Источник

СЛОВО в день собора св. Иоанна Крестителя

Я глас вопиющего в пустыне

(Ин. 1:23)

Во времена Иисуса Христа жил в одной пустыне Иудейской великий подвижник Иоанн. Пустыня была безлюдна, дика и одинока. Но к ней стремился народ. Люди покидали роскошные дома, оставляли богатейшие синагоги, отказывались слушать проповеди прославленных, нарядных фарисеев. Старые и молодые толпами спешили принять благословление Иоанна, услышать слово человека бескорыстного, любящего, преданного народу, готового положить за правду свою голову, как впоследствии и случилось. Этому великому праведнику, который не отличался ни красотой лица, ни силой голоса люди несли свои души и сердца. Уста Иоанна произносили вещания мудрости. Не той мудрости, которая оставляет впечатление лишь на минуту, но той, которая, как говорит наш народ, переворачивает душу, которая имеет благодатную силу врачевать ее, поднимать ее, вести ее к совершенству.

Народ слушал и умилялся. Народ благоговел перед Иоанном и, видя его безупречную, праведную жизнь, слыша от него небесные, душеспасительные речи, спрашивал: «Кто он?» Иоанн отвечал: «Я – простой голос, вопиющий в пустыне: исправься, народ, подготовься встретить Господа, к тебе идущего».

Так проповедовал Иоанн, желая одного, – чтобы люди, его слушавшие, почувствовали нужду в Спасителе и готовы были принять Его с верой и любовью.

Проповедью Иоанна и его словами Евангелие зовет всех нас усердно внимать всему, что призывает нас к покаянию и исправлению своего поведения, к утверждению себя в благочестии и правде. Прислушивайтесь к голосам, вопиющим нам о Боге, о нравственном нашем исправлении. Укажу вам, точнее, направлю ваш христианский слух на эти голоса.

1. Прежде всего, – это голос видимой природы. Поглядите на небо и вокруг себя – везде и во всем вы услышите проповедь о величии Божием. В 18-м псалме пророк говорит: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Как громка эта проповедь! Она сразу говорит ко всем народам целого мира. Солнце, месяц, звезды, земля с ее полями, лесами, горами, морями, реками, озерами, бесконечным разнообразием животных и растений, – все это проповедь о том, как Господь силен, и премудр, и добр. Всякое создание на земле – и великое, и малое – напоминает нам о необходимости творить волю Божию и жить по-человечески, так как всякая тварь живет согласно со своими свойствами, которые она получила от природы.

2. Но чей взор слеп и не видит Божиего величия в природе, пусть такой человек приложит свой слух к личной своей совести. Побеседуйте и посоветуйтесь со своей совестью. Это есть неумолчный голос Божий. Он твердит человеку и наяву и во сне, твердит одно: «Оставь грех и делай добро». Совесть обличает даже в то время, когда все хвалят нас; она наставляет нас во всякое время, хотя мы ее и не слушаем. Ее укорительный взор проникает повсюду; от совести никуда не скроешься, хотя можно делать и все безобразное. Нечего и говорить, что бессовестному самому тяжело жить. Бедствие грозит и обществу, где есть люди без совести.

3. Третий голос, говорящий нам об исправлении поведения – Слово Божие. К великому сожалению, мы почти все глухи к нему. Ученые кичатся и часто пренебрегают Св. Писанием, неученые Св. Писания не знают и не изъявляют желания знать. Даже дожившие до старости знают много сказок, песен, анекдотов, но совсем беспамятны на Божественное учение. Во многих домах и даже школах можно встретить усердное чтение разных книг, но в числе их редко книги божественные, боговдохновенные. В большей части домов совсем нет Библии, нет Евангелия. А между тем, в этих книгах человек находит слово Божие, которое светит светом истины. Без света и солнца гибнет растение, не может жить без них никакое животное. Без Слова Божия гибнет человеческая душа, гибнет во тьме неведения и в полном отчуждении от понимания правды, добра и красоты. Сердце человеческое без Св. Писания похоже на камень: сколько его ни грей, все он холоден, тверд и бесчувствен.

4. Четвертый голос: пусть каждый из нас внимательно взвесит все обстоятельства собственной жизни, приятные и неприятные. Нельзя сказать, чтобы он не нашел в размышлении о них для себя поучительного наставления к благочестию и добродетели. Промысел Божий, награждая человека благосостоянием, миром и довольством, призывает его к благодарности. Болезни, война, голод, общественные и семейные неустройства – это голоса, громко свидетельствующие о гневе Божием, наказующем и вразумляющем людей; это голоса, призывающие человека к исправлению своего поведения, к смиренной молитве пред Богом о помиловании. Вдумавшись в свои житейские невзгоды и редкие радости, увидите сами, как всеблагий Господь призывает нас к Себе. Если кто из нас не слышит голоса Божия, то зависит это от невнимания к себе, от нашей беспечности, от греховной привязанности без разбора к внешним благам. Порочные привычки притупляют духовный слух человека и делают его глухим к духовным потребностям. Ведь есть люди, которые привыкли спать под пушечными выстрелами, под ударами тяжкого колокола, под раскатами бури. Их ухо выдерживает шумный звук, потому что они привыкли к нему. Так и человек часто привыкает прислушиваться к своим страстям, а не слышит небесного голоса, со всех сторон зовущего, пробуждающего, проповедующего, подобно грому небесному. Да, голос Божий, как гром небесный, вещает нам: «Раскайся и исправься!» Аминь.


Источник: Небесный дар любви : Духовные поучения / Прот. Валентин Амфитеатров. – Москва : Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. — 271 с. (Печатается по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г.)

Комментарии для сайта Cackle