Сочинение прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка «Вопросоответы» (ρωταποκρίσεις) носит в русском переводе заглавие «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» (греческое заглавие – «Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας»). В нем отражена живая традиция духовного наставничества V-VI вв., основанная на непосредственном духовном опыте, а не на каких-либо теоретических знаниях.
Книга построена в форме диалога между духовными наставниками и их учениками. Вопросы (всего 850) касаются самых разнообразных аспектов духовной жизни, начиная от простых практических советов и заканчивая глубокими богословскими размышлениями. Некоторые ответы были записаны аввой Иоанном Миросавским, отшельниками Павлом и Евфимием, преемником аввы Серида Елианом, а также аввой Дорофеем.
Ответы прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка основаны на Священном Писании, опыте святых отцов и личном духовном опыте. Они адресованы: отшельникам; братьям, живущим в общежитии; епископам и мирянам.
В книге рассматриваются вопросы, касающиеся:
- искоренения страстей, борьбы с помыслами и приобретения добродетелей;
- покаяния и исповеди;
- молитвы и поста;
- послушания и смирения;
- духовного рассуждения;
- любви к Богу и ближнему;
- жизни в миру и монашеской жизни, и др.
Сочинение является одним из важнейших памятников аскетической письменности, свидетельствующим о наличии духовной практики Иисусовой молитвы уже в V-VI вв.
Вопрос 700. Случается, что когда я беседую с кем-нибудь, то ум мой вдруг рассеивается так, что я, кажется, бываю вне себя и забываю, о чем мы говорим, не потому, чтобы ум мой переносился к чему-либо другому, но потому, что он приходит в исступление. Что это значит, отец мой, и что мне делать, – я очень скорблю (о сем).
Ответ. Это брань от диавола, который хочет ввести человека в стыд пред присутствующими. Если же откровенно объяснишь им сие, говоря: «Простите меня, диавол увлек меня в рассеянность», то он постыдится, и брань сия пройдет; вперед же беседуй со вниманием. Это можно считать ничтожным, но непонимающего приводит в большой стыд. Воспоминание же имени Божия совершенно упразднит все злое и укрепит немощь нашу. Аминь.
