протоиерей Валентин Амфитеатров

ПОУЧЕНИЕ ВОСЬМОЕ

Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса

Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил

Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем

веруют к праведности, а устами исповедуют

ко спасению

(Рим. 10:9, 10)

Таково наставление в настоящий день, благочестивые слушатели, нашей матери св. Церкви каждому из нас. Все мы, здесь присутствующие, носим имя христиан. Имя это величественно. Более возвышенного, почетного, славного, дорогого имени не было, нет и не будет никогда на земле. Чтобы это имя не было лишь условным звуковым прозвищем, не было в действительности похожим на номер, которым исчисляют и отмечают бездушные предметы, апостол научает охранять наше звание как сокровище, как святыню. Итак, верующие во Христа должны жить по-христиански.

1. На свете чрезвычайное множество мирских званий. Многие из них вызывают гордость, а другие – некоторое смущение, смирение; некоторых званий люди домогаются, ищут. В мире мы видим, что один – вельможа именитого рода, другой – простой гражданин, третий – судья, четвертый – правитель. Ho надолго ли все эти звания земные? Умрем, и гробовая доска всех сравняет. Под ней не отличите господина от раба, богатого от бедного, ученого от невежды. Да и на самой земле титулы и звания вовсе не увеличивают нашего человеческого достоинства. Лучшая же похвала и высокая почесть на земле для человека, когда говорят: этот судья, этот господин, этот человек – добрый христианин. Таким образом, на самой земле нет звания выше, нет чести выше, как носить звание христианина.

2. Наше существование на земле справедливо уподобляют путешествию. Оно очень непродолжительно. He успеем оглянуться, как уже прожита жизнь, и по воле Вечного Бога вступим на новую землю и под новое небо (см. 2Петр. 3:13). Там нас не будут принимать и размещать по званиям. He те, которые здесь по мирскому званию имеют преимущество, будут более почтены в царствии Иисуса Христа. Там и раб и свободный, богатый и убогий предстанут в равном достоинстве. Только отличенные званием христианина, только подвизавшиеся в мире добрым подвигом, свято соблюдшие веру Христову будут введены в жизнь вечную и удостоены почестей высшего звания (см. Флп. 3:14). Итак, звание христианина мы должны ценить выше всех мирских званий. Мы должны жить так, как требует христианство, как заповедовал в Евангелии Господь наш Иисус Христос.

3. Желая получить звание и воспользоваться его выгодами, мы готовы на земле на всякие жертвы. Чтобы удержать за собой приобретенное звание и поддержать его честь, не жалеем своих трудов, жертвуем своими силами, стараемся всесторонне узнать все лежащие на нас обязанности. Так люди дорожат мирскими почестями. Но звание христианина выше и почетнее всех других званий. Все другие звания, все почести мирские суть человеческое слово, но звание христианина – Божественное. Его возложил на нас через Духа Святого Сам Господь наш Иисус Христос. Тяжка измена с нашей стороны, если мы не будем исполнять воли Божией.

Подумаем же о том, что нужно, чтобы исполнять звание христианина? Вопрос разрешается просто. Об этом постоянно сообщают человеку со дня его рождения и до самой смерти и св. Церковь, и св. Писание, и примеры и наставления людей, достойно увенчанных за веру. Апостол Павел умоляет верующих достойно носить звание христианина, в иных посланиях подробно указывает, чем должны мы оправдать это высокое звание.

Прежде всего – смиренномудрием (Еф. 4:1, 2). Мы должны в жизни видеть разумную задачу, предуказанную цель; все, что нам здесь посылается, должны принимать и считать даром Божиим, сходящим свыше, даянием совершенным! Мы не должны легкомысленно проходить мимо этого, но должны мудро давать этому оценку. Это и есть смиренномудрие. Кто познает в своей жизни пути Божии, тот естественно, мирно принимает встречающиеся испытания. Не с раздражением, не с гневом он принимает жизненную неудачу, но с разумной кротостью.

Кротость – вторая черта, точнее, вторая добродетель, которой украшается христианская жизнь. Кротость в семье, в обществе, везде – это сила, побеждающая без оружия самую твердую крепость. Ею укрощаются животные страсти, волнующие человеческую душу; ею смиряется ропот человека недовольного; ею успокаивается возмущенный дух.

За кротостью следует долготерпение. Умение дожидаться и терпеть – великая христианская добродетель. Она всегда свидетельствует о присутствии благоразумия в человеке. Человек, умеющий без ропота подчиняться постигающим его случайностям, видит над собой Всемогущую руку Божию. Он ожидает и уповает: цель его надежды выше случайности. Путем тесным, путем скорбным, обливаясь потом и слезами, человек-христианин идет к вечности.

Вот три добродетели, самые обычные, без которых достойно нести звание христианина невозможно, которые необходимы всем и каждому. Без них мы не христиане, а рабы неключимые этой жалкой земли, где постоянно бродит суета и противоречие: одни безумно чему-то радуются, а другие безумствуют в отчаянии, но все и везде не удовлетворены, и все чего-то просят и чего-то хотят в беспокойстве чувств. Их душа просит небесной, чистой жизни, требует любви Божией, а они, подавленные житейской смутой, стараются соленой водой утолить жажду!

Будем же понимать, что Сам Иисус Христос не путем наслаждения, а путем скорбей и болезней благоволил войти в славу Свою. Он и алкал, и жаждал, терпел позор и гонение, подъял страшные муки и позорную смерть. Не путем неги и роскоши, радостей и веселья, а путем страдания шли вслед Ему пророки, апостолы, мученики и подвижники. Одни из них были побиваемы камнями; других перепиливали; третьи были подвергаемы посмеянию и побоям, узам и темницам; четвертые умирали от пыток, меча; пятые блуждали по пустыням, горам, по пещерам и ущельям земли. А что это были за люди? Это были люди, которых «весь мир не был достоин» (Евр. 11:38).

Молю Бога, чтобы Он Своею благодатью просветил вас, как лучше исполнить христианское звание, как лучше спастись. Устами своими исповедуйте Иисуса Христа, сердцем веруйте в Него, достойными делами жизни укрепляйте свои христианские чувства! Аминь.


Источник: Приводится по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г. Цензор - священник Александр Гиляревский.

Комментарии для сайта Cackle