преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Немощь

Вопрос 98, того же к великому старцу. Как можно достичь воздержания, как различать немощь естественную от наводимой демонами и сколько следует вкушать пищи?

Ответ. Брат! Ты любопытствуешь понемногу открыть вещи сокровенные, и я, как безумный еще, думаю, что, о чём ты вопрошаешь меня, сего никто не может рассудить, кроме достигшего в оную меру преуспеяния. Живой человек ощущает действие холода или теплоты, мертвый же не ощущает сего, потому что потерял чувства. И как в меру познания вещей достигает лишь тот, кто изучает их, и тогда может рассуждать о них, а не учившийся и не достигнувший того познания, если и тысячу раз спросит о них, что они такое, и получит ответ, всё еще не может понять сущности вещей, – так и в настоящем случае. Сколько ни говори кому, но более нужен собственный опыт. О немощи скажу: если тело, принимая повседневную пищу, расслабевает, – это от демонов; в противном случае – это немощь естественная. А воздерживаться – значит вставать из-за трапезы немного несытым, как определили старцы новоначальным. Когда же человек достигнет в меру Апостола, который сказал: «нам не безызвестны его умыслы» (2Кор. 2, 11), то не может укрыться от него, сколько следует ему есть, ибо он уже обучен сему упражнением и навыком. Я вынужден говорить о вещах, высших меня, в чём нет и надобности; может быть, нет даже и могущего принять и понять их, кроме некоторых немногих. Бог отцов наших да приведет тебя в радость сию: она светла и сладка. Такой человек уже не вспоминает о телесной пище, ибо он забывает есть хлеб свой и пребывает умом в ином мире. Ищет горнего, о горнем помышляет, горним поучается, «где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3, 2, 1). Тому слава вовеки, аминь.

Комментарии для сайта Cackle