Источник

Глава 1. «ДОБРОТОЛЮБИЕ» – ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК УЧЕНИЯ О МОЛИТВЕ

1.1. Введение

Одним из главнейших двигателей и условий христианской жизни является молитва. Это есть существенный признак всякой религии вообще. Без нее не совершается ни один шаг в христианской жизни. Вследствие чрезвычайно важного значения, которое молитва имеет для христианина, она всегда являлась предметом поучений и одной из главных тем творений отцов и учителей Церкви. Эти творения представляют собой весьма важные источники и материалы для ее изучения. В высшей степени ценным памятником в этом отношении является сборник творений подвижников Христовой Церкви, называемый «Добротолюбием». Сборник содержит в себе полную и подробную науку о молитве. Книга «Добротолюбие» так высока и полезна, что является главным и первейшим наставником в созерцательной духовной жизни2.

Сборник «Добротолюбие» является богатейшим материалом для изучения молитвы на всех ее ступенях. В него вошли извлечения из письменных творений тридцати восьми христианских подвижников, живших в период между IV и XIV веками. В этих творениях заключаются интересные данные о переживаниях, которые испытывали подвижники при прохождении ими подвижнического пути, при прохождении ими молитвенного подвига. С первого и до последнего тома красной нитью проходит в них учение о молитве. Подвижники, создавшие этот коллективный труд, не есть теоретики, лишь рассуждающие о молитве и дающие ее определение. Нет, это люди, практически прошедшие молитвенный подвиг и испытавшие на себе все то, чему учат в своих творениях. В «Добротолюбии» мы имеем дело с точною записью того, что испытывали подвижники, проходя духовную жизнь. Причем запись эта, по словам епископа Феофана (Вышенского затворника), редактировавшего «Добротолюбие», сделана собственными словами святых отцов3.

Подвижники в трудах и подвигах своей жизни пережили все то, что дает молитва. Они на опыте убедились в ее силе и значении для человека. Отсюда-то и вытекает их непоколебимая уверенность в благодатном действии на человека совершенной молитвы. Все это вместе с теми результатами, каких достигали подвижники, невольно привлекает и заинтересовывает читающего и изучающего «Добротолюбие»4. Этим же объясняется и тот интерес, который вызывал этот сборник среди любителей благочестия еще при первых своих изданиях.

1.2. История создания «Добротолюбия»

«Добротолюбие» представляет собою весьма обширный сборник, состоящий из пяти больших томов и имеющий почти 3000 страниц текста. Оно издавалось в России несколько раз, и первое его издание на славянском языке вышло в 1793 году, будучи издано трудами известного подвижника Паисия Величковского, возродившего у нас старчество. Первое издание называлось «Добротолюбие, или Словесы и главизны священного трезвения. Перевод с эллино-греческого языка в трех частях» и заключало в себе творения лишь семнадцати подвижников.

На русский язык оно было переведено преосвященным Тамбовским Феофаном Затворником в период с 1833 по 1890 год, причем в русское издание вошли творения уже тридцати пяти подвижников. После того «Добротолюбие» несколько раз переиздавалось, и в него вошли уже творения тридцати восьми подвижников, которые и послужили материалом для настоящего труда.

Во вступлении епископ Феофан объясняет появление русского перевода назревшей необходимостью. Говоря, что читающие его, услаждаясь и назидаясь сокровищами духовной мудрости, заключенной в нем, высказывали сожаление, «что многое в книге остается непонятным не по высоте и глубине содержания, а по устарелости перевода», епископ Феофан заключает, что очевидна потому потребность нового перевода сей книги5.

Далее он сообщает, что потребность эта частично удовлетворялась переводами, опубликованными в журнале «Христианское чтение» с первых лет его издания, а также изданиями отдельных статей, входящих в состав «Добротолюбия». Затем епископ Феофан говорит, что при составлении настоящего сборника сначала он имел и виду «лишь проверить переведенное уже, доперевести недопереведенное и дать читателям «Добротолюбие» в русском переводе – в том составе, какой оно имеет на греческом языке». Но потом он пришел к убеждению, что для нас необходимо его увеличить сравнительно с греческим, так как последнее не содержит всего того, что дали святые отцы о руководстве в духовной жизни, и чем желалось бы ему доставить и пользу и утешение любящим такое чтение. Отсюда предлагаемый сборник – тоже «Добротолюбие», только расширенное6. Кроме этого, епископ Феофан предупреждает, что не все писания святых отцов внесены в сборник сполна. Многое, говорит он, было удобнее представить в извлечении, что и делалось иногда в систематическом порядке, а иногда без него – в виде отдельных изречений7.

1.3. «Добротолюбие» – сборник, ярко живописующий неизреченную красоту жизни во Христе

Самое слово «Добротолюбие» есть перевод греческого слова «Φιλοκαλείν», которым озаглавлен греческий подлинник. Оно означает «любовь к прекрасному, возвышенному, доброму». «Ближайшим образом, – поясняет епископ Феофан, – оно содержит в себе истолкование сокровенной в Господе Иисусе Христе жизни». Проявления этой жизни, в которой заключается существо христианства, «не менее обильны и разнообразны, как и явления обычной жизни». Далее епископ Феофан поясняет: «И если б все, бывающее там: вражеские нападения и искушения, борьбы и одоления, падения и восстания, зарождения и укрепления разных проявлений духовной жизни, степени общего преуспеяния и свойственное каждой состояние ума и сердца, взаимодействие во всем свободы и благодати, ощущение близости и отдаления Божия... – если бы все это и многое другое, неразлучное с истинною в Господе жизнию, могло быть ясно и удобопонятно изображено, то представило бы картину сколько привлекательную, столько же и поучительную, – картину, похожую на всемирное путешествие»8.

Далее епископ Феофан сравнивает путешественников, пишущих путевые заметки, со святыми отцами, проследившими в разных направлениях все тропы духовной жизни и написавшими свои заметки обо всем, что «встречали и испытывали в многотрудном шествовании своем»9.

1.4. Всестороннее рассмотрение молитвы на страницах «Добротолюбия»

Так как в прохождении духовной жизни очень большое значение имеет молитва, то поэтому в «Добротолюбии» ей уделено весьма много внимания. В нем она рассматривается всесторонне, во всех ее проявлениях и степенях. Начиная с низшей, внешней, и кончая высшей, умной, молитвой, молитвой совершенных, пред нашим взором раскрывается последовательная цепь степеней молитвенного подвига, выясняются смысл и цель молитвы, и очевидными становятся те неоценимые блага, которые дает она.

Предметом нашего исследования является рассмотрение этого учения, изложенного христианскими подвижниками на страницах «Добротолюбия»10.

* * *

2

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Казань, 1884. С. 12.

3

См.: Свт. Феофан Затворник. Вступление к русскому переводу. Добротолюбие. В 5 т. Т. 1. С. VI.

4

Там же. Вступление. С. IV.

5

Там же. С. V.

6

Там же.

7

Там же. С. VI.

8

Там же. С. III.

9

Там же. С. III-IV.

10

Добротолюбие. В 5 т. М., 1895–1905: т. 1 – 1905; т. 2 – 1895; т. 3 – 1900; т. 4 – 1901; т. 5 – 1900. Далее в книге по этому изданию будут указываться только том и страница.


Источник: Учение о молитве по Добротолюбию / Игумен Варсонофий (В. С. Веревкин). - Ярославль ; Рыбинск : Рыб. Дом печати, 2002. – 254 с. ISBN 5-88697-083-5

Комментарии для сайта Cackle