протоиерей Василий Бандаков

95. Поучение в день собора Архистратига Михаила

Из Божьего писания и из писания Святых Отец мы знаем, что Бог еще до сотворения видимого мира – сотворил мир невидимый, который наполнил духами или Ангелами, что многие из них, по гордости своей, воспротивились Богу, – и за то низвергнуты с небес в преисподнюю, из светлого мира в тёмный, – и когда человеки, чрез искушение диавола согрешили; то Бог, пекущийся о спасении человеков, послал на землю Ангелов, дабы они охраняли и защищали человеков от всех коварств и искушений диавольских. Для сего – не только государства, города и веси, но даже каждого человека Бог оградил этими добрыми стражами – Ангелами. От, крещения до самой смерти Ангел Хранитель обязан охранять и ограждать человека от всяких искушений, соблазнов и падений; но особенно должен ему всячески служить в деле спасения: «не все ли суть служебные дуси на служение посылаемые за хотящих наследовать спасение?» вопрошает Святый Апостол Павел.

Так, никто из нас несумневается в том, что при нас есть невидимые, усердные Ангелы; но поелику у человека есть своя воля. дарованная ему Богом, и поелику воля эта заражена грехом; то человек имеет наклонность на доброе и худое, к добру и ко злу, слушает внушения добрых Ангелов, но слушает часто и злого ангела или диавола. Сколько добрый Ангел – Ангел Божий желает нам добра; столько диавол желает нам зла; сколько Ангел желаешь спасения, столько диавол желает нам погибели. Нам кажется, что человек не должен бы склоняться на зло, потому что зараза прирождённого греха омывается крещением, произвольные грехи – очищаются покаянием, человек освящается святыми таинствами, запечатлевается печатями Духа Святого, укрепляется благодатные Божию, ограждается крестом, – чего бы еще желать человеку более? А между тем человек, особенно живущий в мире, и увлекаемый своими страстями, и ослепляемый соблазнами – более склоняется на зло, нежели на добро, скорее стремится путём греха, нежели путём добродетели.

Однажды Ангел Божий явился к Гедеону Судии Израильскому, когда сей молотил пшеницу на гумне и сказал ему: «Господь с тобою». «О, если бы был Господь с нами, то не постигли бы нас настоящие бедствия», отвечал Гедеон. Вот я молочу пшеницу и тороплюсь с семейством моим и с хлебом поскорее убраться в горы; а то вот, вот – со дня на день ожидаем нападения Филистимлян – наших жестоких неприятелей.»

Это самое можно сказать и нам. Если бы Бог был с нами, то бесы не нападали бы на нас; если бы Ангелы Божии охраняли нас, то мы не увлекались бы соблазнами мира сего. А то верно далеки от нас и Бог и Святые Ангелы, – что мы столько в мире бедствуем и от бесов, и от людей, и от грехов, и от страстей, – или, как Апостол сказал – от плоти мира и диавола. Не замечаете ли, что ныне чаще слышится на устах имя диавола, нежели имя Божие? что ныне видим больше мучимых бесами, нежели спасаемых Ангелами, более умирающих скоропостижно. Ангелы Божии знают свое дело, и усердно служат нашему спасению; но поелику мы мало сами об этом заботимся; сами предаёмся беспутным делам тьмы; то Ангелы издали оплакивают только наше несчастие; a бесы утешаются, что мы их слушаем, а не Ангелов, что мы угодное бесам делаем, а не угодное Богу. Страсти, царствующие в сердцах наших и ведущие нас путями грехов и беззаконий, отдаляют от нас святых Ангелов. Они не могут принять нас на руки, потому что мы в язвах греховных: от ног до главы, нет в нас целости.51 Что нам делать? Надобно отстать ось грехов, и приняться за добродетели, – тогда злые демоны отступать от нас, и приблизятся к нам наши добрые друзья – святые Ангелы. О! если бы они были при нас – мы не предавались бы нетрезвости и грешным делам, мы вели бы себя свято и праведно, – мы посещали бы чаще храмы Божии, а не места грехов и беззаконий – мы усерднее приносили бы Богу молитвы, соблюдали бы посты, не предавались бы корыстолюбию и роскоши. О! если бы мы желали себе более спасения, нежели погибели; то мы строго исполняли бы заповеди Евангельские; не ужели участь демонов не устрашает нас? Неужели светозарный лик Ангелов не привлекает нас?!! –

Архистратиже Михаиле! порази бесов, искушающих нас, и умоли Господа Бога о спасении душ наших. Аминь,

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle