митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Алексия, человека Божия 41

Отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много (Лк. 7:47).

Во дни поста и покаяния нет утешительнее предмета для кающейся христианской души, как беседовать с нею об отпущении грехов.

Больной, лежащий на одре смерти, получает утешение, когда говорят ему, что многие, быв в подобных болезнях, врачевались и исцелялись. Подобно сему и душа христианская не может не радоваться, когда представляют ей образцы покаяния и примеры исцеления.

Чем ближе к мысли и чувству пример, тем понятнее и живее, чем живее, тем действительнее, тем утешительнее, чем утешительнее, тем нужнее.

Видите мысль мою, христолюбивые инокини, в предложении примера грешницы. Сим примером я хочу утешить вашу сетующую о грехах душу, и усугубить вашу любовь ко Христу. Не буду изъяснять вам, в чем состоит пост: его исполняете вы, так сказать, отчетливо, со всевозможною строгостию. Не буду говорить о потребности покаяния: вся ваша жизнь есть единый подвиг покаяния. Иъзясню в честь празднуемого ныне ученика Христова Алексия, человека Божия – изъясню предложенный пример, столь утешительный для всех нас грешных.

Отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много (Лк. 7:47).

Кто была грешница сия? Это жена, в целом городе известная как грешница. Кто же она родом и какие ее грехи, о том не упоминает Св. Евангелист. Он говорит только сие: и се жена во граде, яже бе грешница (Лк. 7:37). Не нужно следить за ее поведением по преданиям. Может быть, мы грешнее, чем она. Надобно видеть, многую ее любовь ко Христу: яко возлюби много.

Грешница приходит ко Иисусу Христу. Что побуждает ее идти, как не любовь? Она влечет грешницу: ибо есть сила души, которая управляет умом и сердцем, движет мыслями и чувствами. Если сия сила в порядке, то производит добро; если в безпорядке, то действует ко злу. По примеру грешницы и нам должно приходить ко Иисусу Христу. Отверг ли ее Он? Не отвергнет и нас. Не приидох, говорит Он, призвати праведных, но грешныя в покаяние (Лк. 5:32).

Грешница приносит ко Иисусу сосуд с миром. Что означает сие приношение, как не любовь? Она щедра: чем может, тем усердствует, но усердствует тем, что служит на пользу. По примеру грешницы и мы должны принести ко Иисусу, – но что? сердце с чистыми мыслями и святыми желаниями, как сосуд с благовонным миром. Не можем помазать Его чувственно? Помажем мысленно. Не можем объять Его руками? Обымем желанием.

Наконец, грешница омывает ноги Его слезами, и отирает их власами своими. И сие действие есть также выражение любви. Здесь она жертвует всем существом своим, душею и телом, душею, изливая ее в слезах, телом, освящая благоговейным служением Христу власы главы своей. По примеру грешницы и нам надобно поступать. Омоем слезами черные пятна души, и отрем ее правдою.

Вот что делает грешница, приступив к Иисусу Христу! Дела ее просты, обыкновенны. Но производит их чистая и святая, спасительная любовь ко Господу. Иисус Христос не говорит, что много слез пролито, и много мира употреблено на Его ноги; это все ничто другое, как дело покаяния. Он говорит о любви: яко возлюби много; любовь есть душа всякого благочестивого действия. Тщетно будем проливать слезы, если не любовь исторгнет оные; тщетно будем ходить во храмы, поститься и молиться, если не любовь будет направлять стопы, и не любовь примет пост и одушевит молитву. Мы ничего не делаем и даже ничего не значим, если не любим Господа всею душею и всем сердцем.

Итак, когда кто идет ко Иисусу Христу, тот должен возлюбить Его. Он не требует от нас непременно, чтобы мы превратили очи наши в источники слез, подобно Давиду (Пс. 2:41), 42 били в перси свои, подобно мытарю (Лк. 18:13), раздрали одежды наши, облеклись во вретище и покрыли себя пеплом, как царь ниневийский (Ион. 3:6), отреклись от должностей, и оставили мытницу также, как Левий (Лук. 5:27–28), Он не требует ничего, Он ищет нашей к Нему любви, пламенной и полной?

Таковы наставления, подаваемые нам грешницею! Много она любила мир сей, много и возлюбила Иисуса Христа; она любила мир с такою живостию и услаждением, что все многотрудное, находящееся на путях его, казалось ей легким; любила его любовию столь великою, что приносила ему в жертву все – и сердце и душу: теперь она всею силою кающейся души возлюбила Иисуса Христа.

Благодать согласуется обыкновенно с качеством того сердца, которое обратить хочет. Она приводит грешную душу ко Христу теми же самыми путями, по коим заблуждалась душа сия, и, не истребляя склонностей ее, освящает их, заставляет служить правде также, как они служили дотоле греху. Так ярость Савлова против мнимых врагов религии отцов его превратилась в божественный пламень против врагов креста Господня (Деян. 20:1; 1Кор. 15:9–10). Слепая ревность заставляла его быть гонителем, та же ревность, только разумная, святая и горячая сделала его Апостолом, потрудившимся паче сверстников своих.

Не надобно медлить на пути спасения. Поспешность в деле обращения необходима. Благодать имеет свои благоприятные минуты, но их ни время, ни лета, ни другие подобные обстоятельства возвратить не могут. Евангельский юноша, призванный Иисусом Христом, хотевший посоветоваться с домашними своими прежде, нежели за Ним последует (Лк. 9:61–62), пропустил время, и мы не читаем уже в Евангелии, чтобы он возвратился, и принят был в число учеников Его.

Христиане! если хотите, чтобы ваше покаяние Богу было угодно, то одушевите его силою любви, и если хотите отпущения во грехах, то примитесь за дела любви. Ничто столь не приятно Богу, как наша к Нему любовь – любовь от всего сердца и от всей души. Возлюбим же Его сею любовию, всегда, ныне и присно. Аминь.

* * *

41

Говорено в Калуге, в Казанском девичьем монастыре 1834 года, марта 17 дня.

42

Так стоит в оригинале (прим. редакции)



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Письма – 493. Смирение заменяет недостаток дел преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

2. В стране священных воспоминаний – 20–е Июня. Вторник. По Средиземному морю. митрополит Арсений (Стадницкий)

3. Отечник Проповедника – Лжеучитель игумен Марк (Лозинский)

4. Из Румелии – Превеза. 26 июня 1865 года. архимандрит Антонин (Капустин)

5. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 169. б) С Великого Поста 388 до 399 года. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

6. Охридский пролог – 1. Три иерарха святитель Николай Сербский

7. Церковь Божия во Христе – Обсуждение доклада протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев

8. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Народ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

9. The City of God – The City of God (Book XX) блаженный Аврелий Августин

10. Проповеди – 84. Слово в Неделю Всех святых священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

Комментарии для сайта Cackle