преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 119

Я не удивляюсь, что, при желании вашем приблизить себя к Богу, бывают минуты нетерпения и минуты искуса: это вам показывает вашу немощь и низводит во смирение, заставляет каяться и всегда себя окаявать, считая хуже всех.

Это самое и может укрепить вас на пути добродетели; пока достигнете в духовный возраст, невозможно, чтобы из младенца вдруг сделался совершенный человек, или из солдата тотчас генерал, и паки: нельзя, чтобы начавший только учить буквы уже мог бы совершенно понимать всё, и читать и писать; так равно думайте и о себе. Принявшись, или только коснувшись пути духовной жизни, можно ли тотчас достигнуть конца, или, по возможности человеческой, исполнения святых Его заповедей? Путь этот укрепляется и совершается, при помощи Божией, смирением. Но без сего все наши дела суетны и Богу неугодны; о чем много есть в писаниях Божиих повелений, и сия евангельская заповедь Господня: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лук. 17, 10.). Возделывая землю сердца вашего, очищайте её от страстей, сейте семена добродетелей, вырывайте плевелы, которые враг не престает насевать; но внимайте, когда явятся произрастения, не примите вместо плода только начинающийся расцветать цвет. И когда, прежде времени, захотите насладиться плодами, то и тогда, когда время будет оных собирания, трудно их сыскать. Иносказание или аллегорию cию вы, кажется, можете понять; ежели же не поймете, то постыдитесь признаться. Смирение предохраняет от сей скудости; но сия добродетель презренна и мала но названию, велика и предпочитаема по её действию, и так сильна, что, по словам св. отцов: смиренный никогда не падает. Но оно имеет многие степени и не заключается в наружном только виде, но во внутреннем залоге, и мы не смеем сказать, что мы его уже стяжали. Когда есть смирение, то и любовь есть – они неразлучны: но когда мы боимся выговоров, страшимся поношений, не терпим оскорблений, то ещё далече отстоим сих добродетелей. Простите меня, излишне зашел в сию материю и, может быть, эта пища для вас ещё тверда: вы требуете молока; но оно годится в некоторых случаях и со временем. Взятие вами на себя обязанности воспитывать дитя, дай Бог, чтобы послужило вам пользою и для неё также. Но блюдите: во всяком разе враг тщится сеять плевелы; исторгайте их, берегитесь самонадеяния и высокоумия, и от всех козней и сетей вражиих да сохранит вас премилосердый Господь. Многогрешный иеромонах Макарий. 9 июля.



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

2. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

3. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

4. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

5. Вознесение Господне священномученик Сергий Мечёв

6. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

7. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

8. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

9. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

10. Слова и речи. Том II – Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы митрополит Никанор (Клементьевский)

Комментарии для сайта Cackle