Источник

28. В ту же неделю

«Согреших на небо и пред Тобою, и уже несьм достоин нарещися сын Твой» и проч.38 Вот покаянная молитва блудного сына! Братие! Я не спрашиваю: кто из нас блудный сын? Мы все грешники, удалившиеся от Бога на страну далече, в страну слишком далекую от неба, от Ангелов и от Бога. По мере того, как далеки наши мысли и желания, наше сердце от Бога, мы сами далеки от Бога. Мы в стране далекой, в стране, где находился блудный сын; но последний почувствовал всю тяжесть своего положения, возвратился к отцу; а мы не чувствуем себя отчужденными от Бога Отца и не думаем возвратиться к Нему. Пусть блудный сын послужит нам примером и покажет: как нужно возвращаться к отцу? Послушаем: как он покаялся, как молился перед отцом своим; так и мы будем молиться перед Отцем небесным, когда вздумаем покаяться и возвратиться к нему. «Ах! Я согрешил против неба и против Тебя, Отец! – согрешил, ибо забрал у тебя все, чего желала душа моя; все получил от Тебя, но по упорству моему, я крайне оскорбил Тебя, отлучился от Тебя, бросил Твой дом, отошел в страну отдаленную, предался там всем грехам и беззакониям, расточил богатство Твое, истощил мои силы, дал себя пожирать страстям моим; и на мою долю остались только – бедность, голод и холод, болезнь, горе, несчастье, скудная пища, бедственная жизнь. О! Отец мой, я тяжко согрешил на небо и перед тобой. Стыдно мне смотреть на небо, на землю и на людей. Как мучит меня совесть, как терзает раскаяние, как трепещет моя душа! Кости мои иссохли, кровь моя перегорела от пьянства, от разврата; тело трепещет, нет сна у меня покойного, свет предо мной покрылся мраком. Отче! Согреших на небо и пред Тобою! Ах! Я уже недостоин того, чтобы называться сыном твоим; нет! Я желал бы, чтобы ты принял меня в число прислуги твоей, потому что она далеко счастливее меня; она сыта и пользуется довольством в твоем доме; а я умираю от голода, я давно уже не видел насущного хлеба; и уже несми достоин нарещися сын твой, сотвори мя яко единого от наемник твоих». Подумал блудный сын, раскаялся и поспешил к отцу своему, и отец издали увидел его, вышел к нему навстречу, обнял его, облобызал и одел его в новую одежду, дал ему на руку золотое кольцо в знак и память всегдашнего прощения и примирения. Вот образ того, как премилосердый Господь прощает грешника, если он покается! Что теряет грешник, когда удаляется от Бога? Все теряет: и душу, и тело, и свет разума, и мир души, и спокойствие совести, теплоту любви, и небо, и землю, и блага временные, и рай, и блаженство; мало сего: он делается добычей ада, мучений, неусыпающих червей, вечного пламени, содружества с демонами и подвергается вечному проклятию Божию. Что приобретает, когда покается? Дружбу Ангелов и святых, любовь Отца небесного, любовь Сына Божия, любовь Духа Святого, прощение грехов, блаженство вечное. И чего стоит грешнику покаяться? Нужна решимость быть благочестным. О! Если бы грешник видел над головой своей ту кару Божию, которая ему угрожает, ту пропасть, которая изрыта ему грехом, в которую он неминуемо будет ввержен; то он непременно покаялся бы. К несчастью, грешник слеп и не видит этой пропасти. И удивительное дело: вот сидит пьяница над своей чашей; она горька ему и убийственна, но он пьет дотоле, пока умрет нечаянно. Вот сребролюбец собирает сокровища, во всем себе отказывает, голодной смертью умирает. Вот распутный продолжает валяться в нечистоте: вот уже болезнь его постигла, расслабление; но похоть плоти жжет и мучит его и на краю гроба, – он иссохший, измученный, расслабленный умирает. О, Боже, Боже! Почему бы не решиться однажды и навсегда утушить пламень страсти? «Еще одну тысячу наживу, – говорит сребролюбец, – тогда хоть умирать»; «еще попьянствую один годок, – тогда перестану»; но год этот еще не прошел, а он умер; «еще немного побуду в блате моих страстей и покаюсь»; но смерть застигает нечаянно; и грешник умирает без покаяния. Какая наша обманчивая жизнь! Никто в мире так себя не обманывает, как грешник – этот блудный сын. Мало ли этих злосчастных в мире? Боже мой! Стоит ли мир той славы, и той награды, какая его ожидает в вечности? По бесконечной любви Своей, Господь сотворил нас для того, чтобы и мы наслаждались жизнью и всеми Его благами, – искупил нас, вырвал из рук диавола, и, соединив Божество с человечеством в лице Сына Своего, захотел через то сродниться с нами, чтобы посадить нас на престолах выше всех тварей, сделать причастниками Божества и участниками в славе, которой награжден за Свои страдания Сын Божий. Будучи на земле, Сын Божий молился к Богу Отцу, чтобы Он и мы были одно и то же39, и чтобы предоставил нам вечное, по смерти, блаженство. А мы? Мы ничем не дорожим: ни вечной славой, ни вечными благами. Какое ослепление! Какое упорство с нашей стороны! Но спросите: чем мир нас награждает за то, что мы его любим? Чем награждают нас наши страсти? Чем награждает, диавол, будучи сам беднее всякой твари? Болезнями, нечаянной смертью, вечными мучениями ада! Какое несчастье жить на стране далече, вдали от Бога и жизни Божией, и ожидать вечной погибели за грехи наши!

О, Боже! Вразуми нас, просвети нас, – мы много согрешили на небо и пред Тобою; оторви нас от грехов наших, прости, помилуй нас, возврати нам Твою первую любовь. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle