Источник

115. На тот же день

Скажи: чем бесславна смерть Крестителя Господня Иоанна? Не все ли равно лишиться головы, перестать жить от какого бы то ни было убийцы, от знатного или не знатного, от доброго ли человека или от спекулятора? Не бесславнее ли была смерть Господа на кресте умершего медленной, но мучительной смертью, а не кратковременной, и при том на горе, в виду жителей многолюдного города Иерусалима, а не в темнице? Скажешь: «здесь бесславия больше, ибо он умер по желанию распутной девицы»? Так ли? Да ты мне не докажешь ничем, чтобы смерть Иоанна была допущена по желанию одной девицы или же диавола, не по попущению ли Божию. Ибо смерть и жизнь всех человеков в руках Божиих, тем более рождение и смерть такого величайшего праведника: он еще во чреве матери был исполнен Духа Святого, о нем пророк предсказал за четыреста лет. Ему нужно было предварить Господа в аде, где он должен был узникам проповедывать о покаянии. Так что ты скажешь на это? Дерзаешь ли утверждать, что Иоанн умер от рук развратной плясавицы? Так и она думала, но не думала о том, что она была только орудием диавола в смерти его: именно для того, дабы вполне заслужить адские муки за развратную жизнь. Иуда не за то наследовал погибель, что продал Христа, а за то, что крепко пристрастился к деньгам. Мало ли в людях страстей столь сильных, что иной из-за денег, из-за какой-нибудь развратницы, из-за чаши пьянственной, из-за гордости готов отказаться от Христа и от вечного блаженства? Мы думаем, что и Господь, и сам Креститель желал себе такой смерти и, как пророк, мог даже предвидеть ее. Если бы не так, то иудеи убили бы его, и все же он умер бы не своей смертью. И что он потерял, умерши от рук спекулятора? Что теряет и каждый святой и мученик, который умирает подобной или еще лютейшей смертью? За гробом его ожидает слава, да еще какая. Такая, которой на земле никто и вообразить не может. За смертью ожидали его ангелы, подняли на руки, как Лазаря, отнесли его в рай. Теперь: какими венцами драгоценными украшена его глава? Какими райскими благами он наслаждается? Подумай об этом всякий, кто только может представить себе как-нибудь эту пренебесную славу. Думай и раздумывай, но ничего не выдумаешь. Иоанн Креститель теперь царствует на Небе со Христом. Ему служат Ангелы, Архангелы, пред ним открыты все райские блага. Он забыл бедственную земную жизнь свою, он забыл о своей бесчестной смерти. Он только непрестанно радуется. Украшенный светозарными венцами, он видит лицом к лицу Христа, Бога, Которого он крестил на земле, на Которого указал на земле человекам, учение, Которого провозглашал он среди иудеев и говорил: «се: Агнец Божий, вземляй грехи мира, покайтеся! Приблизилось бо Царствие Небесное»130, покайтеся, ибо секира уже при корени древа лежит, а всякое дерево, не приносящее плода, будет брошено в огонь неугасимый». О, христиане! принесем Богу покаяние и все мы, дабы сделаться нам причастниками тех же нетленных и вечных благ.

Св. Пр. Предт. и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас, грешных. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle