Источник

СЛОВО о воплощении Сына Божия

I

Православная Церковь закончила круг праздников Рождества Христова, но в ее песнопениях осталось праздничное настроение, напоминающее о величайшем событии, которым началась история духовного и нравственного возрождения человека. Чтобы в наших душах глубже залегли понятия о значении искупления человечества Иисусом Христом, сегодня мы будем беседовать о воплощении Сына Божия.

Когда родился наш Спаситель, то Ангел, явившись вифлеемским пастырям, сказал: «благовествую вам радость великую" (Лк. 2:10). Радость эта велика, превыше ума человеческого: доселе человечество находилось под вечным проклятием Божиим. Бедствие было тем значительнее, что несчастные люди или не понимали его, или хотя и понимали, но нисколько не заботились об освобождении себя из-под власти диавола. Теперь же возвещается человечеству радость: родился в мир Спаситель всех людей. Он пришел как Лекарь-Целитель к больным, как Освободитель к страдающим в неволе, как Путеводитель к заблудшим, как Жизнеподатель к умершим, как Избавитель к отверженным. Веруя в воплотившегося Господа Иисуса Христа, мы все становимся в ближайшее отношение к Богу. Над каждым из нас чрез Иисуса Христа простирается благоволение Божие. Милосердному Богу мы имеем право излагать свои нужды, свою скорбь и свои желания. И как не иметь нам этого права, если Сам Господь соединил нашу бренную природу со Своей Божественной? Человеческое достоинство тем самым вознесено до высочайшего положения, какое только можно себе представить.

В явлении миру Сына Божия в образе человека совместились беспредельное величие и беспредельное уничижение, всемогущество Божие и человеческая слабость. Ибо что выше и славнее Бога? И что ниже и слабее естества человеческого? Господь нашел средство соединить эти две крайности. Соединить же было необходимо: требовалось возместить Правде за грехи человека, отверженного Богом. И вот Бесконечная Праведность как бы из Себя Самой берет вознаграждение, и за нас страдает плотию Сам Бог Создатель (см. 1Пет. 4:1), чтобы плоть создания не страдала во веки. Таким образом, Сам Спаситель примирил нас с Отцом Своим, сделался нашим Заступником и "приобрел нас Своей кровью» (Деян. 20:28).

Воплощением Сына Божия все люди ласково призываются к Господу. Через этот призыв наша природа освятилась; она не столько обременена была преступлением первого из грешников – Адама, сколько прославилась через Христа. Мы получили во Христе более, нежели в Адаме потеряли. Изобилен грех, но преизобильна благодать Божия (см. Рим. 5:20). В Адаме мы потеряли невинность, но во Христе получили совершенную праведность. Вот почему истина о воплощении Сына Божия стоит выше всякой другой. Изумляет мысль о всемогуществе Божием, когда мы представим себе то, как Господь сотворил плоть и кости наши, но еще более изумительно то, что «Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин. 1:14). Высказанные нами мысли должны быть известны каждому христианину. Воспоминание о Рождестве Христовом должно вызывать в нас чувство благодарности к Тому, Кто искупил нас от вечной погибели, Кто через Иисуса Христа приготовил нам вечную радость. Аминь.

II

Радуйтесь, небеса, и веселись, земля,

и восклицайте, горы, от радости, ибо

утешил Господь народ Свой и

помиловал страдальцев Своих.

(Ис. 49:13)

Так говорил пророк Исаия, предвидя блаженное время христианства. Пророк воображал и, так сказать, предощущал блаженство явления Бога во плоти, рождение Господа Спасителя нашего. Верующие люди Ветхого Завета не только сами радовались, помышляя о грядущем воплощении Спасителя, но и возбуждали к радости всю землю, и горы, и долы, и холмы, и моря, и реки, и всю природу. Радостные мысли в книге Псалтирь исключительно направлены к этому событию, т. е. явлению Иисуса Христа между людьми.

Мы живем именно в те времена, о которых радовались и веселились пророки, созерцая их издалека, но наслаждаемся ли мы блаженством, предвозвещеннным ими христианам? Радость, возвещенная Ангелами на небесах в день Рождества, обещанная всем людям, известна ли нашим сердцам?

Будем, искренни и признаемся откровенно, что эта великая радость немногим из нас по опыту известна. Отчего же? Обратимся как неведающие ученики к добрым учителям, к Св. Отцам Церкви, и будем их просить, чтобы они объяснили нам, отчего мы, хотя и христиане, но перед праздником Рождества Христова, и во время праздника, и потом представляем из себя людей, находящихся в большинстве случаев под гнетом гнева и нужды и томимых страхом? Многие из нас могут с грустью сказать слова Иеремии: «Ждем мира, а ничего доброго нет! Нет времени исцеления, а только ужасы и беды» (Иер. 8:15). Старое старится в печали, а молодое как бы растет для печали. Жаль старым прожитой жизни, еще более жаль молодым, что их ожидает, может быть, еще более пасмурная, холодная старость: «Господи, когда же я утешусь в горести моей! сердце мое изныло во мне» (Иер. 8:18).

Святые Учителя и Отцы Церкви говорили, что нерадостно христиане готовятся к празднику Рождества Христова и равнодушно его встречают, потому что не имеют святых расположений, как должно бы иметь. «Те, кто объят плотскими страстями, не могут праздновать, хотя и думают, что празднуют», – писал прп. Феодор Студит.

Мы знаем, что когда в душе есть расположение одного человека к другому или друга к другу, то свидание всегда доставляет им радость, а разлука – печаль. Если же свидание невозможно, то о нем думают, воображают, мечтают. Известно всякому, что формальные свидания, урочные визиты, неизбежные посещения утомительны, подозрительны, несносны, как повинность, налагаемая веком, нравами или обычаями.

Когда шли приготовления к празднику Рождества, многие ли из нас как христиане думали, что родившийся в Вифлеемских яслях Спаситель должен открыться каждой верующей душе? Как открыться? Своей благодатию и славой!

Да, Он готов явить Себя нам, но мы заперли наглухо свои сердца, а многие даже и ключ потеряли или позабыли, где он находится, от того средоточия сердца, которое Господь обещал навещать и которое благоволил назначить обителью для Себя.

Кому же из христиан открывал Себя Христос Своей славой и благодатию и кто был такой счастливец, чтобы видеть и ощущать эти радости небес? Открывал Христос Себя всем и каждому, кто действительно этого желал; видели и ощущали Его святые всех мест, стран, народов, возрастов и полов. Видение и ощущения посещения Христова приятны в такой степени, что о них трудно говорить и писать. Радовались мученики, даже в своем страдании, принимая нетленные венцы от Спасителя; восхищались мудрые девы, держа в руках светильники целомудрия, встречая небесного Жениха в тихий час полуночи. А святой апостол Павел в своем письме к христианам из города Галата начертал: «и уже не я живу, но живет во мне Христос!» (Гал. 2:20). «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» (Гал. 4:6). Итак, вот к какому восторгу приводят святые расположения!

Правда, мы привыкли друг друга поздравлять с праздником Рождества Христова. Считаем грубостью не поздравить других христиан, своих ближних с его наступлением, а также не принять от них доброго привета. Но что имеют в виду поздравляющие и поздравляемые, когда передают эту христианскую радость? Признайтесь по совести, у многих эти чудные слова: «Поздравляю, Христос родился!», – заучены, усвоены поверхностно. В сущности же трудно подыскать выше и лучше благопожеланий, чем «Христос с Вами! Будьте во Христе!», – которыми мы часто начинаем или заключаем свои братские письма. Каков их смысл? Смысл отраднейший: «Желаю вам, чтобы Христос родился в нас и пришел в силу, провел с нами младенчество, и отрочество, и зрелый возраст».

Может быть, спросите: «В чем же состоит это Христово рождение в нас и как оно совершается и раскрывается в душах верующих?» Имею возможность ответить на такой вопрос, но отлагаю беседу до следующего воскресенья, если угодно Богу. Теперь же: «Христос с вами!» Аминь.

III

Рождество Христово во плоти, как оно описано в Евангелии, произошло в смирении и уничижении. Наш Спаситель родился от бедной Марии. Он родился не в великолепных чертогах, а в вертепе. Он был положен в яслях и повит обычными пеленами. Для Него не нашлось комнаты в гостинице, которая была общим пристанищем всем путешественникам, даже самым бедным странникам и пришельцам. Вот как воплотился Единородный Сын Божий, Царь неба и всех небесных светил: солнца, месяца, бесчисленных звезд, комет, планет! Так родился на земле Тот, Которому принадлежала и принадлежит вся вселенная со всеми ее творениями, обитающими на земле, плавающими в воде, летающими в воздухе и движущимися по тверди небесной!

Если бы Он захотел, то мог бы родиться среди блеска невыразимого, среди славы неописуемой, небывалой. Все создание могло бы служить Ему, чтобы возвысить Его величие. Солнце бы осияло Его колыбель еще более яркими лучами света и тепла, нежели оно озаряет жизнь мира. Небеса обрядились бы разноцветными радугами, месяц бы выплыл во всем богатстве своей красоты, прилетели бы из всех стран небесные птицы, оставили бы леса всякие звери, прибыли бы из всех стран и частей мира люди. И у колыбели Небесного Царя Царей раздался бы благовест, который разнесся бы по всей земле, по горам и долам, океанам и морям, рекам и озерам! И все и вся возрадовались бы дивному воплощению Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Но... Спаситель не захотел такого торжества.

Он, Божественный и Несравненный, избрал кротость, смирение, бедность, скромность. Он принял зрак безответного раба, оставил Свою славу, которую имел от вечности, уничижил Себя, подверг Себя всему тому, что только есть наиболее презираемого. И все это благоугодно было Ему сделать для того, чтобы с самого вступления Своего во вселенную показать и научить, как должно смотреть на Него: не как на мирского Мессию, в котором бы надлежало искать мирского величия и блеска настоящей жизни, – как хотелось и как ожидали, по внушению чванных первосвященников, книжников и фарисеев златолюбивые евреи, – но как на Спасителя, Который приходит к желающим принять Его под покровом внутренних, а не внешних достоинств, не временных, но вечных. Чтобы люди видели и знали, что велик не тот человек, который родился на мягком, пуховом, золотом и бриллиантами убранном ложе, не тот человек счастлив, чье бракосочетание с жизнью было пиром вселенским, но Тот, Кто родился Человеком, пришел в мир Человеком, жил Человеком. И даже бессердечный римский Пилат, увидев и услышав Иисуса Христа – Человека без пятна на совести, без упрека в измене, в кротости и силе души хранящего образ и подобие Божества, – сказал: «Вот – Человек!» (Ин. 19:5).

Под этим покровом смирения подходит Он теперь и к нам и рождается в сердцах верующих в Него. Наш Спаситель не переменил Своих правил. И доколе продолжится благодатное царство Его, – сокрытое от очей завистливого, злого, досадующего, скучающего мира, но ясное, светлое для души бескорыстной, любящей, покоряющейся Промыслу Божию, – Его правила смирения и самоотвержения будут оставаться непреложными и не потеряют своей силы. Верующие узнают своего Господа и лежащего в Вифлеемских яслях, и беседующего с народом на пустынной горе, везде и всегда, потому что «на всяком месте владычество Его» (см. Пс. 102:22).

Верующие души испытывают в себе силу духовного рождения Христова, соединяются с Ним, касаются Его духовно.

О, мои братья и сестры и чада духовные, разве вы не испытывали этого чувства? Испытывали несомненно и испытываете, когда огорчены жестокой неправдой в обществе или в денежных делах, находитесь в нужде, в преследовании, когда терпите беды от близких и дальних, от родных, от семьи, от мужа или жены, от детей или от родителей, – словом, когда жизнь делается немила, когда в глазах нет слез или их очень много, когда ночь страшит бессонницей, а день – суетой. И вдруг вы чувствуете, что будто бы камень свалился с вашего удрученного сердца, в молитве или принятии Св. Христовых Таин вы неожиданно получаете облегчение, находите утешение, отраду, надежду. Вы чувствуете, что Кто-то подошел к вам и объял неизреченною благодатию. О таинственное, невыразимое счастье! Кто это? Кто же?.. Это Он, наш Христос, Он, не принятый в гостинице, видит Свои ясли в нашей душе и готов войти, подобно тому, как Он пожелал однажды войти в дом великого грешника Закхея и принес спасение всему дому его.

Вошел Господь в душу – и все обиды и нужды забыты. И земная душа свой «вертеп Неприступному приносит». Она возносится, она славословит, она видит везде братьев и сестер и не чувствует уже страха и неправедного срама. С ней Христос, – чего же ей больше?! Пусть люди бьют нас по одной ланите, – мы не проклянем их, не воспротивимся злу, если они пожелают ударить и в другую. Не разозлят они нас, потому что мы молимся за ненавидящих и обидящих нас: “Господи! Они не ведают, что творят: прости им (см. Лк. 23:34). Только будь Ты с нами. Живи с нами! Не оставляй нас, Господи, Боже наш! Не уходи от нас!» Аминь.

IV

В предшествующей беседе мы желали указать восхитительные следствия духовного рождения Господа нашего Иисуса Христа в сердце верующих. Мы желали объяснить, что нельзя довольствоваться одним внешним празднованием Рождества Христа Спасителя, которое уже несколько лет мы праздновали в нашей жизни, но которое может быть доселе не доставляло многим из нас существенной пользы. Христианам необходимо достигнуть того, чтобы великое, чудное и непостижимое таинство Воплощения Божия открылось в наших сердцах, чтобы мы по собственному опыту узнали, что значит, употребляя выражение св. апостола Павла, иметь в себе «Дух Христов» (Рим. 8:9).

Чтобы празднование Рождества Господа Иисуса служило во славу Божию и ко благу бессмертным нашим душам, поставим вопрос: когда этот праздник не соблюдается как должно и когда соблюдение его служит во славу Божию?

1. От 25 декабря по 7 января2 все дни в священном предании и в устах христиан носят название святых дней – Рождественских дней; вечера – святых вечеров, добрых вечеров. Этот период, поистине, драгоценное время для раздумий. А между тем, в действительности у большей части людей святые дни и добрые вечера более всего проводятся суетно и бесполезно. В эти дни более, чем когда-либо в другие дни года, люди воображают, что имеют право, освященное обычаем, проводить целые вечера в рассеянии и беспорядочности. Какое грубое заблуждение! Мы имеем столько дела и так мало времени, чтобы успеть сделать все, и, однако же, так проводим время, что не знаем, куда девать его.

Непонятно поведение многих христиан в эти дни. Они сердечно, по-видимому, рады празднику Христова Рождества. Но в чем отражается эта радость? Уважения к Господу никакого! Хоть во Имя Христа собираются, но Имя Христа устраняется. Да и возможно ли воспоминать о Христе, повитом бедными пеленами, там, где люди сидят за карточными столами, где выигрыши и проигрыши составляют всю силу союза собравшихся? Это общество, носящее имя христианского, напоминает торжище Ваала, праздник поклонников золота и удачи, которые гонятся за счастьем. Или представим себе другое собрание именующих себя христианами. В эти святые вечера они считают как бы законным отдаваться нескромным зрелищам, где не осеняют себя даже крестным знамением, где чем язвительнее сатира, чем больнее задета честь и имя другого, тем зрителям приятнее; чем вымысел неправдоподобнее, чем пышнее декорации, тем интереснее, вдохновеннее и т.д. Согласитесь же, что это – нехристианское препровождение времени.

В святые вечера дома обращаются или в гостиницы, или же в пещеры. А как проводят ночь? О, это не святая ночь для многих, а ночь соблазна. Воспоминая о ней, говорят потом: «Было очень весело, много смеялись, тот или та держали себя неумело; эта была одета дурно; тот проигрался, того обыграли». И снова смех и снова осуждения – да какие?

Или же в святые вечера дом представляет собою подобие кладбища: все здоровые отправляются кто на зрелища, кто на собрания веселья и пира. Родители без стыда оставляют своих детей на попечение прислуг, хозяйство – под защиту уличной казенной стражи; дети безжалостно оставляют своих немощных родителей. Увы! – и в этом доме не святая ночь... Сколько вздохов, сколько слез прольется в одиночестве, сколько дум любви за отсутствующих; часы, между тем, идут долго-долго... Прошла полночь; на небе загорается утренняя заря, и вот, наконец, являются домой, под видом христославцев, эти слуги Ваала. Сами они физически не устали, но совесть их – увы! – точно раненый, простреленный воин: не то стонет, не то спит от боли.

2. Нужно еще сказать об объядении и пьянстве, которым многие, именующие себя христианами, предаются в это время. Эти люди своим сластолюбием, в буквальном смысле оскверняют праздники. В это время не только стараются удовлетворить все телесные нужды, но и насыщают все похоти, питают все страсти, исполняют все пожелания, какие внушает сатана. Это ли значит праздновать Рождество Христово? Нет, проводя это святое время – Святки – в чувственных удовольствиях, люди делаются хуже погибающих скотов. Их столы, будь они роскошны или убоги, напоминают собою ясли, только не Вифлеемские, но скотские, какие стоят в нечистоплотных хлевах.

Св. апостол Павел обращает горький упрек к христианам: «Не можете вместе пить чашу Господню и чашу бесовскую... причащаться трапезе Господней и... трапезе бесовской» (1Кор. 10:21). Не кощунство ли это: пить вино и закусывать св. просфорой?!

Я говорю здесь вообще не против скромных радостей, честных художественных зрелищ, дружеских бесед, против праздничной благопристойной трапезы, но только против злоупотребления всем этим.

Злоупотребления порождают дух дерзости и своеволия, располагают к произношению праздных и худых речей и к деланию таких поступков, о которых многие стыдились бы помыслить, если бы оставались в пределах трезвости и умеренности.

Зачем же вы увлекаетесь в такие сообщества, которые могут вас вводить в искушения и неблагоприличные действия? Свойственно ли человеку подвергать себя опасности с намерением? Как можете вы говорить в молитве: «Не введи нас во искушение», когда сами решаетесь войти в него, когда стремитесь посещать общества, места, людей, где легко учинить греховное дело или нельзя не учинить. «Тот и те ездят туда-то, а мы разве беднее других? Тот и тот бывают пьяны на Святках, а мы разве не в состоянии? Куда люди, туда и мы». Нет, не осуждая других, я вам и себе пожелаю одного: «Куда Христос – туда и мы!»

Как же следует соблюдать праздник Рождества Христова? Как должно, по-христиански?! На этот вопрос, чтобы не утомлять вас, повторю слова учителя Церкви Православной:

– Христос рождается, славьте, священники, ибо рождается Великий Первосвященник!

– Христос рождается, славьте, мудрые, ибо Он от Бога принес и премудрость, и правду, и освящение, и избавление!

– Христос рождается, славьте, мирские, ибо Он всех вас сделал Царями и иереями Богу!

– Христос рождается, славьте, старцы и старицы, ибо отроча младо есть Бог превечный!

– Христос рождается, славьте, люди возраста, работники могучей силы! В Нем и богатство, и счастье, и утеха.

– Христос рождается, славьте, отроки! Дивен ваш возраст, ибо кто не будет, яко отроча, не может войти в Его царство.

– Христос рождается, славьте, младенцы, ибо из уст младенцев Он совершает Себе хвалу!

– Христос рождается, славьте, девственницы, ибо Он рождается от Девы!

– Христос рождается, славьте, вдовицы, ибо Он, принесенный во храм, будет проповедан всему миру вдовицей Анной!

– Христос рождается, славьте, матери и отцы, ибо Он несет благословение чадам вашим!

Все будем славить Рождество Твое, Христе Боже наш, ибо все мы люди – венец Божьего создания. Аминь.

* * *

2

по старому стилю.


Источник: Небесный дар любви : Духовные поучения / Прот. Валентин Амфитеатров. – Москва : Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. — 271 с. (Печатается по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г.)

Комментарии для сайта Cackle