протоиерей Валентин Амфитеатров

СЛОВО в воскресный день перед наступлением Нового года

Отче наш!.. Да приидет царствие Твое,

да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли

(Мф. 6:9, 10)

Благодарение Господу: Он удостоил нас провожать в вечность еще один год времени. При этих проводах душа наша невольно бывает настроена как-то неопределенно. Перед ней восстает картина будущего, неизвестного будущего. Мысль наша с приближением Нового года впадает в неописуемое состояние: чего-то желает, чего-то ищет, но чего именно – сказать не может. У каждого из нас с приближением Нового года мысль – точно странник на неведомой дороге, пересекаемой в разные стороны, – не знает, в какую сторону ей склониться.

Да, простое выражение: «Еще Новый год!» – повергает человека в задумчивость. Отчего же такая тьма для нас впереди? Отчего, при всем веселье и торжестве, приближение Нового года наводит такое раздумье? Оттого, что в глубине нашего бессмертного духа живет вечное и ясное и в то же время непостоянное и неопределенное сознание доброго, истинного и прекрасного. Но это желание, эти великие стремления подавлены в нас мирской суетностью и рассеянностью. Прояснить это сознание своих желаний помогают слова молитвы Господней: «Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». В строгом смысле, человек ничего другого не желает, кроме царствия Божия. Все желания наши, в сущности, сводятся к одному: чтобы это царствие пришло как можно скорее.

В мирском языке нет выражений с благопожеланием царства Божия. В будущий четверг на этой неделе мы услышим благопожелание в таких словах: «Желаем нового счастья, нового довольства, нового спокойствия!» Но где же это счастье? Его нигде нет, кроме царствия Божия; ибо желания наши так безмерны, что только царствие Божие может их удовлетворить. Довольство и спокойствие совсем невозможны, пока люди будут слушаться только своей беспокойной воли и пока Божия воля не сделается единственным законом жизни для всех нас. Поэтому желание друг другу счастья, в сущности, есть не иное что, как желание, чтобы царство Божие пришло в человеческое общество и водворило бы в нем царство счастья.

"Господи, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли!» Поистине, как будет величественен и славен тот год, в который царствие Божие раскроется во всей полноте и во всем своем свете: не будет сирот, голодных, униженных, вдовства, нищеты, злобы, клеветы, разврата, позора, бесстыдства и слез... Мы были бы счастливцами из счастливцев, если бы в наступающий год было менее несчастных, более имущих, более терпеливых, менее страждущих. «Господи, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли!»

На земле протекло много тысяч лет, и каждый год оставляет своему преемнику жизненное наследство, – наследство опыта и уроков. Перст Божий записывает это наследство. Если бы мы внимательно погрузились мыслью в прошедшее, то увидели бы, что наши отдаленные предки, наши прадеды, деды, отцы и матери – все стремились к счастью. Увы! – не исполнились их чаяния. Потому и не исполнились, что они уповали видеть счастье в неопределенных формах земного, преходящего. Время пережило их желания, и мы тоже жаждем счастья, только в ином виде, нежели то, о котором пламенно вздыхали люди, до нас жившие. И мы умрем, не осуществив одной тысячной доли своих земных желаний, если не поймем, что старый год завещал другому жить и действовать так, чтобы пришло царствие Божие, чтобы Его святая воля была «яко на небеси и на земли».

Когда же придет царствие Божие? – спрашиваем мы. Вопрос постоянный; он повторяется ежечасно людьми. Этот вопрос предлагали даже апостолы Иисусу Христу, говоря: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6).

Но этот вопрос не разрешим в существе. Ни люди, ни Ангелы, никто кроме Бога не осведомлен, когда же наступит, наконец, блаженное царство Божие. Может случиться, что мы не доживем до времени, когда царство Божие явится во всей силе. Но для нас довольно того, чтобы царство Божие было внутри нас (см. Лк. 17:20, 21); нужно желать, чтобы это царство внутри нас раскрылось в глубине тоскующего нашего духа и принесло бы душам нашим «праведность, и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).

Итак, когда пробьет в будущий четверг полночный час, с которым начинается новолетие, заповедую вам освятить первое время Нового года и освятить дух свой словами молитвы Господней: «Отче наш! Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли!» (Мф. 6: 9, 10) Аминь.



Источник: Приводится по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г. Цензор - священник Александр Гиляревский.

Вам может быть интересно:

1. Великий пост. Духовные поучения – В Неделю пятую протоиерей Валентин Амфитеатров

2. Письма и статьи – РОЖДЕСТВЕHСКОЕ ПОСЛАHИЕ ЦЕРКВИ ОДЕССКОЙ священномученик Онуфрий (Гагалюк)

3. К монаху Агафию – О том, что страждущие при жизни беспечностнои во время кончины, вместо того чтобы позаботиться о самих себе,прилагают старание о том,... преподобный Нил Синайский

4. Служба Богу и России (слова и речи) – Речь к кончившим курс воспитанникам духовной семинарии перед молебном 13-го июня архиепископ Феодор (Поздеевский)

5. Satis superque: [по поводу статей об англиканской иерархии] профессор Василий Александрович Соколов

6. О непосредственном откровении по учению Слова Божия – ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 5-ГО УТВЕРЖДЕНИЯ мученик Михаил Александрович Новоселов

7. Об отношении христиан II–III столетий к искусству профессор Александр Петрович Голубцов

8. Проповеди – 74. Слово в Неделю о слепом и в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

9. Рецензия на книгу Дмитриевского "Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. 1: Τυπικά. Ч. 1. профессор Николай Фомич Красносельцев

10. Огласительные поучения и завещание – Поучение 82 преподобный Феодор Студит

Комментарии для сайта Cackle