преподобный Антиох Палестинский

Слово 99. О посещении

И посещение обитает под одним кровом со страннолюбием и нищелюбием. Ибо вервь треплетена не скоро расторгнется (Еккл. 4:12), но скорее это светильник трисиянный, сияющий для братолюбивых и трудолюбивых, ведущий в жизнь вечную. Ибо Я был странником, и вы приняли Меня; алкал Я, и вы дали Мне есть; был болен, и вы посетили Меня (Мф. 25:35–36). Посему тот, кто посещает находящихся в болезнях, в темницах или нуждах, тот посещает Самого ради нас обнищавшего [Col. 1733] Бога Слово, как и Сам Он свидетельствует. Посему прекрасно – посещать сирот и вдов в скорби их и многодетных нищих, конечно же и прежде всего – своих по вере (ср. Гал. 6:10), и это ясно и неоспоримо для всех. И что так же прекрасно и полезно Христову братству – посещать одержимых бесами и молиться над ними молитвой, благоугодной Богу, с верой, а не молитвой напоказ, составленной из многих слов при занятии изгнанием [бесов] ради человекоугодничества или для того, чтобы явиться нам красноречивыми, чтобы остаться в памяти говорящими над одержимыми, наподобие свирели, [а на деле – ] вздор и пустословие, не в истинной вере, как научил Господь, ибо Он об этом говорил: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21). Посему трезвенно будем посещать страждущего, в духе смирения. Итак, прекрасно – трудиться вместе со страждущими братиями, как сказано, посредством бдений, постов и непрестанных молитв. Ибо было сказано Господом: бесов изгоняйте вместе с другими исцелениями, даром получили, даром давайте (Мф. 10:8); Только все должно быть благопристойно и чинно (1Кор. 14:40), как подобает людям, боящимся Бога. Будем творить утешение или облегчение болящим или страждущим братиям нашим. Но не будем сопровождать это порицанием, как это было у друзей Иова, – порицанием за ошибку или прегрешение наших братьев, или в сердце осуждая их втайне, или по невнимательности говоря слово, уязвляющее их, и да не согрешим перед Богом в неведении146. Ибо написано в Притчах: Иже затыкает ушеса своя, еже не послушати немощнаго, и той призовет Господа, и непослушает его (Притч. 21:13). Как говорит и Иов: Не воззреша на мя ближние мои (Иов. 6:15); Раба моего звах, и не послуша, устами же моими просих жену мою… яко иноплеменник бых пред ними (Иов. 19:15–16); дом бо всякому смертну земля (Иов. 30:32). И другой мудрец: «Не ленись посещать больных». Иаков: Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира (Иак. 1:27). И Павел: Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле (Евр. 13:3). И продолжает: Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6:10). И филиппийцам говорит, что в начале благовествования ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду… Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу (Флп. 4:15–18). Чему же из всего этого мы научаемся? Чтобы мы не только посещали нуждающихся в этом, но и удовлетворяли их нужды, [Col. 1736] чтобы и Господь, вместе с другими приняв и нас, сказал бы: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство… ибо был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25:36). Ему же слава во веки. Аминь.

* * *

146

Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 26. 53.


Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний / преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2

Комментарии для сайта Cackle