протоиерей Василий Бандаков

139. В неделю 23-ю

«Луки гл. 8; ст. 26–40»

Братия! поняли вы, уразумели ли вы все то, что я вам прочитал из св. Евангелия? Из сего Евангелия видно, что кроме сего видимого нами мира – есть мир невидимый, духовный, и притом один мир светлый, в котором живет Бог, Его святые Ангелы и все святые; другой мир темный, в котором живут злые духи, мрачные демоны, бесы и их начальник сатана. – Да и в этом самом мире, на этой самой земле, на которой мы живем, живут святые человеки и грешные, и добрые духи и злые, и Ангелы и бесы, которые ведут непрерывную войну против Бога, против Его святых Ангелов и против нас. – Хорошо еще, что они невидимы! Избави Боже, если бы Он дозволил всем им являться к нам видимо, – мы умерли бы от одного страху. Эти бесы искушают людей, соблазняют их очами, шепчут в уши скверные мысли, ведут человека на худое дело, заставляют его грешить, пьянствовать, красть, прелюбодействовать, лгать, осуждать, завидовать и прочие грешные дела делать. – Так диавол ввел в грех праматерь нашу Еву; так он научил Каина убить брата своего Авеля; так он подал мысль Иуде продать Господа. Этого мало – бес иногда входит в человека, живет в нем, как в своем доме, говорит его языком и управляет его действиями. – Посмотрите, что делалось с Гадаринским бесноватым человеком, из которого Христос Господь выгнал бесов? Во-первых: во св. Евангелии пишется, что он был одержим не одним, но многими бесами, что эти бесы мучили его с давнего времени, и что он в платье не одевался и жил не в доме, но во гробах. В Палестине гробы делаются каменные, – высекаются в скале; когда один мертвец сотлеет, тогда туда другого покойника кладут. В этих-то гробах жили бесы вместе с бесноватым. Долго и жестоко мучили его бесы; родители сковывали ему руки и ноги, но он разрывал цепи и был гоним бесами по пустым местам. Очевидно, что он был страшный на вид: глаза навыкате, пена падала со рта, он часто скрежетал зубами, волосы были подняты; худой, страшный, в лохмотьях, или нагой; остатки разорванных цепей бряцали на его руках и на его ногах. Что, если бы вы встретили такого человека где-нибудь на поле, или в лесу, или в пещере, или на берегу озера? Я думаю, что вы умерли бы от одного страху. – От чего же такой сильный и такой страшный был этот гадаринский бесноватый? Оттого, что в нем жил не один бес, а целый легион, целый полк бесов. – Говорят, что в римском легионе считалось шесть тысяч воинов; значит, в этом несчастном жило шесть тысяч бесов. Для чего это Бог попускает бесам мучить бедную душу человека? Для того, что если бесы помучают ее здесь на земле, то не будут мучить ее на том свете во аду. Преподобный Нифонт четыре года был мучим бесом; но это для него было полезно. – Св. Апостол Павел жалуется, что ему дан был пакостник плоти, который его часто искушал. Известно, что и около каждого человека есть Ангел с правой стороны, и бес с левой стороны: сей искушает нас, а тот защищает и ограждает. Возьмите в пример пьяницу, как его бес сперва искушает и заставляет немного пить водки; потом приучает к большему питию и наконец, когда бес поселится в него, то он пьет запоем; он уже тогда в руках диавола, который тянет его в питейный дом, как тянул Гадаринского бесноватого в лес и во гроб. Разве мы не встречаем человека, в котором бывает и бес гордости, и бес зависти, и бес пьянства, и бес разврата, и многие другие страсти и бесы его мучают? Нет в нем легиона бесов, но однако есть в нем много их; они могли бы открыться только пред лицом Иисуса Христа, как в гадаринском бесноватом открылись и признались, что их в человеке целый легион. Подумайте: если этим палачам попадается человек в руки; то какая ему еще в этой жизни беда; сколь же велика будет беда в жизни будущей, когда он перейдет на руки бесов в ад на вечные мучения? – Бедная, злосчастная душа человеческая! Если один бес, одна страсть, например пьянство так мучит человека; то что сказать о многих страстях, о многих бесах? То-то я говорю: ходите в церковь, – молитесь Богу, приобщайтесь св. Таин, живите тесно со Христом, чтобы не пристал к вам бес лености, нерадения, обжорства, пьянства, разврата, сребролюбия, или другой какой-либо бес. Горе, горе той душе, которой овладеет бес, который ходит по домам, – живет в питейных домах, в домах богачей, скупых, развратных и пьяниц. Только из церкви он убегает, а то повсюду живет. В том только доме не бывает страшно, где люди живут благочестиво, где есть святые иконы, где усердно молятся и ходят в церковь Божию. – А пойдите в тот дом, где живут грешники: там невольный страх поражает вас. Отчего? Оттого, что там вместе с людьми живут бесы: бесы любят там жить, где люди ведут греховную жизнь. Добрые дела нравятся Богу, а худые и грешные дела нравятся бесу, – Бог живет там, где добрые дела делаются; а бесы там живут, где худые дела делаются! О, Боже, спаси нас и сохрани нас от бесов, искушающих и соблазняющих нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle