Источник

107. Об очищении души

Господь наш Иисус Христос зашел однажды в храм Иерусалимский, и когда увидел, что во храме сидели евреи: и одни продавали волов и овец для жертвоприношений, другие голубей, а иные деньги меняли, – Он вознегодовал на них и столы менял опрокинул, повыгнал из церкви продающих и покупающих волов и овец и голубей, – и сказал им: «дом Божий назначается для молитвы, а вы превратили его в вертеп разбойников»113. Святейшая душа Его не потерпела этого.

Христиане! Благодарение Богу, в нашем храме, ни в одном, вы не увидите такого беспорядка, нерадения, неблагоуважения к святому месту; но у нас есть другой храм, храм души нашей: сердце есть престол Божий, на котором Христос Господь восседает; ибо св. Апостол сказал: «вы есте храм Духа Святого и Дух Божий живет в вас. Не весте ли, яко есте храм Духа Святого»114. A где Дух Божий пребывает, там пребывает и Сын Божий. Но спросите: во всех ли нас в душе и сердце пребывает Бог? Быть может, и наш душевный храм давно превращен в вертеп разбойников; ибо Господь о некоторых людях говорит: не может дух Мой пребывать в человецех сих115. В самом деле: может ли Дух Божий пребывать в той душе, в которой живет дух диавола, дух гордости, зависти, корыстолюбия, славолюбия, объядения, пьянства, распутства, разврата и другие нечистые страсти? Как в ином доме можно обонянием ощущать и запах кислоты, и лука, и хрена, и чеснока и всего; так и в человеке может быть множество всяких страстей. Вот почему и для чего мы говеем и исповедываем грехи свои: для того, чтоб изгнать разных гадов и всякую нечистоту, скопившуюся в храме души нашей в течение всего года. Ах! Как мудро поступает тот, кто и зарождающуюся страсть сейчас исторгает исповедью. А если человек долго не говеет и день со дня запущает свой душевный храм, так что в нем есть и гнев, и зависть и гордость, иногда пьянством согрешит, иногда грешной красотой соблазнится, иногда чужое возьмет; иногда осудит кого, позавидует кому, побранит кого, – и все это собирается в душе, все эти грехи как бы острием каким записываются на совести; человек мало-помалу привыкает валяться в блате грехов, заглушает совесть, омрачает разум, соделывает бесчувственным свое сердце; таким образом мало-помалу человек превращает храм души своей в вертеп разбойников. Прежде был кроток, смирен, стыдлив, богобоязлив: а теперь и горд, и презрителен, и невоздержен и срамослов. Таким образом его сердце, которое было храмом, раем души, наполненным всякими добродетелями, этот его храм душевный обращен в мерзость запустения; таким образом сердце его, душа его обратилась в вертеп разбойников. Но вот настали дни говения; теперь бы и приняться усердно за пост, молитву, говение, трезвость. Ах! Долго нужно молиться, и поститься, и плакать, чтоб возвратить чистоту душе, святость сердцу, светлость совести; подумайте об этом, христиане, и покайтесь, пока вы живете на свете.

Господи! Помоги нам покаяться! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle