Источник

56. На день Рождества Христова

"Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти». (1Тим. 3:16).

Братие! Воплощение Бога-Слова есть великая тайна; в нее самые ангелы желают проникнуть; но только проникают, но уразуметь оную не могут. Впрочем, знаем, что все тайны, особенно великие тайны Ты един, о Боже, разумеешь. Дай же и нам разум заглянуть в тайну воплощения единородного Сына Твоего; ибо она не для ангелов, а для нас вожделенна; она есть тайна благочестия, весьма спасительна для нашего благочестия: «велия благочестия тайна: Бог явися во плоти». Так вот, христиане, в чем вся тайна нашего благочестия! В том, что сам Бог, Бог вечный, всемогущий, всеправедный, всевидящий, всеблаженный явился во плоти на земле, – явился для того, чтобы люди познали Его, увидели Его, во всем повиновались Ему, и все, что он заповедает, исполняли. Значит – то не великая и не важная тайна, что Бог являлся Адаму и Еве в раю и беседовал с ними. То не великая тайна, что Бог являлся не раз Аврааму, и однажды во образе трех странников, и открывал ему тайны своего промысла. То не великая тайна, что Бог из огненной купины говорил с Моисеем. То не великая тайна, что Бог громами и молниями говорил с вершины горы Синая к Евреям и изрекал им законы свои и суды свои. То не великая тайна, что Бог с пророком Илией на горе Хориве вел беседу при землетрясении, буре и при дыхании хлада тонкого. Все это ничто в сравнении с тайной пришествия Бога на землю. Само св. писание это событие называет величайшей тайной: «велия благочестия тайна: Бог явися во плоти». О! Пребезначальная, неисчетная и непостижимая, – о Боже, – благость Твоя и милосердие Твое! Итак, мы проразумеваем часть этой великой тайны – о Боже! Мы знаем теперь, что наше собственное тело на Тебе, что Ты искренне приобщился нашей плоти и крови, кроме греха. Ты не взял на Себя плоть от светозарного солнца, ни от луны, ни от которой либо из звезд, – нет! Ты взял на Себя плоть от нашей маленькой земли – от плоти нашей и от костей наших; Ты нашей собственной плотью покрыл Себя: Бог явися во плоти. Великая эта тайна, но еще большая тайна та, что Ты свою плоть и кровь нам дал, облек нас в такую ризу спасения, против которой все разженные стрелы ада ничего не могут сделать вредного для нас. Теперь Ты, Боже, покрытый нашей плотью во веки веков будешь царствовать на небе, и мы будем с Тобой. Теперь Ты не оттолкнешь, не отвергнешь нас от Себя, – нет! Мы пойдем тем же путем-дорогой, каким Ты прошел. Ты перенес все скорби и злострадания в жизни, – станем переносить и мы их. Ты распялся за нас, и мы распнемся из любви к Тебе со всеми страстями и похотьми; Ты взошел на крест за грехи наши, и мы должны быть готовы пострадать и умереть с Тобой. Ты умер и положен во гроб, – не убоимся же и мы теперь, облеченные в Твою плоть, этой могилы, этого гроба, этой смерти; ибо Ты сам, быв во утробе смерти, растерзал эту утробу, и она теперь не может удержать в себе ни одной души. Ты ходил во ад и разрушил твердыни ада, разбил заклепы его, разломал двери, – о, мы теперь не боимся ада, если даже кто из нас и попадет туда. И оттуда теперь можно освободиться: ограды в нем нет, стен нет, дверей нет, запоров нет; теперь нам, покрытым плотью и кровью Иисуса Христа, легко и удобно избавиться ада; ибо мы во Христа крестились, во Христа облеклися, в плоть Его оделись – через причащение тела и крови Его. Отдал Он ее нам в вечное владение. Неужели Господь допустит в ад свое тело и свою кровь? Разве только для нового разрушения ада? Нет! Где наша Глава – Христос, там и мы, члены Его будем; где Ты, там и мы: не отступим, не отступим от Тебя, Спасителю наш, Искупителю наш, – ни в жизни, ни в смерти, ни после смерти. Если Ты Сам говоришь: «не хощу смерти грешника»; то и мы не хотим погибнуть. Спаси же нас, какими знаешь судьбами.

Христос рождается славите, и пр. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle