Источник

Рай

610. Вопрос того же и других братьев к тому же великому старцу.

Отец мой! Умствующие о предсуществовании душ не стыдятся говорить о святом Григории Богослове, что и он подтверждает то же в словах своих на Рождество Христово и на день Пасхи, толкуя некоторые изречения его по своему разуму и опуская то, что там ясно сказано о создании первого человека, о его душе и теле, сообразно с Церковным Преданием. Ибо он так говорит: «Желая показать сие, Творческое Слово из двух природ, невидимой и видимой, творит одно живое существо – человека, и, взяв тело из вещества, уже прежде сотворенного, тотчас вдохнуло в оное жизнь из Себя, что мы называем разумною душою и образом Божиим» [Твор. св. Григория Богослова в рус. пер. Ч. III, с. 242. Ч. IV, с. 157]. И в последующих стихах найдешь у него много ясно и несомненно сказанного о человеке, сотворенном из преждесотворенного вещества и души, данной Богом. Там же он много восхваляет природу человека и называет даром, достойным Бога, спасение тéла и души и вовсе не говорит того, что они ему приписывают, будто бы душа вследствие осуждения облечена телом, дабы понесла наказание за прежние свои согрешения. И в других различных сочинениях цель его открывается совершенно чистою от такого учения. Они с радостью говорят и о святом Григории, брате Василия Великого, будто и он тоже сказал и допускает предсуществование душ, перетолковывая также и его некоторые слова. Но он в 30-й главе своего сочинения «О создании человека» сильно противоречит сему мнению о предсуществовании и опровергает его, так же, как и блаженный Давид, и святой Иоанн, и Афанасий, и все прочие учителя и светильники Церкви. О восстановлении же ясно говорит тот же святой Григорий Нисский, только не о таком, какое они разумеют, что будто бы по окончании мучения человек будет восстановлен в первобытное свое состояние, то есть будет чистый ум; но говорит [Геннадий, Патриарх Константинопольский (VIII в.), признавая все творения св. Григория Нисского совершенно чистыми от заблуждений Оригеновых, твердо доказал, что ложное учение о конце будущих мучений в душеполезные его книги внесено еретиками. См. Фот. Библиот. Изд. 1653 г., с. 903], что мучение будет смягчено и окончится. Итак, скажи, отец мой, почему такой человек не говорит справедливо, как прилично было бы мужу святому, сподобившемуся беседовать по внушению Духа Святого. Также и о рае некоторые Отцы и учителя несогласны между собою, говоря, что он не есть чувственный, но мысленный. И в других главах Писания можно найти некоторое разногласие. Просим тебя, владыко, объясни нам сие, чтобы, просвещенные вами, мы прославили Бога и не сомневались во Святых Отцах наших.

Ответ прп. Варсонофия. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах. Аминь» (Еф. 1, 3).

Братия! Прилично теперь сказать с Апостолом: «Я дошел до неразумия... вы меня к сему принудили» (2Кор. 12, 11). Ибо для вас я вынужден исследовать то, что превышает мои силы, и говорить то, что вовсе не пользует душе, хотя и не вредит ей. Мы забыли апостола Павла, который говорит: «гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4, 3), а я прибавлю: с чревообъедением и блудом, и сребролюбием, и прочими страстями, о которых мы должны рыдать день и ночь и плакать непрестанно, чтобы множеством слёз совершенно омыть скверну их и сделаться из нечистых – чистыми, из грешных – праведными, из мертвых – живыми. Мы же, напротив, занимаемся только словами, за которые также должны будем дать ответ. Ибо сказано: «Ты воздашь каждому по делам его» (Пс. 61, 13), и еще: «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5, 10). Нам должно стараться о том, о чём старались Отцы наши авва Пимен и проч. Сие старание научает вменять себя ни во что, ни с кем себя не сравнивать, считать себя землею и пеплом. А то научает считать себя мудрым, приходить в гордость, придавать себе значение, при всяком случае сравнивать себя с другими и чуждаться смиренномудрия. Простите меня, не оттого ли вы сим занимаетесь, что находитесь в праздности? Если так, то подите на «торжище» и оставайтесь там, пока не придет Господин до́ма и не возьмет вас в виноградник Свой (см. Мф. 20, 3–4). Когда бы в сердце вашем было попечение о страшном оном сретении, то вы не вспоминали бы о сем учении. Пророк забывал «есть хлеб» свой (Пс. 101, 5), а мы питаемся изобильно и предаемся нерадению, потому и впадаем в сии умствования. Не того требует от нас Бог, но освящения, очищения, молчания и смирения. Впрочем, мне не хотелось оставить вас в недоумении, также и просить Бога подать мне извещение о сем; я скорбел будучи утесняем тем и другим, и избрал лучше самому́ подвергнуться ско́рби, только бы вас избавить от нее, вспоминая сказавшего: «Носúте бремена друг друга» (Гал. 6, 2).

Итак, послушайте, что Бог открыл мне за три дня до того, как вы написали мне свой вопрос. Все Отцы, угодившие Богу, святые и праведные, и верные рабы Божии да помолятся обо мне! Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии; ибо Апостол говорит: «мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем» (1Кор. 13, 9), и еще: «одному дается Духом то и то, но не все дарования одному человеку. Всё же производит один и тот же Дух» (1Кор. 12, 8–11). Зная, что действия Божии непостижимы, Апостол воззвал: «О, бездна богатства и премудрости и вéдения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11, 33–34) и проч. Святые, сделавшись учителями, или сами собою, или принуждаемые к тому другими людьми, весьма преуспели, превзошли своих учителей и, получив утверждение свыше, изложили новое учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, то есть учение неправое. Преуспев впоследствии и сделавшись учителями духовными, они не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли Святым внушено было то, что они им преподали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов; и, таким образом, мнения учителей их перемешались с их собственным учением, и святые сии говорили иногда то, чему научились от своих учителей, иногда же то, что здраво постигали собственным умом; впоследствии же и те, и другие словá приписаны были им. Принимая от других, преуспев и сделавшись лучшими, святые Духом Святым говорили то, что вверялось им с утверждением от Него; говорили и то, что им было преподано прежними учителями их, не исследуя слов их, тогда как им должно было исследовать оные, и чрез молитву к Богу и вопрошения просвещенных Духом удостовериться, справедливы ли они. Таким образом, перемешались учения, и всё, что говорили сии святые мужи, их имени приписывалось.

Итак, когда слышишь, что кто-либо из них говорит о себе, что он от Духа Святого слышанное поведает, то сие несомненно, и мы должны тому верить. Если же святой муж и говорит о вышеупомянутых мнениях, то не найдешь, чтобы он подтверждал словá свои, как бы имел утверждение свыше, но они проистекли из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие. Вот, вы слышали всё мое разумение; безмолвствуйте отныне и упражняйтесь о Боге и, оставя празднословие, будьте внимательны к страстям вашим, за которые потребуется от вас ответ в день судный. А о том вас не спросят, почему вы не знаете или не изучили сего. Плачьте отныне и рыдайте. Исследуйте следы Отцов наших, Пимена и прочих, «бегите, чтобы получить» (1Кор. 9, 24) о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава вовеки, аминь.

Вопрос 613. Скажи мне о воскресении тел святых: в том ли теле они восстанут, в котором мы находимся теперь и которое имеет кости и жилы, или то тело их будет воздушно и округлено? Ибо и о Господнем теле говорят, что сделается таковым в будущем воскресении; впрочем, это говорят не признающие, что Господь воскрес из мертвых в нашем теле, которое Он ради нашего спасения принял от Святой Богородицы и Приснодевы Марии. Они утверждают, что это-то и значат словá Апостола: «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3, 21), и еще говорят, что Апостол сказал: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1Кор. 15, 50), означая чрез сие, что настоящее тело наше не может быть вечно, потому что оно поддерживается пищею, а в будущем веке невозможно будет есть и пить. Утверждают также, что Апостол о Господе нашем Иисусе Христе говорит: «Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всём» (1Кор. 15, 28). И опять, приводя слова Екклезиаста: «это было уже в векáх, бывших прежде нас» (Еккл. 1, 10), выводят из этого заключение о предсуществовании душ; а указывая на словá евангельские: «ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5, 26), утверждают, что мучение будет иметь конец. Господа ради, объясни мне сие, владыко, чтобы враг не обольстил меня и я по неведению не впал бы в его лукавые сети. По неразумию моему я колеблюсь со всех сторон, ибо не исполнил святых твоих слов и сначала не оставил сих изысканий, с которыми соединяется великая опасность для души. И помолись обо мне, благий отец мой, дабы я вперед истрезвился и позаботился о том, чтобы оплакивать грехи мои. Прости мне, что я осмелился вопросить о сем, но вы, зная всё, повелели мне говорить.

Ответ. Брат! Я уже прежде написал тебе, что диавол всеял в тебя безвременное празднословие. Время дано тебе, чтобы плакать и рыдать о грехах своих. Однако, чтобы не оставить тебя в смущении помыслов, скажу: когда хочешь уразуметь о воскресении мертвых, то, если веруешь пророкам, Бог через пророка Иезекииля показал нам, как совершится воскресение мертвых: кость присовокупилась к кости, состав к составу, и образовались жилы, плоть и кожа, и так восстали совершенные телá (см. Иез. 37, 7–8). И Апостол, зная, что мы восстанем с телами, научил нас, говоря: «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор. 15, 53). Не заблуждайся, телá наши восстанут с костями, жилами и волосами и останутся такими навеки; только они будут светлее и славнее, по гласу Господа, Который говорит: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве» Небесном (Мф. 13, 43), изъявляя чрез то славу тел святых. Поясню сие примером: бывает, что простой человек входит к царю, а царь делает его военачальником, и он выходит славным. Но не тот же ли он человек? Изменился ли он телом? Также если кто, служивший диаконом, вдруг (то есть не быв долго пресвитером) будет рукоположен во епископа, он тотчас же делается славным. То же самое будет и здесь.

Да почему же и не так? Разве люди, находящиеся еще в сем теле, не бывают богоносцами? Как же Моисей видел Господа, и прежде него Авраам, и Иаков, также и Стефан, о котором повествуется в Деяниях апостольских, и другие? Разве они были бестелесные? Так будет и во время воскресения. Эти же самые телá восстанут тогда, но только они сделаются нетленными, бессмертными и славными.

Потому-то и Апостол о тело человеческом пишет: «сеется в уничижении, восстает в славе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1Кор. 15, 43–44). И говорит так потому, что многие из святых не только неизвестны людям как святые, но еще и презренны в глазах их; когда же там получат славу, как бы хиротонию, то всем будет явно, что они духовны; потому Апостол и говорит: «сеется тело душевное» перед людьми, «восстает тело духовное», славное, и все удивятся тому. Словá же Апостола: «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3, 21), сказаны потому, что Господь сделает телá наши световидными, подобными Своему телу, как сказал апостол Иоанн: «будем подобны Ему» (1Ин. 3, 2). Ибо Сын Божий есть Свет, а праведные, по словам Апостола, будут Его «сынами и дщерями» (2Кор. 6, 18), сынами Света (см. 1Сол. 5, 5); потому и сказано, что Господь преобразит (телá наши). Что касается до слов: «Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему» (1Кор. 15, 28), то рассмотри, кому писал их Апостол, – коринфянам, тогда как язычество еще господствовало в мире, а у некоторых язычников был такой обычай: когда сын царя их приходил в возраст, то восставал на отца своего и убивал его.

Итак, чтобы коринфяне, принимая проповедь апостольскую, по обычаю своему, не подумали того же сáмого и о Сыне Божием, Апостол удалил от них сию мысль, сказав: «Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему» (1Кор. 15, 28). Будет же сие тогда, когда связаны будут под ногами Его враги, то есть диавол и силы его, и те, которые исполняют волю его. Потому-то Апостол и сказал: «ныне же еще не видим, чтобы всё было Ему покорено» (Евр. 2, 8), и доколе? Пока не придут Ангелы Бога и Отца, сказавшего Ему: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109, 1). Сии-то враги предстанут на суд Сына Божия, ибо сказано: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5, 22). А чтобы ты познал, как предаст он Царство Богу и Отцу, выслушай: Сын Божий, воплотившись, пришел призвать и освятить святою Своею Кровию «род избранный, царственное священство, народ святой» (1Пет. 2, 9). Знай же, что после того как покорятся Ему враги Его и Он произнесет над ними суд, то и Сам, как образ покорности, предаст Царство, которое приобрел Он, то есть «народ святой», Богу и Отцу, говоря: «вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр. 2, 13). Познай и равенство: Отец весь суд дал Сыну, а Сын, которых призвал, предал Отцу.

Итак, исполнится слово оное: «Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему». О векáх же, о которых говорят еретики, опираясь на слова Екклезиаста, знай, что всё время человека есть век его. Потому Екклезиаст и не сказал: что «это было уже в векáх, бывших прежде мира сего, но уже было в векáх мира сего, бывших прежде нас» (Еккл. 1, 10). И если хочешь знать, как несведущие и не утвержденные в правой вере извращают Писание и толкуют его по научению диавольскому, заметь следующее. Апостол сказал: «Пища для чрева, а чрево для пищи; но Бог уничтожит то и другое» (1Кор. 6, 13), говоря сие о чревообъедении, о безразличии в пище и о невоздержании. Они, основываясь на сем, учат, что будто Апостол упразднил брашна [В греч. книге приведено здесь другое чтение: ώσεου вместо ουν] и сказал, что чрево будет исключено из частей тéла, тогда как Апостол, зная, в каком смысле он сказал сие, именно разумея здесь страсти, и что Господь «уничтожит» их в нём и в подобных ему, говорит далее: «едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8, 8). Вот каков смысл сих слов. О будущем же состоянии так сказал Бог, что люди будут равны Ангелам (см. Лк. 20, 36), не вкушая ни пищи, ни пития и не имея вожделения. А для Бога ничего нет невозможного, ибо Он уже показал сие на Моисее, когда дал ему силу сорок дней и ночей не вкушать пищи. Сотворивший сие может сотворить и то, что человек во все веки будет в подобном состоянии. Если же кто-нибудь, пустословя, скажет о Моисее и о Спасителе, что они, однако, после вкушали пищу, то пусть таковой знает, что чрез сие Господь показал нам только отчасти пример будущего, точно так же, как и воскрешая мертвых Сам Собою и чрез апостолов, показал нам, что будет общее воскресение; и хотя воскресшие после и умерли, но мы не должны сомневаться в воскресении.

Но, впрочем, Господь сказал, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4). Что же скажешь ты на это? Разве только извратишь это изречение, как и прочие местá Писания. А в том, что сказано: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1Кор. 15, 50), – под плотию и кровию разумеются нечистота, лукавство и вожделение. Хочешь ли убедиться в том, что и в теле находящиеся люди бывают духовны? Послушай, что Господь сказал Никодиму: «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3, 3), и после присовокупил: «от воды и Духа» (ст. 5), а рождаемые от Духа суть духовные. И еще сказано: «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1, 13), и: «Бог есть Дух» (Ин. 4, 24). Итак, когда они, еще здесь будучи, сделались духовными, родившись от Бога, то ужели там Он не может сделать их духовными? Словá же: «ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5, 26), сказал Господь, означая, что мучение их будет вечно: ибо как может человек там воздать?

Если бедный должник будет заключен в темницу и правитель повелит не освобождать его, пока он не заплатит всего долга, то можно ли думать, что он непременно освободится? Вовсе нет! Не заблуждайся, как безумный. Там никто не преуспевает; но что кто имеет, то имеет отсюда: доброе ли это будет, или гнилое, или усладительное. Оставь наконец пустословие и не следуй демонам и их учению. Ибо они вдруг уловляют и вдруг низлагают. Итак, смирись перед Богом, плача о грехах своих и рыдая о страстях. И внимай себе (см. 1Тим. 4, 16), и смотри вперед, куда уклоняется твое сердце через такие исследования. Бог да простит тебя.


Источник: Симфония по творениям преподобных Варсанофия Великого и Иоанна. [Электронный ресурс] // Азбука веры

Комментарии для сайта Cackle