протоиерей Василий Бандаков

25. В неделю блудного сына

Нынешняя неделя называется неделей блудного сына; почему же не называется неделей блудной дочери? Мало ли между нами и блудных сыновей и блудных дочерей, одинаково несчастных, равно погибающих в блате грехов, равно мертвых душой, равно могущих покаяться, воскреснуть, ожить и принести чистосердечное покаяние? Те и другие, отцы и дети, сыновья и дочери – чада Божии, и потому название недели блудного сына заключает в себе понятие о всех грешниках. Впавшие в тяжкий грех называются падшими потому, что душа грешника кажется как бы впавшей в пропасть, отпадшей от Бога и людей, потерянной, потому что грешник, какой бы то ни был: блудник, или пьяница, или вор, ходит, как потерянный, или как будто потерявший что; погибшим называется, ибо над ним висит гнев Божий, ему грозит нечаянная смерть, суд Божий, погибель во аде. Правда, что пока человек живет, то все еще надеется покаяться, хотя часто бывает, что он до смерти себя обманывает: от греха прежде всего тотчас умирает душа, как тело умирает от чада, хотя телом и живет человек; но грешнику две величайшие опасности на земле угрожают: или нечаянная смерть, или отчаяние. Смерть посылает Бог, а отчаяние насылает диавол. В отчаяние человек впадает или от стыда или от пьянства; но блажен тот человек, который успевает обдумать свое положение, и тотчас бежит к священнику и признается во всем. В таком разе он уподобляется человеку, который решается во что бы то ни стало перескочить глубокую пропасть. Казалось бы, что за труд прийти к духовнику и искренно и откровенно рассказать свое горе; но диавол, поймавший в свои руки грешника, как лютый зверь свою добычу, ни за что не выпускает его из рук своих. Он тотчас внушает грешные мысли: «не бойся греха, и другие грешат; еще покаешься, грех приятен, еще поживешь на свете». При таких мыслях несчастный блудник ходит той же дорогой греха, пьяница спешит в кабак, сребролюбец еще и еще захватывает чужое, строит новые планы для наживы; таким образом грех обращается в привычку, а наконец в природу. Тогда уже не разум и не Бог управляет жизнью и делами человека, но один диавол. Ни стыд, ни позор, ни обличение, ни укоризны, ни побои, никто и ничто не может сбить грешника с пути его беззаконного. Иногда совесть и пробуждается, иногда на мысль приходит и смерть и суд Божий и ад; но все это отуманивается глубоким мраком любимой страсти и диаволом. Смотрит он, что и Бог в совесть его толкает, и ангел хранитель предохраняет от нечаянной смерти, и слово доброго друга вразумляет, и слово Божие иногда поражает слух, и колокол призывает на молитву, но «еще и еще погрешу и покаюсь», говорит грешник.

Брат мой! блудный ли ты сын, блудная ли ты дочь, не забывай никогда того, что Отец небесный, по бесконечному милосердию Своему, более радуется о едином грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не требующих покаяния, и ангелы радуются и все святые радуются. Да и может ли не радоваться об обращении тебя грешника Тот, Кто сотворил тебя для твоего же блаженства, Кто пострадал за тебя на кресте? Тебя сотворил Господь для блаженства вечного, а ты по злой воле отвергаешь Бога и свое вечное блаженство, и соединяешься с диаволом; любишь его черные, злые и грешные дела. О! как несчастен тот, кто сам себе устрояет вечную погибель! Сладко в раю, горько во аде. Покаемся, одумаемся, христиане; Отец небесный зовет нас к Себе; покаемся, как блудный сын покаялся; двери покаяния отверсты и на земле и на небе, остается нам открыть только двери сердца для слез, для чувствования, для покаяния, для благодати.

«Покаяния отверзи и мне двери Жизнодавче». «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей». Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle