Источник

121. В неделю 15-ю по Пятидесятнице

Иисус сказал ему (законнику): возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим. (Мф.22:37).

Помилуйте, – как мы можем теперь любить Господа Бога нашего всем сердцем нашим, когда наше сердце любит все то, что видят очи: и отца и мать, и жену и детей, и друзей и врагов, и все то прекрасное, что сотворил Бог и сделали люди, – и все то, чем украшена земля и небо, чем наполнены богатые дома и лавки, злато, серебро, камни драгоценные, цветы разнообразные и плоды всякого рода, чем прельщаются очи, слух, вкус и обоняние наше? Как Его любить всей душой нашей, когда душа наша покрыта грубым телом, сердце наше, как птица в клетке, бьется, желает освободиться и возлететь к Богу, но оно как будто приковано к этим, так сказать, стенкам тела и не может никак вырваться? Как любить нам Бога всеми силами души, всем сердцем и всем нашим разумением, когда мы через грехи наши потеряли все силы душевные, когда сердце наше наполнено всеми вещами мира сего, а разумение наше помрачено всеми земными познаниями? Поэтому: как мы, живя в таком грубом теле и любя все земное и познавая все тленное и временное можем любить пламенно Бога всем сердцем, всей душой нашей, и всем разумением нашим? Вот когда мы выйдем из этой темницы, сбросим с себя это грубое тело, сбросим с себя эту ветхую одежду, когда складем наши кости в могилу, а душа наша, как птичка из клетки – из тела вырвется, – и когда она на крыльях веры и любви – легкая, как привольная птица, как воздух, как звук, как свет, как быстрая молния, полетит на небо, за эти облака, сквозь эту синеву небес, и поднимется выше луны, выше солнца, выше звезд. Тогда сердце наше возгорится пламенем чистейшей любви к Богу, такой любви, какой горят и пламенеют к Нему только Херувимы и Серафимы, какой горят любовью все святые пророки, Апостолы, все преподобные и мученики; тогда и мы пламенно станем любить Господа своего, Спасителя, Творца своего и Искупителя; когда увидим Его лицем к лицу, ибо теперь не видим ясно, открыто, а видим Его, яко в зерцале гадания, как сказал Апостол, видим на иконе, видим в разных видах и образах; но не видим живого, не видим Того самого, который родился от Пречистой Девы Марии, того, который ходил на земле, учил народ, творил чудеса, который плакал о слепоте людей, страдал, умер на кресте за грехи всего мира, воскрес и вознесся на небо. Вот этого самого Господа нашего Иисуса Христа, когда мы увидим Его во всей славе, во всем блеске и величии, окруженного всеми святыми и всеми ангелами, сидящего на престоле высоком и превознесенном, как видел Его некогда пророк Исаия и умилился, растаял от того своим сердцем; о, тогда, тогда только мы Его истинно и совершенно возлюбим и всей душой, и всем сердцем, и всем разумением, и всеми силами души; а теперь мы мертвы и душой, и сердцем, – мы огрубели и умом, и сердцем, нет у нас жизни, нет огня любви, – грехи наши тушат этот чистейший огонь, обдают хладом наше сердце, покрывают мраком нашу душу. Как же мы можем любить Его истинно и совершенно, любить Его одного всей душой, всем сердцем и всеми мыслями? В нашей душе, в нашем сердце, в наших мыслях все есть, что на свете есть, все есть земное, тленное, скоропреходящее, – только Тебя, единого Господа нет, нашего Творца, Спасителя и Искупителя, который возлюбил нас более, нежели Самого Себя, возлюбил даже до смерти, смерти же крестныя, – даруй же и нам Господи этот пламень любви, который Ты взял от Отца светов, Отца любви, дабы и мы возлюбили Тебя единого всей душой, всем сердцем и всем помышлением. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle