протоиерей Василий Бандаков

144. О размышлении о Боге и о самом себе

Что мне делать? Говорить ли, или молчать? Как? После столь долгого молчания – еще молчать? Да и за прошедшее молчание придется кому-либо отвечать пред Богом. И неужели вы думаете, что во все это продолжительное время я молчал? Нет, – я говорил или с Богом, или с человеками, или с самим собой. Да и можно ли не говорить с Богом, если Он везде: и на небе и на земле; и на море и на суше, и днем и ночью с нами и при нас? Можно ли с ним не говорить, если Он около нас – в нашем сердце и в нашем разуме? Можно ли не встретиться с мыслью о Боге, если подымишься духом на небеса, пробежишь мыслью это бесконечное пространство; станешь считать звезды, переноситься с звезды на звезду умом, подумаешь об их страшной отдаленности, об их необъятной величине, непостижимом пространстве путей, которые они пробегают; или подымишься умом на третье небо, или на небо небес, пробежишь мимо миров, наполненных херувимами и серафимами и всеми тмочисленными духами, или подымишься до самого престола Божия, куда доходят одни молитвы и милостыни человека, – как сказал Ангел Корнилию Сотнику158, – где Бог среди беспредельности и вечности Один, и предписывает законы всякой твари, назначает место для жизни и деятельности человеков?! Но почто я дерзаю туда возносить мою мысль? Разве на земле нет Бога? Не каждая ли тварь, животное, былинка, камень проповедует славу премудрого и всемогущего Бога? Кто управляет морями и бурями, холодом и огнем, водами и снегом? Не все ли эти дела Божии проповедуют живо и ясно славу Божию? Все: земля, и море, и скалы, и все, все – самая внутренность земли, в которой горит море огня, уготованное диаволу и ангелам его – все это проповедует творение рук Божиих, дела Его, могущество Его, правду Его. Как же с Ним не говорить, не беседовать? Как не думать о Нем? Но человек живет еще сам с собой, чаще, быть может, с собой, нежели с Богом; но как не беседовать с самим собой? Станешь ли блуждать мыслью в веках прошедших; встречаешь ли там новосозданный сей мир, первых народов: потоп, чудеса Божии, сотворенные руками Моисея, Самуила, Илии пророка, – руками пророков, Апостолов, руками самого Сына Божия – неужели все это не может обратить на себя внимание, не заставит призадуматься, поразмыслить? Перенесешься ли мыслью за пределы гроба: там видишь суд Божий над праведными и нечестивыми, рай и ад, – и все же возвращаешься в свою душу и читаешь в уме великую книгу величайших дел Божиих – уже совершенных и еще имеющих совершиться; но я же все остаюсь сам с собой, – все же не несу на суд Божий лукавые мои деяния. И я молчал бы, до смерти не открывал бы пред вами уст моих; – но ах! от вашего спасения зависит и мое собственное! Как же мне с вами не говорить? Как мне молчать пред вами? Кто меня утешит, как не вы? С кем мне делить мою скорбь и мою радость? Ведь встретимся же, да еще скоро встретимся, по ту сторону гроба. Вот почему мне желательно наговориться с вами теперь, – о чем наговориться? Очевидно, не о царстве земном, скоропроходящем, но о царствии загробном, вечном. Не пустые речи о коммерции, о торговле, о хозяйстве, о скотах и зверях должны наполнять уста наши, – нет! речи пророков и изречения Апостолов и святых отец; а чаще слова Самого Иисуса Христа должны быть предметом нашей беседы, нашего размышления. Что люди говорят и пишут, то чаще бывает ложь и неправда, как Апостол Павел сказал; а что сказал Бог, что написал Дух Святый, – то все вечная правда, вечная истина. Какая польза человеку, если бы он приобрел и целый мир? Никакой, если душу свою погубит. Богатство – гибель для человека. Много ли было богачей спасающихся? Авраам, Иов, Давид и Закхей; но или тяжкие скорби сопутствовали их жизни, или они раздавали все, что имели у себя, прежде нежели вступали на путь спасения. – Авраам должен был по повелению Божию принести сына своего в жертву; Иов все потерял и огнем очистил себя от бремени богатства; Давид слезами; Закхей все богатство раздал, дабы только спасти душу свою. И так, Бога благодари тот, кого Господь сохранил от тяжести богатства. Нет, лучше страдать, нежели веселиться, лучше нести горе, нежели вести роскошную жизнь. Не напрасно Господь пострадал за грехи наши, – великое торжество неба и земли, Ангелов и человеков, будет тогда, когда Господь явится в последний раз, когда станет судить живых и мертвых, и всем грешникам, которые как-нибудь пред смертью покаются, скажет: «войдите в рай и в радость Господа своего, и наслаждайтесь вечным блаженством». Желаю всем вам, братия, услышать сей вожделенный глас возлюбленного Жениха, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же да будет честь и слава во веки веков. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle