протоиерей Василий Бандаков

13. В тот же день

Се лежит сей на падение, и на востание многим во Израили. (Лк. 2:34)

Что сказал старец Симеон об Иисусе Христе, держа Его на своих руках, то самое, как на некоей живой картине; мы видим в лице Фарисея и Мытаря, начертанной в ныне прочтенной Евангельской притче. Праведный Симеон сказал, что чрез явление в мир Богомладенца Иисуса, одни восстанут, а другие падут, одни спасутся, а другие погибнут. И вот Фарисей, который думал, что крепко стоит – пал, что он спасется – погиб, а Мытарь, считавший себя падшим, восстал, – признававший себя погибшим, получил спасение; на этих двух человеках исполнилось слово Христово: всяк возносяйся, смирится – падет, а смиряяй же себе вознесется19 и спасется.

Се лежит сей на падение многих во Израили20. Почему? Кто не верует во Иисуса Христа, тот падет; кто не знает св. Евангелия и отвергает чудеса Иисуса Христа, тот падет; кто не признает Его Сыном Божиим, пришедшим в мир грешников спасти, тот падет и погибнет по слову Его: верующий в Меня спасен будет, а не верующий осужден будет21. Мало ли на свете иудеев и магометан и идолопоклонников, которые не уверовали во Иисуса Христа? Таковых далеко более на земле, нежели христиан. Одних Китайцев более четырех тысяч миллионов идолопоклонников. Сколько между самими христианами таких, которые только имя христианское имеют, а дела их идолопоклоннические? Пред нами Фарисей, который считал себя кругом святым человеком, а между тем Господь осудил его. За что? За гордость. Фарисей стал в молитве благодарить Бога за то, что он не похож на других людей, что он постится и милостыню дает, что он лучше других по всему, что другие и воры, и прелюбодеи, и несправедливы, – а он не таков; между тем он пред очами Божиими оказался хуже всех. И вот на нем то исполнились и слово Христово, и слово старца Симеона: возносяйся смирится; се лежит сей на падение многих во Израили. Но сей Богомладенец лежит и на востание многих во Израили22, говорит праведный Симеон. Сколько христиан из иудеев и язычников спаслось – и спасаются! Сколько уверовавших во Иисуса Христа? Сколько мучеников, пострадавших за Христа! Сколько преподобных и праведных, которые, исполняя учение Господне, изображенное во Евангелии, сделались членами тела Христовой церкви и, приняв с верой таинства, спаслись? Сколько разбойников, развратных, воров, сребролюбцев и других грешников, которые покаялись во грехах – и получили спасение? Все считали Мытаря грабителем, погибшим человеком, великим грешником, даже Фарисей осудил его; но он смирился, покаялся, смирился настолько, что не мог очей своих возвести на небо: он только воздыхал тяжко, бил себя в грудь и горько плакал пред Богом, не дерзая даже воззреть на образ Божий; никого он не осуждал, не тщеславился постом и милостыней, а считал себя презреннейшим творением пред Богом и человеками. И вот исполнилось на нем слово Господне: смиряйся вознесется23, и слово праведного Симеона: се лежит сей на востание многих во Израили24. Но не забывайте христиане того, что Тот, кого держал на своих руках праведный Симеон, был Иисус Христос; Он лежит теперь, яко Агнец Божий на престоле сем – в царстве благодати и восседает на престоле славы Своей на небе одесную Отца небесного. Как благоприлично ныне нам начать наше покаяние во грехах наших, и вместе с Мытарем повторять слово: Боже, милостив буди мне грешнику25. Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Мы своими грехами, быть может, давно закрыли двери милосердия Божия. Теперь говорю, теперь, когда Господь не на руках праведного Симеона, а на престоле лежит, яко Агнец закланный от сложения мира, и берет наши на себя грехи, и дает Себя в снедь верным для омытия и очищения грехов наших, так как Сам сказал: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный26. Теперь и мы смирим себя под крепкую руку Божию, оплачем свои грехи, и Господь простит нам их, как простил Мытаря, блудницу и разбойника и многих других грешников. Спасителю наш! отверзи нам двери покаяния, двери милосердия Твоего, и помилуй нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle