме Него, не желает и не ищет, поя с пророком в сердце своем: что для меня на небе? и без Тебя чего желать мне на земле (см. Пс. 72, 25–26), и прочее, – но, все оставив позади себя, жаждущим духом спешит к Нему.

* * *

А что добрым себя человеком называешь, а другого злым, то неизвестно, кто лучше: ты ли или он, которого злым называешь. Не тот добр, кто себя называет добрым, но тот, кто добро творит и кого Бог, праведный Судия, хвалит.

* * *

Чтобы дело истинно добрым было, должно быть и снаружи и внутри добрым; тогда же добрым бывает, когда добре делается, то есть когда от доброго сердца происходит и с доброй целью, то есть к славе Божией и пользе ближнего бывает.

* * *

Какое добро человек человеку ни делает, не собственное свое дает, но Божие, ибо ничего, кроме растления и грехов, собственного не имеем. Все и всякое добро – Божие, а не наше. И душой и телом Богу, Создателю нашему, обязаны мы, а тем паче прочим добром. Поэтому, когда кто-либо человеку благодетельствует, от Божьего добра, ему данного, уделяет. Один Бог собственное Свое добро подаст нам, ибо все добро, или душевное, или телесное, Его добро есть и единственно от Него, Источника добра, происходит.

* * *

Бог есть высочайшее Добро, от Которого все добро и блаженство, какое есть и может быть, проистекает. Без Бога всякое блаженство – окаянство и бедность, жизнь – смерть, радость и сладость – горесть. С Богом и в несчастье жить – счастье, в нищете – богатство, в бесславии – слава, в бесчестии – честь, в скорби – утешение. Без Бога не может быть истинного покоя, мира и утешения. Поэтому люби Его как высочайшее Добро и Блаженство, люби более всякого создания, более отца и матери, более жены и детей и более себя самого. К Нему единому прилепляйся сердцем твоим и более всего только Его желай и ищи, потому что Он вечное твое добро и блаженство, без Которого и в нынешнем веке нет и в будущем не будет жизни и блаженства. Всякое создание Божие – добро, но Создатель несравненно лучше. Люби же и желай Его как само Добро, как существенное, безначальное, бесконечное, присносущное и непеременяемое, от которого все создания добрыми делаются.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle