протоиерей Валентин Амфитеатров

ПОУЧЕНИЕ о христианской нравственности1

Пастырь добрый жизнь свою полагает за овец

(Ин. 10:11)

Вот что говорит Иисус Христос в евангельской притче нам, приготовляющимся встретить благоговейным воспоминанием подвиги и благочестивые труды святителя и чудотворца Николая.

Если глубже вникнем в притчу, повествующую о добром Пастыре, то увидим здесь светлое изображение доброго, т. е. честного человека, каким везде должен быть христианин.

Да, пастырь добрый есть каждый христианин. Есть у него своего рода овцы, есть и двор овчий; есть волк, угрожающий овцам, есть и страж, стерегущий двор. Что же это за овцы? Это нежные, добрые способности и дарования души. Это наше стремление к знанию и наклонность к добру; это разум и воля. Пасти – значит образовать их в училище веры и воспитывать в правилах закона Божия. Кто ищет сердцем истины и добра, кому дорога правда, честь и честность, тот и есть добрый пастырь, о котором говорится в притче Христовой.

Двор овчий – это наша душа со всеми ее силами. Очень часто наши мысли и желания, исходя из сердца, летают туда и сюда, по пространству мира. Под влиянием его очарований коварный враг часто уловляет наши чувства в свою погибельную власть. Побежденные соблазном люди падают в бездну страстей.

Если случается с нами такое заблуждение чувств, то окончанием нашей радости бывает горе, вместо восторга получается страдание, недоумение, страх, ужас...

Благо тому человеку, у которого есть страж при душе. Первый наш страж есть Ангел-Хранитель. Он стоит у внутренних дверей нашей совести и нашего чувства и охраняет их, чтобы не вошел в их двери лукавый и не выкрал оттуда даров Св. Духа.

Назидание притчи таково:

1. Подобно доброму Пастырю в притче, христианин должен быть мудр. Он должен разборчиво избирать средства для спасения своей души и личного счастья. Здесь недостаточно житейского ума. Его помощь чаще всего приводит к плотскому мудрованию и лукавому мудрствованию. Здесь надобен, по выражению ап. Павла, «ум Христов»: ум простой во Христе, свободно взирающий на славу Господню и свободно служащий закону Божию (1Кор. 2:16; 2Кор. 11:3; 2Кор. 3:14–17; Рим. 8:25).

2. Подобно доброму Пастырю, христианин должен быть силен. И здесь разумеется не сила телесная, но душевная, т. е. такая, которая покорно и смиренно готова исполнить волю Божию. Какой бы крест ни возложила жизнь на человека, человек должен быть настолько силен, чтобы страдания, болезни нести без ропота. «Да будет Твоя святая воля, Господи», – в этом чувствовании и заключается сила христианская, отпор всякого рода условиям и обстоятельствам нашего земного странствования.

3. Христианин, подобно доброму Пастырю, должен быть добр. И опять, не в том смысле, как большей частью, под влиянием переменчивых учений века, мир понимает доброго человека, но в том смысле, как дает уразуметь нам Христос, Творец мира и Истины, Солнце и Свет духа. Христианская доброта и благость – это сообщение другим даров милости Божией, полученных человеком от Бога.

4. Христианин, как добрый Пастырь в притче, должен быть попечителен и внимателен к себе. Если пред ним соблазн, он молится, чтобы не впасть во искушение. Прокралось ли в душу через чувство дурное впечатление, он следит за ним и не допускает ему развиться в наклонность. Возникает ли в душе злой помысел или нехорошее подозрение, он постарается молитвой отогнать, а слезами омыть это темное пятно.

5. Христианин должен быть осторожен во всем, даже в самом добре. Много приходится видеть людей, которые самое добро роняют по причине неумения с ним обращаться. Когда я вижу богомольного человека – девицу, женщину и мужчину, день и ночи, по-видимому, проводящих за внешней молитвой, но относящихся к ней рассеянно, стоящих в церкви неблагоговейно, – мне жаль их. Их набожности грозит опасность пустосвятства. Когда я вижу постников телесных, но с этим вместе не умеющих держать лад и мир с окружающими, – мне жалко их. Они похожи на строителей, начавших внутреннее устройство своих комнат очень рано, когда еще нет ни дверей, ни окон в созидаемом ими здании, когда ветер и всякие стихии врываются туда беспрепятственно. Эти люди, по смыслу притчи, суть бессердечные наемники в стаде Христовом.

Итак, как Пастырь добрый жизнь Свою полагает за овец, так и мы должны посвящать свои силы и дела на спасение души. Да поможет нам своими духовными силами в доброй христианской жизни святитель Христов Николай! Аминь.

* * *

1

Произнесено накануне дня свт. Николая Чудотворца.



Источник: Приводится по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г. Цензор - священник Александр Гиляревский.

Вам может быть интересно:

1. Христианское миросозерцание. Христианство и жизнь – Христианство и культура h3 Понятие о культуре священномученик Михаил Чельцов

2. Письма и статьи – ХРИСТИАHСКОЕ ЕДИHЕHИЕ священномученик Онуфрий (Гагалюк)

3. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Христианство схиархимандрит Иоанн (Маслов)

4. Основы православного воспитания – МАРКСИСТСКИЙ ВЗГЛЯД БОГДАНА СУХОДОЛЬСКОГО НА ОБРАЗОВАНИЕ митрополит Амфилохий (Радович)

5. Единство Империи и разделения христиан – СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ протоиерей Иоанн Мейендорф

6. Основная истина христианства и коренное заблуждение неверующего разума епископ Вениамин (Платонов)

7. Донские калмыки и история их христианского просвещения по трудам Казанского миссионерского съезда священномученик Гурий (Степанов)

8. Великий пост. Духовные поучения – В Неделю Крестопоклонную протоиерей Валентин Амфитеатров

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иоанн, епископ китрский профессор Александр Павлович Лопухин

10. Служба Богу и России (слова и речи) – Слово, сказанное Ректором Тамбовской духовной семинарии, Архимандритом Феодором, при первом служении в семинарском храме в неделю 4-ю... архиепископ Феодор (Поздеевский)

Комментарии для сайта Cackle