Источник

5. Поучение на тот же день

«Для чего так много освящается воды»? – спрашивает маловерный. «Для чего и в колодцах, и в реках, и в море»? На этот вопрос скажем: Святая Церковь, что ни делает, все делает с благим намерением. Как человек, отправляющийся в дорогу, запасается всеми необходимыми в путь вещами; так мы, христиане, в начале каждого года запасаемся благодатными водами на все последующее время года: – в освященной воде сохраняется благодать Божия, помощь Божия, благодать Божия весьма необходима для нас во всяких случаях жизни и на всяком месте. Для чего благочестивый христианин, когда принимается за пищу, или пьёт воду, то ограждает знамением креста и себя, и пищу и воду и всякий напиток? Молитвою, и крестом и святою водою все очищается, освящается и делается безвредным для нас; этим мы прогоняем нечистую силу, которая старается все вещи сделать для нас вредными.

Когда же вся Церковь молится и призывает Благодать Божию на воды – особенно в день Богоявления; тогда воды эти сугубо делаются для нас спасительными. Церковь обязана освящать все, чем христианин пользуется на земли; – и вот у тебя под руками благодать Божия – в том сосуде, в котором ты хранил священную воду, и ты во всякой нужде ее употребляешь. Нужно ли очистить и освятить благодатию какое-либо место в доме – ты окропляешь все святою водою. Семена ли для посева, сети ли для ловли рыбы, орудия ли для твоего ремесла, посудину ли какую, пищу и всякое питие, – даже одежду новую, – все ты должен окроплять, освящать, чтоб не приключилось тебе какое-либо горе, какой-нибудь вред, потому именно, что диавол может всякою вещью вредить человеку, соблазнять человека, и искушать и возжигать страсти.

Для чего вода освящается в реках и в морях? Для того, дабы солнце весною превращало эти воды в пары и разносило их в виде облаков ветрами по всей земли, – дабы и там, где вовсе нет ни морей, ни рек, падали с неба на поля водяными каплями дожди и орошали все поля, и делался оттого чистый и благорастворённый воздух, необходимый и весьма полезный для орошения полей, для дыхания людей, зверей и птиц. Деревья от этого покрываются зелёными листьями и плодами, поля хлебами и травами, и миллионы тварей Божиих питаются ими, и благословляют Бога – Творца своего. О! какая жизнь весною кипит на Божией земле для всех тварей! Но посмотрели бы вы, какая ужасная смерть царствует в чрезвычайно холодных и жарких местах, где благодатные дожди не охлаждают воздуха и не орошают полей, которые покрываются одними сухими костями человеков и животных! Вот для чего нужно, как можно больше и чаще освящать воды Божественною благодатию! Для всей твари необходима благодать Божия: для благорастворения воздуха, для благовременных дождей, для жизни всякой твари. Бог управляет всеми стихиями, или как царь Давид говорит: «Господь творит все, что хочет на небеси и на земли, на морях и во всех безднах. Возводит облака от края земли, творит молнии среди дождя, изводить ветер из хранилищ Своих» (Пс.134:6–7). Во всех Его действиях видна величайшая мудрость Божия. Станем же молиться Богу и призывать благодать Божию на все воды земли; а Господь прольёт эти воды и разнесёт по лицу земли – и освятить и очистить наш воздух, наши поля, и дарует жизнь и пищу всякой твари и насытит всякое творение во славу святого имени Своего.

Боже! Ниспосли благодать Свою пресвятую на наши воды и освяти их благословением небесным. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle