Источник

Самоукорение

108. Тот же брат, прочтя в Сказаниях отеческих, что истинно хотящий спастись должен сперва в сожитии с людьми претерпеть досады, бесчестия, лишения, уничижения и освободиться от влияния чувств своих, и тогда уже пойти в совершенное безмолвие, как явил в Себе и Сам Господь наш Иисус Христос (ибо Он, претерпев всё сие, взошел наконец на Святой Крест, что означает умерщвление плоти и страстей и святое совершенное успокоение), говорил самому себе: «Я, окаянный, ничего подобного не знал и не сделал, удалился же от людей потому что, по немощи своей, соблазнял всех; посему не должен ли я снова войти в общежитие и, с помощью Божией, сперва исполнить то, что заповедали отцы, а потом уже пойти в безмолвие, чтобы иначе не напрасен был труд мой?»

Мысли сии он сообщил великому старцу, который отвечал ему: – Отцы сказали хорошо: иначе и быть не может. Но как случается, что человек по многим причинам заключает, будто он правильно поступает, между тем как вследствие других причин он терпит вред, то и надобно быть осторожным. Как ты уже решился пребывать в своей келии (в безмолвии), то, если после сего вступишь в общежитие, впадешь в тщеславие; а может быть, даже и не устоишь в своей мысли, то есть чтобы пребывать в общежитии, и наконец оставишь его таким образом и выйдет двойное зло. Но если укоряешь себя как не сделавшего ничего такого, что должно было сделать для восхождения на крест, говоря: «Я удалился в безмолвие по неведению», то самоукорение может заменить досады и бесчестия и таким образом привести наконец искренно принимающего оное в меру креста о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава вовеки, аминь.


Источник: Симфония по творениям преподобных Варсанофия Великого и Иоанна. [Электронный ресурс] // Азбука веры

Комментарии для сайта Cackle