Источник

Вопрос 379, того же к тому же. Если кто вопросит старца о деле, и старец скажет ему, что оно совершится, потом, по оказавшемуся неудобству и несоответственности обстоятельств, вопрошающий сомневается: ужели по сему он осудится как неверный?   

Ответ. Если вопросивший будет подвижник, он исправляет свое неверие, веруя, что Святой Дух не может солгать, вещая, как Ему угодно, устами святых Своих, ибо (Писание) говорит: «Бог возглагола во святем Своем» (Пс. 59:8). Если же не верует, что Бог говорит устами вопрошаемого, то таковой считается неверным и давно уже осужден. Если же, веруя, сомневается, то ему должно исправиться, слыша Екклезиаста, который говорит: «седмерицею на день падет праведный и востанет» (Притч. 24:16). И еще надобно вникнуть и в то, что многократно Бог через Божественное Писание говорил о рабах Своих (одно), а с ними, по-видимому, случалось противное. Так, Бог сказал: «прославляющая Мя прославлю» (1Цар. 2:30), а мы видим, что некоторые из святых до самой кончины пребывали во многих озлоблениях и скорбях. Можем ли же сказать, что Бог не прославил их? Поистине и весьма прославил; но не видящие сердечными очами не видят их славы. За таковое терпение был прославлен Иов, хотя друзьям его, смотревшим на него очами человеческими, и казалось, что он заслуженно терпит; впоследствии же он услышал от Божественного гласа: «мниши ли Мя инако тебе сотворша, разве да явишися правдив?» (Иов. 40:3). И убогий Лазарь, лежа у ворот богатого, в великом презрении и болезни телесной, весьма прославил Бога терпением. Мы сказали, что Бог прославляющих Его прославляет; с Лазарем же, как видится, случилось совершенно противное; потому что он пребывал во многих скорбях до самой смерти; но впоследствии открылось, как прославил его Бог, упокоив в недрах Авраама. Что же скажем о святом Павле, который сподобился зрения Самого Сына Божия и слышал Его Божественный глас, о котором засвидетельствовал Бог, что он будет «сосуд избран» (Деян. 9:15), который «восхищен бысть на небеса и слыша Божественный Его глас и неизреченны глаголы» (2Кор. 12:4), каких не слышал никто другой. Но и такой человек был дважды спущен в окно в корзине (см. 2Кор. 11:32). Разве это не казалось достойным соблазна для неверных и безрассудных? Хотя сам Павел и был сподоблен Божественной благодати, но то было для испытания многих: сохранят ли они ту же веру к апостолу. Так бывает и с прочими святыми для пользы приходящих к ним. Да и что говорить о людях, когда Сам Спаситель молился, говоря: «Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия» (Мф. 26:39); а апостолы, слыша сие, соблазнялись, не зная, что сие совершалось промыслительно к пользе всего рода человеческого? Точно также и здесь, когда случается не так, как мы ожидали, судя по ответу, – сие происходит не по причине немощи вопрошаемого или молящегося, но для испытания и укрепления веры приходящих: пребудут ли они до конца тверды в вере; пребывая же в ней, они смотрят на конец дела, – на славу Божию, в них проявляемую. Но некоторые вопрошают (старца) с надеждою получить (от Бога) что-либо вещественное, а не ради душевной пользы, и такие получают вскоре. Отчего мы не обращаем более внимания на то, что случилось с Ананией и Азарией? Имея упование на Бога, что Он может спасти их от пещи огненной, они говорили царю: мы имеем на небесах Бога, Который может избавить нас от рук твоих и от пещи огненной; если же и не так, – мы не станем служить богам твоим (Дан. 3:17, 18). И Бог не тотчас прославил их, но оставил, пока они вошли в самую пещь, и как чрез то очевидно стало всем совершенное их упование на Бога. Он избавил и прославил их, показав в них пример к подражанию для тех, которые изнемогают в терпении испытаний, посылаемых им от Бога, сказавшего: «претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мк. 13:13). Итак, предоставив все Богу, Который лучше нас знает, что нам полезно духовно и телесно, не будем сомневаться в том, что говорят нам святые отцы, но с терпением приимем то, что угодно будет Богу послать к благу и пользе душ наших, вспоминая изречение пророка: «судьбы Твоя бездна многа» (Пс. 35:7). А что судьбы Его не исследованы, очевидно из того, что случилось с израильтянами: они, получив обетование войти в землю, текущую медом и млеком, обращали внимание лишь на вещественную сторону сего и много искусили Бога неверием, не получая сего; ибо не разумели, что медом и млеком он назвал будущие духовные блага, которых сенью был Закон, как и апостол истолковал нам (см. Евр. 10:1). Более же всего будем веровать человеколюбивому Богу и Владыке нашему, всегда промышляющему о нашей жизни более, нежели мы разумеем или помышляем; ибо Тому подобает слава, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно, и во веки веков, аминь.


Источник: Преподобных отцев Варсануфия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников : Пер. с греч. - Репр. изд. - М. : Правило веры, 1998. - XXX, 496, 64 с. ISBN 5-7533-0074-X

Комментарии для сайта Cackle