протоиерей Василий Бандаков

112. В неделю 11-ю по Пятидесятнице. О том, что не должно судиться с врагом

Буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дóндеже еси на пути с ним: да не предаст тебя соперник судии, и судия тя предаст слузе, и в темницу ввержен будеши. Аминь глаголю тебе: не изыдиши оттуду, дóндеже воздаси последний кодрант. (Мф. 5:25–26)

Так говорит сам Господь. Он запрещает судиться и по судебным местам водиться со своим врагом. Прежде, нежели дело дойдет до мирового или окружного суда, употреби все меры на то, дабы примириться со своим соперником или врагом: проси, умоляй, отдай ему то, что он от тебя требует, – только не доводи дела до суда. Во времена Иисуса Христа не было адвокатов, ходатаев, посредников, советников, а был только судия и исполнитель приговора, отводивший виновного в темницу; а теперь, пока дело дойдет до темницы, обберут тебя, как белочку: подателю повестки нужно дать, письмоводителю приходится дать, адвокату непременно нужно заплатить. Если попадешь в темницу: сидишь там без работы: срам, стыд, семейство голодает. А когда выйдешь из темницы, сколько сраму, сколько стыда: всякий указывает на тебя пальцем, каждый может накликать на тебя до самой смерти бесчестие и порицание и осуждение. При малейшем споре с кем бы то ни было, тебе скажут: «да ты острожный, что с тобой говорить»? Значит ты и плут, и мошенник на всю жизнь. А если человек потеряет честь, то лучше ему на свете не жить. О, не дай Бог судиться с кем бы то ни было! Есть же на свете такие бессовестные люди, которые с того только и живут, что постоянно судятся с добрыми людьми: один от природы сутяга, а другой от привычки судится; иной начитается законов, выучится крючкотворству, и норовит как бы ему с кем поссориться, потягаться, чтоб сорвать с него что-нибудь. «Да я тебя в суд, да я тебя запру в острог, – да ты пойдешь на поселение», – так говорит сутяга. Иной струсит, испугается, и в испуге поверит словам сутяги, заплатит ему, лишь бы не судиться, не позориться. Случается при разговоре ошибешься в слове, лишнее слово скажешь во гневе, сутяга подведет свидетелей, составит акт, дело передаст судье, где ловкий адвокат из мухи сделает слона, из пустяка разведет целое дело. Слышишь и удивляешься недобросовестности людской; тратишься, позоришься из-за злобы человеческой и бессовестных свидетелей, у которых образ Божий потерян. Не дай Бог с такими людьми на свете встречаться! Беги от таких людей подальше, иначе непременно попадешь в беду.

Вот почему мы должны следовать совету Господа нашего: «мирись с соперником своим; постарайся всеми мерами прекратить свое дело с врагом». Не даром и пословица говорит: «лучше худой мир, нежели хорошая война». Положим, ты выиграешь свое дело; но подумай: чего тебе будет стоить это примирение? Не слышим ли мы часто: «такой-то просудил свое имение»? Да если ты имеешь даже огромное богатство, – все можешь просудить, ибо страсть судиться обращается у человека в привычку. Не лучше ли эти расходы, эти деньги, издерживаемые на судопроизводство раздать нищим: за что ты можешь получить на небе сокровище нетленное, неувядаемое, нежели отдать оное алчным врагам – судейским – ни за что? За то, чтоб обидеть ближнего, разорить до крайности, довести его до нищеты? Какое тебе из того утешение? Только диавол радуется всякому злу. Не ты ли сам ежедневно умоляешь Бога, чтоб Он простил тебе грехи так, как ты прощаешь обиды своим ближним? Не ты ли говоришь на молитве остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим?128 А твоих долгов – грехов пред Богом больше, нежели каплей воды в море. Несчастный! ты сам утопаешь во грехах, и ближнего в грех вводишь. Горе тебе, если ты привык судиться.

Ты затянешь ближнего в острог, из которого рано или поздно он будет освобожден; а ты попадешь в такую темницу – в ад, из которого сам Бог тебя не освободит.

Боже праведный! избави нас от суда и тяжбы с нашими ближними. Аминь.

* * *


Источник: Харьков. Типолитография Окружного Штаба, № 26 1881. Печать дозволяется. Екатеринослав. Июня 30 дня 1880 года. Цензор Протоиерей, Петр Катранов

Комментарии для сайта Cackle