Источник

Исаак

Девятнадцать лет Исаак и Ревекка не имели детей. Наконец, Бог услышал молитву их. Но когда Ревекка готовилась быть матерью, она почувствовала какое-то необыкновенное биение во внутренности своей, и пошла вопросить Господа. Ей открыто было, что от неё произойдут два народа, из которых один сделается сильнее другого, и что больший будет в порабощении у меньшего343. На вопрос, – каким образом Ревекка ходила «вопрошать Господа», Святые Отцы дают различный ответ. По учению Св. Иоанна Златоуста, Ревекка «прибегла к истинному знанию, – к священнику, служителю Божию344, желая тайно приобрести через него сведение, и, рассказав всё о себе, узнала всё в точности; потому что человеколюбивый Бог устами священника всё ясно открыл и через то сделал её ещё ревностнее. И чтобы ты знал, как высоко било тогда священническое достоинство, Писание нигде не говорит, что «священник» отвечал ей, но, сказав: «иде вопрошати Господа», Писание присовокупляет: «и рече Господь ей», т.е. через священника: «два языка во утробе твоей носиши»» 345. Бл. Феодорит держится на этот предмет несколько иного взгляда. «Поскольку, говорит он, патриархи имели обычай в местах, где жили, воздвигать жертвенники Богу, то, вероятно, Ревекка ходила к одному из сих жертвенников помолиться Богу всяческих и узнать, что будет» 346. – Наконец, по мнению Бл. Августина, Бог вразумил Ревекку во сне, или через Ангела347.

Говоря, что во утробе Ревекки «два языка», Бог «предсказывает об Иудеях и о нас, христианах» 348. Когда Ревекке настало время родить, – «и вот близнецы во утробе её. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекши имя ему: Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя: Иаков»349. ««И рука его (т.е. Иакова), говорит Писание, придержася пяте Исавов». Бог в самом начале как бы назнаменовал уже, что, по Его предречению, возгосподствует меньший над большим; он держал, сказано, рукою пяту Исава, а это было знаком, что он преодолевает того, который казался сильным............ И так как это свыше предопределено было ему, то и Ревекка, давая ему имя, назвала его Иаковом, что значит запинание.......... Таким образом, тщательно исследуя каждое имя, непременно найдёшь в нём какое-либо предзнаменование, – не так, как делают ныне, нарекая детям имена без цели и как случится, или только по именам их родителей; но у древних всегда целью было то, чтобы в прозвании детей заключить постоянное напоминание о чём-либо» 350. «Заметь, какая у древних была проницательность, или, лучше сказать, сколь велика премудрость Божия, которая так устроила, что и жёны не просто, не как случится, налагали имена рождённым от них, а заключали в имени дитяти предзнаменование того, что имело быть с ним» 351.

Исав и Иаков были единственными детьми Исаака. «Исаак, после того, как получил от Ревекки двух детей, уже более не сожительствовал с нею» 352.

Между тем, в земле, где жил Исаак, случился голод. Он хотел было идти в Египет, но в Гераре явился ему Господь и повелел ему остаться здесь. Тут он подвергся великому искушению. Опасаясь дерзости жителей Герарских, он, как некогда и Авраам, выдал Ревекку за свою сестру. Следствием этого было то, что едва один из Филистимлян не взял её в замужество. К счастью, Авимелех, царь Герарский, вовремя узнал, что это жена Исаака, и, под угрозой смерти, запретпл своим подданным касаться этого человека и жены его353. «И вот что дивно и чудно: как... Бог... утверждает безопасность своих рабов через те самые обстоятельства, которые, по-видимому, противны и враждебны им» 354.

Заметив плодородность почвы в Гераре, Исаак вздумал сеять здесь ячмень. Необычайные жатвы и приумножение скота до такой степени обогатили его, что Филистимляне стали ему завидовать, и засыпали землёю колодцы, выкопанные рабами отца его, Авраама. Сам Авимелех сказал ему: «удались от нас, потому что ты стал гораздо сильнее нас»355. «Так как пастухи (Герарские) причинили ему (Исааку) явную обиду, то он, по свидетельству Писания, «прозва имя кладезю тому: обида». Итак, самое название места, как бы медный столб, послужило для последующих времён памятником и кротости праведника, и несправедливости тех жителей» 356. – По свойственному ему смиренно, Исаак не вступал в горячие препирательства с враждебными ему пастухами, а снова откапывал засыпаемые ими колодцы. Это откапывание Исааком колодцев предуказывало собою новозаветное таинство крещения357. Однако же, видя, что, несмотря на все смирение его, пастухи по-прежнему продолжают вредить ему, Исаак поднялся и оставил Герару.

Но по мере того, как прекращались искушения отвне, у Исаака открылись домашние неприятности. Любимый сын его, Исав, решился самовольно вступить в брак и взял за себя двух Хеттеянок, которые постоянно делали огорчения Исааку и Ревекке358. Исав, поспешив взять себе таких жён, с самого начала уже показал беспорядочность своих нравов. А чтобы показать дурной нрав и самих жён его, Писание говорит: «быша противящеся Исаакови и Ревекце»359. Ещё сильнее эта «беспорядочность нрава» и убеждений в Исаве обнаружилась впоследствии, когда он стал вести вполне самостоятельную жизнь. Есть предание, что Исав нашёл средство уничтожать признаки обрезания, – «для отречения от Бога и для уничтожения печати отцов своих».Средство это будто бы, состояло в следующем. «С помощью врачебного искусства, посредством т.н. спужетира (особенный хирургический инструмент, употреблявшийся при операции обрезания), подтянув кожицу детородных членов, сшив её и обмазав клеевитыми веществами, они (Измаильтяне) опять производили необрезание» 360.

Немало также огорчений Исааку и Ревекке доставил Исав и своей враждой к брату своему Иакову, – за то, что последний предвосхитил у него благословение первородного. Когда Исаак состарился, то пожелал, перед смертью, благословить сыновей своих. Премудрому Промыслу угодно было, чтобы благословение первородного в данном случае получил не Исав, а Иаков. Орудием этого промысла явилась Ревекка361. «Премудрый и благопромыслительный Господь чрез Ревекку готовит исполнение собственного предречения» 362. «Предварительно узнала она от Бога всяческих, что «больший поработает меньшему». Поверив же сему предречению, привела она в действие все средства, чтобы Иакову получить отцово благословение» 363. «Так как Бог действовал в этих событиях, то и совершилось всё успешно» 364. «Иаков, поступив во всём по совету Ревекки, успел получить благословение от отца и совершил сию похвальную татьбу, за что и содействие от Бога приобрёл, и старания его достигли успеха» 365: он стал первородным по благословению. А «первородством прообразуется многое; в нём бесчисленные тайны. В нём изобразилось крещение, в нём запечатлелась вера, в нём назнаменованы целомудрие и преславное девство» 366. – «Что же, скажет кто-нибудь, неужели и Бог содействовал такой лжи (т.е. поступку Иакова и Ревекки)? Не просто испытывай, возлюбленный, случившееся, а узнай цель, так как это делалось не ради житейской какой выгоды...... Итак, мы в этих случаях смотрим не на самые события, а на цель событий и на намерение тех, кто совершал такие дела» 367. – «И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его, и сказал Исав в сердце своём: приближаются дни плача по отцу моему; и я убью Иакова, брата моего. И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына её; и она послала и призвала младшего сына своего, Иакова, и сказала ему: вот Исав, брат твой, грозит убить тебя. И теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги (в Месопотамию) к Лавану, брату моему, в Харран; и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего»368. «Заметь благоразумие матери, – как она, движимая собственным чувством, а лучше сказать, служа и в настоящем случае исполнению предопределения Божия, советует сыну то же, что и Христос внушал Своим ученикам, когда советовал им не подвергать себя напрасно опасности, но удалением укрощать раздражение страстей человеческих» 369.

Созерцая историю праотца Исаака, Святые Отцы находили, что патриарх «во всём прообразовал собою Владыку» Христа. «Сверх упования, говорит Св. Ефрем Сирин, Авраам родил Исаака, который во всём прообразовал собою Владыку. Ибо не делом было естества, чтобы мёртвая утроба зачала, и сухие сосцы снабжали млеком Исаака; не делом было также естества, что Дева Мария зачала без мужа и без растления родила Спасителя вселенной. Господь в старости соделал (Сарру) матерью, а Марию по рождении (от Неё Сына) показал Девою. Ангел говорил патриарху в сени его: в сие время «будет Сарре сын» (Быт. XVIII, 14). Ангел в Вифлееме сказал Марии: се родит Сына Благодатная (Лук. I, 28. 31). Рассмеялась Сарра, видя своё неплодство, смотря на омертвение (своей плоти), не поверя слову. Как этому быть, говорила она, когда я и Авраам не способны уже к плодоношению? Недоумевала и Мария, видя Своё девство и печати его храня нерушимыми: «како будет сие» Мне, Которая «мужа не знаю?». Ибо обетование было странно для естества. Но сверх упования Сарре Давший Исаака, от Девы Сам родился по плоти. Обрадованы были Сарра и Авраам, когда родился Исаак, как сказал Бог; обрадованы были Мария и Иосиф, когда родился Иисус, как сказал Гавриил. Обильно текли в уста Исааку источники млека у заматоревшей летами; обильно сосцы Девы источали млеко Питающему все концы мира. Кто сказал бы Аврааму, что Сарра в старости млеком питает сына? восклицала неплодная (Быт. XXI, 7). Кто сказал бы людям, что Я, Дева, – и родила, и питаю млеком? говорила Мария. Не ради Исаака смеялась Сарра, но ради Того, Кто родился от Марии. И как Иоанн взыгранием, так Сарра смехом выразили радость. –Младенец возрастал, приходя в цветущий возраст юношей; был строен и прекрасен, с лепотою тела ежедневно приумножая в себе и доблести душевные, приводил в восхищение родителей........» И вот в это-то время Авраам получает от Бога повеление заклать своего сына. Исаак безропотно подчинился своей участи, прообразуя тем Агнца, закланного за грехи мира, творившего волю Отца Своего Небесного370. «...Возложил он (Авраам) на сына полена дров, потому что и Спаситель нёс крест. За Исааком, идущим на заклание, следовали осёл и рабы его. И Христос, когда шествовал на страдание, воссел на жребя, прознаменуя тем призвание язычников; следовали же за Ним ученики Его, держа в руках победные знамения и восклицая: Осанна! Исаак нёс дрова, восходил на гору, чтобы там быть закланным подобно невинному агнцу; и Спаситель, неся крест, шёл на лобное место, чтобы там, подобно агнцу, быть закланным за нас371. Созерцая мысленно нож, представляй себе копие; представляя жертвенник, имей в мыслях лобное место; видя дрова, представляй крест; взирая на огонь, помышляй о любви (Божественной). Воззри на овча «держимое» двумя «рогами в саде», называемом «Савек» (Быт. XXII, 13), воззри на Христа, Божия Агнца, двумя руками держимого на кресте. Сад Савек толкуется – отпущение (потому что старцева сына освободил от заклания), прознаменуя Крест, которым отпущены миру грехи его и дарована жизнь. Овен, повисший в саде Савек, таинственно избавил одного Исаака; Агнец же Божий, вися на кресте, спас мир от смерти и ада. Восходя на гору для принятия смерти, Исаак разлучён был со своими отроками; разлучён был и Христос со Своими учениками, когда шёл на заклание за нас» 372.

* * *

343

Быт., XXV, 21–23.

344

По мнению Св. Ефрема Сирина, этот священник Божий был никто иной, как Сим, сын Ноя, он же и Мелхиседек. – (Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 329–30, Толк. на кн. Быт., гл. 14.)

345

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 160–161, Бес. 50.

346

Тв. Бл. Феод., т. I. стр. 75, Толк. на кн. Быт., вопр. 77.

347

Херасков, стр. 133.

348

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на разн. м. Св. Пис., ч. I, стр. 433, Обозр. книг В. Зав., Обозр. кн. Бытия.

349

Быт., XXV, 24–26.

350

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 161 и 168–169, Бес. 50 и 51.

351

Ibidem, стр. 169, Бес. 51.

352

Тв. Св. Епиф. Кипр., т. V, стр. 270, Прот. антидик., гл. 22.

353

Быт., XXVI, 1–11.

354

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 176, Бес. 51.

355

Быт., XXVI, 12–16.

356

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 185, Бес. 52.

357

Тв. Св. Григ. Нисск., т. VIII, стр. 13. Слово на день Светов.

359

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 197. Бес. 53.

360

Тв. Св. Епиф. Кипр., т. VI, стр. 239, О мерах и весах, гл. 16.

362

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 198, Бес. 53; тоже см. Ibidem, стр. 200. 202–204.

363

Тв. Бл. Феодор., I, 76, Толк. на кн. Бытия, вопр. 80.

364

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 202. Бес. 53.

365

Ibidem, стр. 219, Бес. 54.

366

Тв. Св. Ефр. Сир., т. VII, стр. 52, О братск. вразумл. др. друга.

367

Тв. Св Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 202–203, Бес. 53.

369

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 222, Бес. 54.

370

«Исаак с уверенностью и зная будущее, охотно стал жертвою». (Св. Клим. Римск., К Коринф. Посл. I, гл. 31. – см. Свящ. П. Преобр., Пис. Муж. Апостольских, стр. 132). «Когда отец вёл его на жертвенник, охотно шёл он на смерть, почему и стал он прообразом Владыки Христа». (Тв. Св. Ефр. Сир., т. IV, стр. 357).

371

«На горе Исаак спасён от заклания. Место сие купил Давид у Евуссеянина Орны (2 Ц., XXIV, 24). А гора оная есть Голгофа (лобное место), где вместо прообразовательных жертвенников водружен истинный жертвенник – Крест, и на нём принесена Истинная Жертва». (Тв. Св. Ефр. Сир., т. VII, стр. 227, Толк. на кн. прор. Исаии, гл. II).

372

Тв. Св. Ефр. Сир., т. III, стр. 135–137 и 140–141. Слово об Аврааме и Исааке; – тоже см. Тв. Св. Григ. Нисск. т. VIII, стр. 27–28, Слово на д. Светов; – Тв. Св. Ефр. Сир., т. VI, стр. 342, Песн. на Рожд. Христово, 6.


Источник: Протопопов В.И. Библейские ветхозаветные события по толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1896. - 202 с. Отдельный оттиск из Протоколов Казанской духовной академии за 1895 год.

Комментарии для сайта Cackle